Оксана Киселева
Рабочая программа «Оригами»
▼ Скачать +Заказ
I. Пояснительная записка
Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно - тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Публикация «Рабочая программа „Оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.1Актуальность
Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, квадрат, треугольник, сторона и т. д., происходит развитие глазомера. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывании) со словесными комментариями (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Можно занятия оригами соединить с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и животных.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – направленна на всестороннее интеллектуальное, эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей средствами оригами.
Основные задачи по программе
• Познакомить детей с новым видом искусства.
• Развивать мелкую моторику.
• Обогащать словарь детей за счет введения терминов, принятых в оригами.
• Формировать связную речь.
• Закреплять знание геометрических фигур.
• Развитие глазомера. Развитие умения координировано работать и правой и левой рукой.
• Развитие конструктивного мышления.
• Вырабатывать умение слушать, понимать и выполнять инструкции.
• Активизация мыслительных процессов.
• Развивать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
• Способствовать концентрации внимания.
• Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
• Развивать воображение и фантазию.
• Создавать положительный эмоциональный настрой.
Организационно - методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп) Программа «Волшебное искусство оригами» рассчитана на 3 месяца (средняя, старшая, группа). Занятия проводятся два раза в неделю во вторую половину дня. Количество детей в средней группе 8 человек, старшая группа 5 человек Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа. Общее количество учебных занятий за три месяца – 24.
Методы, используемые на занятиях кружка:
• Беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок.
• Рассматривание иллюстраций.
• Показ образца выполнения последовательности работы.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов. 6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся сочетать цвета по тону и оттенкам.
1.3 Принципы реализации Программы
• Научатся различным приемам работы с бумагой.
• Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
• Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.
• Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
• Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
• Мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• Познакомятся с искусством оригами.
• Овладеют навыками культуры труда.
1.3 Результативность данной программы.
Воспитанники будут знать:
1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами : свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги.
2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои. Принцип создания книг, коробок. Иметь начальное представление о дизайне, декоративно – прикладном искусстве.
3. Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
1.4 Сроки реализации Программы
Данная Программа рассчитана на 3 месяцев обучения детей от 4 – 6 лет с разным уровнем физической готовности. Сроки реализации программы с 03.06. по 30.08. – 12 недель.
Целевая аудитория: Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6 лет. Занятия проводятся по подгруппам от 6 до 12 детей.
Список детей, посещающих кружок (прилагается)
II. Расписание образовательной деятельности (учебный план) и режим работы
Организационно - методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп) Программа «Волшебное искусство оригами» рассчитана на 3 месяца (средняя, старшая, подготовительная группа). Занятия проводятся два раза в неделю во вторую половину дня. Количество детей в средней группе 8 человек, старшая группа 6 человек Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут подготовительная группа.
Расписание занятий
Возрастная группа День недели
Время проведения занятия
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа Среда 15.45-16.05
16.15-16.45
Четверг 15.45-16.05
16.15-16.45
Учебный план
Название кружка Количество
занятий в неделю Количество
занятий в месяц Количество
занятий за период обучения
кружок
«Умелые ручки»
2 8 24
2.1 Календарно-тематический план
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Умелые ручки»
№ П/П
Название темы
Кол-во Занятий
1 Знакомство с разными видами бумаги, Правила пользования материалами и инструментами. Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола 1
2 Сказка квадратика 1
3 Гусеница 1
4 Листья 1
5 Яблоко 1
6 Гриб 1
7 Закладка для книги 1
8 Итоговое занятие 1
9 Бабочка 1
10 Рыбка 1
11 Щенок 1
12 Зайчик 1
13 Кораблик 1
14 Звездочка 1
15 Голубь 1
16 Итоговое занятие 1
17 Слон 1
18 Письмо карлсону 1
19 Цветок 1
20 Сердце 1
21 Воздушный змей 1
22 Лисичка 1
23 Жук 1
24 Итоговое занятие 1
Перспективное планирование
Средняя группа
Месяц Вид занятия Тема Программное содержание Примечание
Июнь Знакомство с разными видами бумаги, Правила пользования материалами и инструментами. Упражнение – складывание салфеток для сервировки обеденного стола Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве
Конструирование Сказка квадратика Познакомить детей с поделками из бумаги. Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 29
Конструирование Гусеница Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клее С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 11
Конструирование Листья Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14
Июнь Конструирование Яблоко Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 14
Конструирование Гриб Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка. Т. И. Тарабарина
«Оригами для начинающих», стр. 33
Конструирование Закладка из «конфеток» Познакомить детей с формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук. С. В. Соколова
«Оригами для самых маленьких», стр. 18
Конструирование Итоговое занятие «Волшебные зайчики»
Учить детей складывать из квадрата зайчика, учить складывать базовую форму «воздушный змей», проглаживая линии сгиба.
Продолжать учить детей ориентироваться на квадрате, находить правую левую стороны, углы.
Конспект
Перспективное планирование
Средняя группа
Месяц Вид занятия Тема Программное содержание Примечание
Июль Конструирование Бабочка Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 34
Конструирование Лягушонок Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 37
Конструирование Рыбка Закрепить умение детей складывать форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 36
Конструирование Щенок Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Используя аппликацию, оформить мордочку щенка. Развивать у детей художественный вкус. Помочь изготовить маску для игр Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 40
Конструирование Зайчик Научить детей складывать зайчика, используя форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 43
Конструирование Кораблик Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 4
Конструирование Звездочка Вспомнить как складывается фигура «конфетка», изготовить 8 деталей из 2-4 цветов С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18
Конструирование Итоговое занятие
Звездочка Из полученных на предыдущем занятии фигур «конфетки», склеиваем фигуру звезды на круглое основание. Учить детей следовать словесным указаниям, внимательно и аккуратно соединять части композиции. Воспитывать художественный вкус, усидчивость С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких», стр. 18
Перспективное планирование
Средняя группа
Месяц Вид занятия Тема Программное содержание Примечание
Август Конструирование Голубь С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру голубя. Развивать воображение. Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких»
Конструирование Слон С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру слона. Развивать воображение. Учиться узнавать в сложенной бумаге знакомые фигуры С. Афонькин «Игры с бумагой для самых маленьких»
Конструирование Жук Учить детей работать с базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Учить ребёнка аккуратно складывать бумагу, чё тко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Конспект
Конструирование Итоговое занятие
«Рыбки в аквариуме» Учить создавать образ аквариума;
закреплять умение складывать основные элементы в технике оригами; продолжать учить располагать детали композиционно; развивать глазомер, ориентирование на поверхности, мелкую моторику;
Конспект