Екатерина Ныркова
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированности первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Актуальность программы. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому, что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта и трудолюбие.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Цель: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• формирование экономических представлений и компетенций,
• развитие экономического мышления дошкольников,
• воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики,
• обучение правильному отношению к рекламе, умению разбирать в ней,
• обучению правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разному их использованию,
• обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Отличительные особенности программы:
Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий: «труд», «профессия», «потребность», «деньги» - к более сложным финансово – экономическим явлениям: «товарно – денежные отношения», «купля – продажа», «бюджет» и др.
Адресат программы:
Дошкольники подготовительной группы, седьмого года жизни.
Срок реализации: 1 год
Формы обучения:
Программа реализуется через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, беседы о финансовой грамотности с использованием ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды.
Деятельность педагога с детьми:
Программа рассчитана на 8 месяцев, 1 раз в неделю во второй половине дня, длительностью 30 минут.
Тематическое планирование
Октябрь
1. «Труд-продукт» Отметить, что результатом труда людей является продукт-полезная нужная вещь, продукты труда – это богатство
2 «Труд-деньги» Закрепить у детей знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд люди получают деньги.
3 «Денежные знаки». Дать сведения о производстве знаков. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства.
4 «Валюта» Познакомить детей с валютой – деньгами других стран (франк, доллар, евро)
Ноябрь
1"Семейный бюджет». Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия.
2 «Бюджет – источник дохода и расхода». Дать понять детям, что такое доходы и расходы. Воспитывать разумные потребности
3 «Сбережения» Расширить представления детей о доходах и расходах, подвести к пониманию понятия «сбережения»
4 «Денежная прибыль и долг». Раскрыть детям понятия» прибыль, долг, рассказать о зависимости между «качеством» товара и получаемой «прибылью» при его продаже
Декабрь
1 Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой». Сформировать у старших дошкольников представление о расходах семьи. Познакомить дошкольников с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные; научить тратить собственные деньги с пользой.
2 «Банк» Дать понятие, что такое банк. Уточнить представления детей о некоторых операциях, производимых в банке
3 «Деньги-банк» Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк
4 «Цена-ценник» Познакомить с ценником. Научить детей сопоставлять цену товара с имеющимися у них наличными деньгами.
Январь
1 «Группировка товаров по разным признакам» Дать представление о многообразии товаров, научить группировать их по разным признакам.
2 «Разные товары» Углубить представления детей о разнообразии товаров. Воспитывать бережное отношение к вещам.
3 «Взаимообмен товарами» Дать детям представление о взаимообмене товарами между странами.
4 «Деньги – средства обмена товарами» Расширить знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товарами между людьми
Февраль
1 «Реклама» Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах
2 «Реклама – двигатель торговли» Уточнить знания детей о рекламе; показать рекламные листовки
3 «Профессии людей в рекламных агентствах» Расширить представление детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве
4 Командная игра «Рекламный бизнес». Сформировать у старших дошкольников представление о рекламе. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Март
1 «Заводы нашего города» Сформировать у детей представление о заводах: местоположение, выпускаемая ими продукция, товарный знак
2 «Магазин. Рынок» Раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке.
3 «Все профессии важны» Уточнить знания детей: «Люди каких профессии производят еду, жилище, обувь и т. д.»
4 Станционная игра «Удачная покупка». Закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Апрель
1 «Лотерея» Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи
2 «Экономическая рыбалка» Закрепить в речи слова: «дешево-дорого», «много-мало».
3 Экономика в сказках Развить у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.
4 «Путешествие по стране финансовой грамотности». «В поисках сокровищ». Развитие интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания рационального поведения в мире финансов.
Май
1 «Аукцион» Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе.
2 «Ярмарка» Рассказать, чем сегодняшняя ярмарка отличается от ярмарки, которая проходила в старину
3 «Юные экономисты» Развивать смекалку, сообразительность, фантазию.
4 Игра викторина «Мы ребята деловые» воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности; расширить представление детей о труде взрослых; уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара; формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи
Ожидаемые результаты освоения программы:
Дошкольник должен:
- знать основные финансово-экономические понятия и категории;
- иметь знания о новых профессиях и уметь рассказывать о них;
- обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов;
- воспитывать в себе такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знать российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимать суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения;
- проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечать и ценить заботу о себе, радоваться новым покупкам;
- понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- проявлять сочувствие к другим в сложных ситуациях.
Материально-техническое обеспечение программы:
Технические средства обучения: ноутбук – 1шт, телевизор - 1 шт., принтер 1 шт., расходные материалы: чернила (комплект 4 шт., бумага (2 пачки).
Учебно-методические пособия: игрушки, дидактические игры, мультфильмы, художественная литература, пособия для родителей, папки-передвижки
Раздаточный материал: карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, игрушечные деньги.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы принимает участие воспитатель высшей квалификационной категории, прошедший курсы повышения квалификации по данной тематике.
Методическое обеспечение программы:
- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);
- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;
- сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);
- сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;
- сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;
- художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.
Форма организации: групповая
Схема общения педагога с детьми включает:
1. Мотивационный этап: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)
2. Содержательный этап: 22 мин. (дидактическая игра, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).
3. Рефлексивный этап: 4 мин. (подведение итогов)
Формы аттестации:
- Лэпбук «Финансовая грамотность»
- Лэпбук «Профессии»
- Проект «Юные финансисты» с презентацией
- Открытое занятие для родителей - игра викторина «Мы ребята деловые»
Формы отслеживания и фиксации результатов:
журнал посещаемости
фото
информация на сайте МДОУ
Форма подведения итогов реализации данной программы являются:
*Мониторинг индивидуальных достижений детей
*Презентация для родителей.
Мониторинг усвоения ожидаемых результатов дошкольника
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности.
Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.
Экономика
Владеет понятием «Экономика»
Умеет выделять экономическое понятие из художественных произведений
Потребности
Умеет устанавливать взаимосвязь потребности и возможности
Труд, профессии
Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров
Умеет выделять цепочку трудовых действий трудовых действий
Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»
Бартер
Владеет понятием «бартер»
Умеет определять выгодность «бартера»
Самостоятельно совершает обменные операции
Выгода и убыток
Умеет владеть понятием «выгода», «убыток»
Определяет выгодность сделки
Деньги
Владеет понятием «купюра», «банк»
Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу
Реклама
Владеет понятием «Реклама»
Осознает взаимосвязь «Реклама-продажа»
Бизнес и капитал
Владеет понятием «капитал», «бизнес», «купля», «продажа»
Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
Задания:
1. Экономика. Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).
Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»
Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.
Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»
2. Потребности. Цель: выявить знания детей о потребностях и возможностях человека
Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин»
Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.
3. Труд, профессии. Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий. Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко» Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги»
Дидактическая игра «Необычайное путешествие».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства.
4. Бартер. Цель: выявить знания детей о бартере
Игра – ситуация «Бартер»
Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.
Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «Интересный обмен»
Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.
Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «В стране «Обмении»
Материал: карточки, фломастеры, карандаши.
5. Выгода и убыток. Цель: выявить знания детей о выгоде и убытке
Дидактические игры «Удачная покупка», «Рынок»
Материал: товары, деньги
Беседа по художественному произведению «Как мужик гусей делил»
6. Деньги. Цель: выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке.
Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»
Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги Дидактические игры «Магазин «Катюша»
Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.
7. Реклама. Цель: выявить знания детей о рекламе
Дидактическая игра «Мир рекламы»
Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи Дидактические игры «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар»
Материал: письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование.
8. Бизнес и капитал. Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже
Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»
Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.
Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»)
Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (подготовительная группа)
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Список литературы
1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт. - сост. Т. А. Шорыгина. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт. -сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. -М. ,2002.
4. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336с.
5. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О. А., Терешева О. В. - Калининград: КОИРО, 2018.
6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада //Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.
7. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей. Учебно-методическое пособие. / Еремина М. О., Козлова И. А. и др. - Калининград, 2017
8. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт. -сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева. - Волгоград : Учитель. – 186 с.
9. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
10. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования / Шатова А. Д., Аксенова Ю. А. и др.