Таиса Цику
Роль ДОУ в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
"Путешествие в страну веселого Светофора"
Т. М. Цику
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 "Сказка" г. Адыгейска"
Наверное, нет человека, который бы не содрогался от известия о дорожно-транспортном происшествии с участием детей. И очень часто именно дети бывают виновниками ДТП. Это происходит от того, что дети не знают правил дорожного движения, не знают правил поведения на дороге. Ребёнок всегда стремится на. улицу Ему интересно все: люди, большие здания. Но самый большой интерес дети проявляют именно к автотранспорту – машины, мотоциклы, автобусы, они все яркие, разные и быстро проносятся по улице. Улица влечет ребенка, потому, что он может быть там одновременно и зрителем, и участником, он хочет себя как-то проявить. Но именно тут его подстерегает опасность, избежать которую можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения детей с самого раннего возраста. Происходящие с детьми дорожно-транспортные происшествия очень часто воспринимаются и оцениваются взрослыми, как случайность, несчастный случай. А между тем, их следует рассматривать как следствие совершения конкретных ошибок, неумения принимать правильные решения, опасной самонадеянности. И, в конечном счете, – как незнание правил и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге. Да и о какой случайности можно говорить, если виновник аварии - водитель – несовершеннолетний, которого не всегда –то и видно его за рулем. Без знания ребёнком элементарных правил дорожного движения, правил поведения на улице его жизнь всегда будет подвергаться опасности. А так как детское дошкольное учреждение является первой ступенью в системе непрерывного образования, значит именно здесь дети и должны получать первоначальные знания правил дорожного движения.
Публикация «Роль ДОУ в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в дошкольных учреждениях обучение детей правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта, с регулированием движения на улице.
Воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни. С этого момента должна начинаться и подготовка к «профессии» участников движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладываются фундаменты жизненных ориентировок в окружающем. С каждым годом требования программы усложняются. Если в младших группах (2-3 года) мы формируем у детей первичные представления о машинах, улице, дороге, знакомим с некоторыми видами транспортных средств, с правилами дорожного движения, расширяем ориентировку в пространстве, то к выпуску детей в школу они знают дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные. Расширяются знания о работе ГИБДД, воспитывается культура поведения на улице и в общественном транспорте, формируется умение находить дорогу из дома в детский сад по схеме местности.
Для решения этих важнейших задач в нашем дошкольном учреждении имеются все необходимые условия.
Я работаю в коррекционной группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым нужно особое внимание в связи с их индивидуальными особенностями развития, поэтому говорить о правилах поведения на улице необходимо планово, систематически.
Работу по ознакомлению с правилами дорожного движения я провожу по заранее разработанному и утвержденному плану. Знакомство осуществляю на разных видах деятельности по образовательным областям. Наш детский сад расположен на оживлённой улице с интенсивным движением и мне удобно наблюдать ежедневно за движением на улице. На целевых прогулках по улицам города, экскурсиях к перекрёстку я наблюдаю с детьми за работой светофора, работой водителей автотранспорта, анализирую поведение пешеходов на пешеходном переходе. Это повышает познавательный интерес детей, учит думать, выполнять мыслительные операции. Часто привожу детей к информационному стенду «Светофорик» на территории ДОУ с целью ознакомления с правилами поведения на дорогах. Я учу детей принципу поведения «Тот отличный пешеход, кто по правилам идет».На организации образовательной деятельности по речевому развитию беседую с детьми по картинам серии «Правила дорожного движения», учу составлять описательные рассказы по картинам серий «Бедовые пенсионеры», «На улице не шалить», «Урок дорожной азбуки». Нельзя переоценить роль произведений художественной литературы, заучиваю стихотворения, читаю рассказы, сказки по правилам дорожного движения, беседую по содержанию художественных произведений, учу детей давать характеристику поступкам персонажей. Знакомлю с такими произведениями, как:
«Светофорик» - А. Горьковенко
«Куда спешат машины?» - В. Бундин
«Дорожная азбука» - В. Егоров
«Ты идешь по улице» - Ю. Могутин
«Бездельник светофор» - С. Михалков
«Рассказы о Незнайке» - Н. Носов
«Про умных зверюшек» - В. Лебедев-Кумач
«Зайка пешеход» - К. Обойщиков
На организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений использую машинки, макеты дорожных знаков для обучения детей ориентировке в пространстве, рисунки машин, светофоров в качестве демонстрационного и раздаточного материала. На организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию рисуем с детьми улицу города, лепим различные виды автотранспорта, выполняем аппликацию светофора.
Вместе с детьми я сделала макет перекрёстка дорог с пешеходным переходом для сюжетно-ролевой игры «Дорожное движение». Перед началом игры дети сами расставляют дорожные знаки, светофор, задумывают сюжет игры. Делается это с целью, чтобы дети могли воссоздать проблемные ситуации и самостоятельно их решить. Дети любят играть в подвижные игры «Шоферы», «Цветные автомобили». В целях комплексного решения программных задач я учу детей объединять игры единым сюжетом, например: сюжетно-ролевые игры "Семья"и "Дорожное движение"или "Дорожное движение" и "Больница".Это позволяет не только знакомить детей с правилами дорожного движения, но и помогает детям осмыслить необходимость соблюдать эти правила, расширяет знания детей о различных видах транспорта и назначении спецтранспорта. В ходе таких игр со специальными машинами внимание детей заостряется на том, что участники движения обязаны уступить дорогу машине скорой помощи, пожарной машине и полицейской машине. С удовольствием играют дети в настольные игры «Улица города», «Лото», «Собери картину», «Дорога домой». В рамках муниципального конкурса "Лучшая дидактическая игра для детей дошкольного возраста" я изготовила игру "Чудо-кубик". Она помогает закреплять знания детей по всем лексическим темам, в том числе и по теме "Дорожные знаки". С целью закрепления полученных знаний провожу деловые игры: «Поле чудес», «Что где когда?», занятия типа «Экскурсия по улицам города».В работе по обучению детей ПДД использую ИКТ (инновационные коммуникативные технологии). Детям нравится просматривать видеозаписи "Смешуроки на дороге", "Мультуроки по ПДД".
В нашем детском саду уже много лет налажена работа с ГИБДД города. Они являются частыми гостями на тематических мероприятиях по ПДД в детском саду, предоставляют нам наглядную агитацию по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Наши дети побывали на экскурсии в отделении ГИБДД города, узнали много интересного о работе сотрудников дорожной полиции.
В своей работе я часто привлекаю родителей к организации жизни детей в детском саду. Они принимали участие в создании макета перекрёстка дорог для детей, помогают мне в организации прогулок и экскурсий по улицам города. На высоком уровне организованна работа по агитации родителей. Оформлены папки-передвижки с информацией по обучению детей правилам дорожного движения. Для них проведены консультации:
- «Безопасность детей на дороге»
- «Советы по безопасности на дороге ваших детей»
Основную массу детей родители привозят в детский сад на машинах. Но
не секрет, что родители очень редко пользуются детскими автокреслами. Ведь в автомобиле дети - одна из наиболее уязвимых категорий пассажиров. Поэтому родителям дана консультация о важности использования водителями детских удерживающих устройств. Не редко можно увидеть поздно вечером родителей вместе с детьми на улице. Для детей, гуляющих с родителями в темное время суток целесообразно использовать одежду и обувь со светящимися в темноте элементами, поэтому я провела беседу об использовании светоотражающих элементов на одежде детей, предложила им памятки "Зачем нужны светоотражатели.»
Являясь руководителем городского методического объединения дошкольных работников города Адыгейска, я ставлю своей целью повышение профессионального мастерства педагогов. Мы, актив методического объединения, изучаем тему, по которой педагоги хотят расширить свои знания, тему, которая является актуальной.
Вопрос безопасности и жизнедеятельности детей является самым актуальным. Поэтому педагоги детских садов посвятили этой проблеме три года. Из них один год был посвящен именно изучению темы «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Мы обсуждали вопрос о привитии детям правил дорожного движения, разработали систему мероприятий в ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Нами разработаны памятки для педагогов:
- "Инструкция для воспитателей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма";
- "Наглядные пособия, оборудование и инвентарь для привития детям ПДД",
- "Организация поездки детей в автобусах"
В практической части нашей работы для обучения детей правилам дорожного движения мы организовали с детьми занятия. В средней группе проведена беседа на тему: «Улица не место для игр». Дети анализировали ситуации на дорогах, рассказывали о своей детской площадке, отгадывали загадки, читали стихи.
С детьми старшей группы провели деловую игру-КВН «Красный, желтый, зеленый». В ходе игры у детей закреплялись знания о работе светофора, об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар).
Вся наша работа не будет иметь высокого результата, как бы мы не старались, если она не найдёт поддержки со стороны родителей. И в этот раз они были привлечены к работе. Это было необходимо, тем более, что они часто совершают ошибки, нарушая правила дорожного движения на глазах у своих детей, забывая, что дети повторяют их поступки. С ними проведена просветительская работа по ознакомлению с требованиями программы по вопросам обучения детей правилам дорожного движения. Для них разработали памятки:
- «Памятка для родителей младших дошкольников по ПДД»
- «Памятка для родителей старших дошкольников по ПДД»
В холодный период года повышается опасность для водителей и пешеходов на дорогах. Поэтому отдельно разработана и предложена памятка «Правила поведения при сезонных изменениях». В ней есть советы для пасмурного дня, в период снегопада, во время дождя. Кроме того проведено анкетирование родителей и подведены итоги. Вопросы анкеты заинтересовали родителей, они приняли активное участие в обсуждении вопросов анкеты, рассказали случаи из жизни.
Родители с удовольствием приняли участие в оформлении выставки рисунков «Дорога и дети», принесли интересные работы, выполненные совместно с детьми.
Поставленные задачи перед методическим объединением выполнены. Педагоги ДОУ города используют разработки конспектов непосредственно-образовательной деятельности, памятки в своей работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Я систематически подвожу итоги работы городского методического объединения через средства массовой информации. По теме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» я предоставила итоги работы в газете «Единство» за 12.08.2017г.
Кроме того я являюсь инспектором по охране прав детства по нашему детскому саду. Это тоже даёт мне возможность осуществлять работу с молодыми специалистами по нужной теме. Им была дана консультация «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге», предложены памятки «Зачем нужны светоотражатели?», «Пользуйтесь детскими удерживающими устройствами» для распространения среди родителей.
Наши дети являются постоянными участниками конкурсов на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях. С гордостью хочу отметить, что воспитанник моей группы Амир Вайкок участвовал во Всероссийской познавательной викторине «Красный, желтый, зеленый» и награжден дипломом победителя за 1 место.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, мы уверенны, что знания и навыки движения по улице, полученные в ДОУ, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших выпускников. Необходимо отметить, что воспитанники должны владеть определенными навыками правильного поведения на улице.
Роль ДОУ в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.
Только совместная работа детских образовательных учреждений, семьи и ГИБДД может стать залогом высоких результатов в работе с детьми по привитию детям правил дорожного движения.
Данная статья с фотографиями из фотоальбома "Веселый светофор" оформлена еще в виде книжки:
(К сожаленю, 3 фотографии из текста были удалены модератором, полную версию можно посмотреть на моем сайте здесь же, на МААМ, по ссылке: