Чепикова Виктория
Пути совершенствования взаимодействия педагога ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: совершенствовать навыки общения воспитателей и родителей.
Реквизит: лист бумаги, ручка.
Ход занятия
Упражнение «Психологическая речевая настройка» :
Цель: создание положительного эмоционального фона в группе; создание атмосферы доброжелательности и защищенности.
Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Речевые настройки должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.
Публикация «Пути совершенствования взаимодействия педагога ДОУ с родителями» размещена в разделах
Я рада видеть Вас всех. Пусть эта встреча принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга. Давайте улыбаться друг другу, ведь каждая улыбка это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребность физиологическая (голод) и психологические (потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Способность к общению у человека врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности. Воспитатель важный источник общения детей и взаимодействию друг с другом с родителями.
Таким образом, общение это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
Упражнение «Окно».
Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.
Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте ее через стекло. Чем выразительнее и полнее передается эмо-циональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.
Общение воспитателя и родителя – тема деликатная и ответственная. От того, как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателя.
Задание «Изменяем ролевую позицию в общении».
Согласно Эрику Берне, в каждом из нас как бы живет одновременно три человека: «Родитель», «Взрослый», «Дитя». Позиция «Я» как «дитя» - подчеркивается особой чувствительностью, ранимостью, зависимостью, подчиненностью. Позиция «Я» в роли «родитель» – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли взрослого – подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Попробуем сознательно управлять выбором ролевых позиций в общении. Один из воспитателей произносит фразу в любой из трех ролевых позиций, другой определяет и обосновывает, какую позицию занимал говорящий. Фразы для упражнения: «Когда нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»; «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке»;
Т. П. Гаврилова пишет, что для развивающего общения педагогов с родителями необходимо осваивать психотехнику диалога, уметь слушать, держать паузы, владеть голосом, мимикой, движениями; взять под контроль собственную неприязнь к человеку.
(Памятка воспитателям «Особенности общения, основанные на чувстве педагогического такта»)
Вывод: находясь в разных позициях, людям очень трудно найти общий язык, они видят мир совершенно по-разному. Важно почувствовать, когда адекватна позиция «сверху», «снизу», «рядом».
Упражнение «Минута на разговор»
Участники делятся по парам. Задание участников вести беседу. Тема беседы: погода, дети, любовь, работа. В конце занятия выводы. Умение слушать людей как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, не обращают внимания на то, что признаком интересного собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать.
Каким образом на сегодняшний момент складывается общение с родителями в Ваших группах? Предъявляют ли какие-либо претензии?
Эти упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, на осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему.
Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций».
Цель: развитие умений педагогов лучше понимать природу конфликта, находить и реализовать правильное поведение в сложившейся ситуации.
Конфликтные ситуации могут возникнуть по следующим причинам. Родитель не удовлетворен :
Положением ребенка в коллективе;
Образовательными программами ДОУ;
Отношением воспитателя к ребенку.
Давайте рассмотрим ситуацию: кто-то из воспитателей берет на себя роль мамы, которая недовольна тем, что ребенку поручили второстепенную роль в спектакле, другой воспитатель должен ответить на претензию. Какие еще претензии могут предъявить родители? Как мы должны отвечать на них?
Рекомендации по организации работы с родителями,
1) Способность к общению - профессиональное качество педагога.
Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически фамотно.
2) Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.
Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя - вы только оттолкнёте собесед-ника. Постарайтесь понять чувства отца и матери воспитанника, более того - найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
3) Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Воспитание ребёнка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
4) Людям нравится ощущать собственное значение.
Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчёркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребёнка.
В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом - постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В-третьем - укрепить уверенность от1щ или матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь своего сына или дочери.
5) Покажите родителю свою любовь по отношению к его
ребенку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребёнка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребёнка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
6) Ищите новые формы сотрудничества с родителями.
Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребёнка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно
поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребёнком, но который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.
7) Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять своё собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребёнка.
8) Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребёнка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
9) Учитывайте личные интересы родителей.
Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали своё участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребёнком. Вряд ли можно всерьёз надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится.
Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребёнка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.
10) Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдёт более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
Упражнение «Предложите свой вариант реагирования в ситуации».
Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.
Резюме. Для установления доверительных отношений с семьями воспитанников воспитатель активно дает понять родителю, что внимательно слушает и слышит его. При этом педагог несет ответственность за культуру предъявления собственных чувств и мнений. Для сохранения конструктивной позиции в случаях разногласий с родителями воспитатель использует практику анализа собственного вклада в со-здавшуюся затруднительную ситуацию общения: «Как бы я чувствовала себя на их месте?», «Что я хочу изменить в наших отношениях?», «Можем ли мы говорить без взаимных обвинений и критики?», «Что я чувствую к ним и знают ли они об этом?» и т. п.
Условия, необходимые для оптимального педагогического общения :
• Искрении интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении, людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека.
• Умение слушать людей - как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимания на то, что признаком интересного собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать. К сожалению, имеется явный дефищгг благодарных слушателей, и если вам удается стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравится те, с кем они могут удовлетворить свою потребность выговориться.
• Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
• Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит улыбка для взаимных симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.
• Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворять, проявляйте интерес к интересам другого. Самый верный путь к сердцу человека - это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.
• Умейте завоевать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению.
Упражнение «Рука» :
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Вывод: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, агрессия рождает агрессию.
Упражнение на саморегуляцию:
Управление своим дыханием: вдох я лев,
Я птица,
Я спокоен
Упражнение «Возьми себя в руки».
Упражнение «Выбери адекватный способ поведения».
Цель: осознание воспитателем ответственности за выбор способа поведения в конкретной ситуации.
Воспитатель огорчен тем, что на групповой встрече родителей, которую они сами оценили как весьма полезную и интересную для них, отсутствовали некоторые из тех, кому было бы особенно желательно услышать то, о чем шла речь,
Задание. Выбрать и обосновать один из предложенных вариантов дальнейших действий воспитателя.
1-й вариант. Подготовлю в папку-передвижку все матери алы проведенной встречи и предложу по очереди каждому из родителей, кому не удалось прийти, для самостоятельного знакомства с темой.
2-й вариант. Выскажу свое неодобрение родителям, в пришедшим на встречу, в форме замечания, например: «Очень жаль, что вам не удалось прийти.»
3-й вариант. Искренне выражу одной из участвовавших во встрече матерей свое огорчение по поводу пассивности других родителей и попрошу ее ненавязчиво поделиться своим впечатлением от встречи с теми, кто не присутствовал надеюсь, что последним захочется по собственной инициативе побеседовать со мной на тему, обсуждавшуюся тогда.
4-й вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.
5-й вариант. Не буду придавать факту отсутствия некоторых родителей на встречах особого значения: участвовать них или нет — право родителя.
6-й вариант. Попробую сначала разобраться в себе, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь своими переживаниями с каждым не пришедшим родителем, подчеркну в то же время, что они вправе сами решать, участвовать во встречах или нет.
Игра «Разные мнения» :
Участники объединяются в две группы - «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я - родитель» или «Я - воспитатель».
Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее именно о своем ребенке, надеются на оказание помощи в случае необходимости.
Педагоги в позиции «воспитатели», в свою очередь, ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности, внимания и понимания.
Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и «воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в каких-то случаях разногласия в понимании смысла являются источником если не конфликта, то назревания конфликтной ситуации.
Знание или представление об ожиданиях друг друга помогает сблизить позиции воспитателя и родителя, привести их к сотрудничеству, подчиненным интересам ребенка.
В позиции «Я - воспитатель» педагоги называют такие качества, необходимые при организации и проведении родительских собраний, как тактичность, подготовленность, организованность, умение подводить итоги и принимать решения, психологическая компетентность.
В позиции «я - родитель» участники семинара высказывают страхи и опасения услышать плохое о своем ребенке, выражают надежду на помощь педагога, на демократическое общение, заявляют о готовности помочь воспитателю.
Педагоги в процессе обсуждения говорят, что работа с родителями не должна исчерпываться только выдачей оценочной информации об учебной деятельности ребенка, это взаимодействие ведется с целью просвещения родителей в вопросах вос-питания и обучения детей.
Очень важно, чтобы родители не только понимали то, чего от них хотят воспитатели, на какую помощь они рассчитывают, но и сами внутренне согласились с точкой зрения педагогов, приняли эту позицию. От того, насколько воспитатель сумел найти подход к родителям, настроил их на совместную деятельность в целях оказания помощи своим детям, зависит успех этой деятельности.