Оксана Белова
Рабочая программа дополнительного образования кружка «Умелые руки» на 2012–2015 учебный год с детьми 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Учебно – тематический план.
3. Перспективно – тематический план.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
5. Работа с родителями.
6. Работа с педагогами.
7. Список используемой литературы.
Приложения к программе :
- Конспекты НОД
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования кружка „Умелые руки“ на 2012–2015 учебный год с детьми 4–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Мне самой нравиться работать с бумагой, создавать различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый доступный и уникальный способ работы с бумагой. По опросам родителей (анкетирование) стало понятно, что они тоже заинтересованы, чтобы их дети занимались у меня в кружке и овладели навыками работы с бумагой.
Актуальность: Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Принципы реализации программы :
1. Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.
2. Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого, к сложному).
3. Заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.
4. Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.
5. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.
Отличительной особенностью программы «Умелые руки» является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Настоящая рабочая программа описывает курс работы с детьми дошкольного возраста 4— 7 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по ручному труду для МДОУ с учетом обновления содержания по программе «Творчество детей в работе с различными материалами» Е. К. Брыкиной.
Режим проведения: один раз в неделю во второй половину дня. Продолжительность НОД: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество НОД в год – 36.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Дети должны иметь представление:
- о искусстве оригами;
- о разнообразии видов бумаги;
- о различных приёмах работы с бумагой.
Дети должны знать:
- основные базовые формы техники оригами;
- свойства бумаги.
Дети должны уметь:
- следовать устным инструкциям педагога;
- создавать различные изделия из разного вида бумаги;
- создавать коллективные композиции;
- выбирать бумагу для работы;
- дополнять поделку различными деталями;
- аккуратно работать с ножницами, клеем.
Средняя группа
• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
• Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
• Научатся видеть необычное в обычных предметах
• Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
• Овладеют различными приемами преобразования материалов.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
• Разовьется поисковая деятельность.
• Освоят умение анализировать поделку.
• Сформируется положительное отношение к труду.
• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
• Подготовится рука к письму.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: промежуточный – в сентябре, итоговый – в мае.
Формы подведения итогов
- Изготовление альбома детских работ.
- Проведение выставок детских работ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(средняя группа)
№ п/п РАЗДЕЛ Количество
НОД
1. Вводное «Знакомство со свойствами бумаги» 1 (теоретическое)
2. Волшебные полоски 4 (практическое)
3. Рваная бумага 3 (практическое)
4. Мятая бумага 2 (практическое)
5. Оригами 10 (практическое)
6. Объёмная аппликация 10 (практическое)
7. Игры с бумагой 5 (практическое)
8. Итоговое. Викторина «Что, где, когда?» 1 (теоретическое)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(старшая группа)
№ п/п РАЗДЕЛ Количество
НОД
1. Вводное. «Волшебные свойства бумаги»1 (теоретическое)
2. Мозаика из бумаги 4 (практическое)
3. Объёмная аппликация4 (практическое)
4. Обрывная аппликация 4 (практическое)
5. Аппликация из салфеток 3 (практическое)
6. Аппликация из ваты и бумаги 4 (практическое)
7. Аппликация из петелек 3 (практическое)
8. Мятая бумага 3 (практическое)
9. Поделки из цилиндров 3 (практическое)
10. Аппликация в технике обрыва 4 (практическое)
11. Оригами 4 (практическое)
Методическое обеспечение
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
(подготовительная подгруппа)
№ п/п РАЗДЕЛ Количество
НОД
1. Вводное «Что такое оригами» 1 (теоретическое)
2. Оригами 34 (практическое)
3. Итоговое. Оформление альбома 1 (практическое)
Форма работы : тематическая совместная деятельность.
Методы работы :
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный (рассматривание иллюстраций, показ выполненных педагогом работ;
- практический.
Уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Материал для работы с детьми
1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).
2. Цветной картон (однослойный и многослойный).
3. Фломастеры, маркеры, карандаши.
4. Вата.
5. Пух. Перья.
6. Обертки от конфет и шоколада.
7. Цветные иллюстрации.
8. Клей. Кисти.
Инструменты для работы
1. Ножницы.
2. Линейка.
3. Клей.
4. Кисти.
5. Салфетки.
Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами
• Работай за своим рабочим местом.
• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
• Во время работы держи рабочее место в порядке : откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
• Нельзя брать в рот мелкие детали.
• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
• При работе не держи ножницы концами вверх.
• При вырезывании деталей поворачивай бумагу.
• Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
• Не работай ножницами с ослабленным креплением.
• Береги инструменты, экономь материалы.
• Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Список используемой литературы
1. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для дошкольников. – СПб. : Детство – пресс; 2008.
2. Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
3. О. Щеглова. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов на Дону: Издательство дом «Владис», М. : Издательский дом «Рипол Классик»; 2007.
4. Брыкова Е. К. Творчество детей в работе с различными материалом. – М. : Педагогическое общество России; 1998.