Яна Анзина
Конспект занятия «Путешествие в сказку» для детей среднего дошкольного возраста с использованием карт Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие в сказку
(для детей среднего дошкольного возраста)
Автор- составитель: Анзина Я. В., воспитатель
Цель: актуализировать представления детей о русских народных сказках.
Демонстрационный материал: Карточки Проппа (10*10 см. 7 штук, не оконченный коллаж (лист А3).
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в сказку“ для детей среднего дошкольного возраста с использованием карт Проппа» размещена в разделах
Раздаточный материал: Клей-карандаш (10 шт., вырезанные персонажи сказки -(дедушка, бабушка, внучка, собаки, медведь, 2 избушки, подружки, краска гуашевая черного цвета, печать следы (или ватная полочка, стаканчик с водой, клеенки, салфеточки (10 шт.)
Оборудование: Елки (разных размеров); «кочки»-физкультурное оборудование; магнитная доска (2 штуки, столы2-3; мультимедиа средства : интерактивная доска, презентация.
Словарная работа: избушка, тропинка, короб, гостинцы
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок с последующим обсуждением характеров и поступков героев;
- рассматривание иллюстраций из русских народных сказок
- беседы;
- словесные игры: «Скажи по-другому», «От каждого по словечку», «Хороший - плохой»; «Волшебные превращения»;
- показ кукольного театра «Маша и медведь» (настольный, театр картинок) (со всей группой).
- дидактические игры «Любимые сказки»; «Что сначала, что потом»; «Пазлы» (сказочные) (индивидуально)
Ход занятия
- Ребята, сегодня к нам пришло письмо от сказочных жителей. Заяц отмечает День Рождения и пригласил всех жителей сказки. Жители хотят подарить ему картину по сказке, но не знают какая сказка у зайца любимая. Они просят нашей помощи. Поможем?
- Чтобы в сказку попасть нам нужно пройти между самым низким и самым высоким деревом перепрыгивая с кочки на кочку. Пойдемте за мной друг за другом.
Пока дети идут между елками, на экране появляется слайд сказки, звучит песня «В мире много сказок». Приходим на поляну, включаю слайд «лес».
- Ребята, мы попали на поляну сказочного леса. А можем ли мы определить, о какой сказке пойдет речь? (ответы детей)
- Назовите мне сказки, в которых действия происходят в лесу? (ответы детей)
-Давайте посмотрим подсказки.
На экране слайд с изображением дедушки и бабушки.
-Кто нарисован на картинке? Из какой сказки эта картинка? (ответы)
Слайд с изображением девочки.
-Кто изображен на картинке? В каких сказках есть девочка? (ответы)
-Ну что, все еще трудно догадаться, что это за сказка? На следующей картинке изображен медведь с коробом за плечами.
-Теперь вы догадались, какая это сказка? Правильно! Любимая сказка зайца это сказка «Маша и Медведь». Хотите еще раз послушать, что же случилось с одной маленькой девочкой, которая заблудилась в дремучем лесу? (ответы)
-Сейчас попробуем ее рассказать, а помогут нам в этом наши карточки.
Дети садятся на стульчики.
Рассказывание сказки по картам Проппа
На магнитной доске 6 карточек : «Жили-были», «Запрет», «Нарушение запрета», «Появление злодея», «Спасение», «Счастливый конец».
- Ребята, как начинаются сказки? Наша первая карточка называется «Жили были». Кто попробует рассказать этот эпизод сказки?
На экране появляется подсказка- иллюстрация.
- Хорошо, идем дальше. Что изображено на следующей карточке? Запрет. Что запретили делать Машеньке?
-Как девочка нарушила запрет? И что случилось дальше?
- Что означает четвертая карточка? Что это за персонаж? Почему он не отпускал девочку?
-Продолжаем. Как наш герой начал действовать? Карточка «Спасение»
-Ребята, что означает карточка «Счастливый конец»?
-Очень хорошо вы рассказали сказку. Как вы думаете, Медведь в сказке добрый или злой? А кто помнит какую песенку пел медведь? Каким голосом медведь пел свою песенку? Кто хочет спеть нам ее? А Маша? (спросить 2-3 человека).Давайте попробуем спеть ее хором.
- Отлично! Давайте немножко разомнемся.
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)
-Молодцы ребята. Какую сказку мы вспомнили? Я предлагаю вам создать красивую картину. У нас есть вырезанные герои сказки, клей, салфетки. Каждый из вас пусть выберет понравившегося персонажа и разместит его на картине.
Практическая часть
Рассматриваем получившийся коллаж.
- Как красиво получилось. Ребята, а вы помните с какой просьбой к нам обратились сказочные жители? Как вы считаете- можем мы подарить нашу картину зайцу?
Отношу коллаж к интерактивной доске (за занавес). Появляется слайд- день рождения зайца, появляется наша картина.
- Ребята, посмотрите, заяц уже получил подарок! Он очень рад! А мы с вами сейчас вернемся в детский сад той же тропинкой что и попали сюда.