Лучший педагог года

Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ «Путешествие с Водяным»

Наталия Сокольникова
Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ «Путешествие с Водяным»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Развивающие: развивать общую моторику рук; коммуникативные навыки; познавательную активность; развивать внимание, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, эмоционально-волевую сферу детей, логическое мышление, память.

Обучающие: уточнить знания детей о зимнем времени года, расширить представление о характерных сезонных явлениях неживой природы (снег, иней, морозные узоры на окне); формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Публикация «Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ „Путешествие с Водяным“» размещена в разделах

обогащать познавательно - исследовательскую деятельность детей, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде и окружающей природе; чуткость, отзывчивость, стремление делать добрые поступки; формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа :

• Беседа с детьми о значении воды

• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

• Чтение сказки «Путешествие Капельки»

• Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»

• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

• Познавательная игра «Где, какая вода бывает

Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Знакомство с круговоротом воды в природе

Материал и оборудование:

Магнитофон, кассета с записью шума воды, картинка с изображением Водяного, коробка. Стакан с чистой водой, мяч, картинки с изображением времен года, 4 обруча разного цвета, Д/и «Где спряталась капелька», Д/и «Путешествие капельки», схема «Круговорот воды в природе», указка, интерактивный экран, фотография с изображением Земли, удочки, игрушечные рыбки, таз с водой, картонная рыбка, масло растительное, пипетка.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я очень рада всех вас видеть, и предлагаю вам начать день с приветствия. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.

Дети встают около воспитателя. На столе стоит стакан с водой.

Воспитатель: А теперь, послушайте внимательно загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(вода)

(Воспитатель достает стакан с чистой водой)

- Правильно отгадали. Это загадка про воду. Это она умеет превращаться и в снег, и в туман, и в лед, и в иней, и в пар, как настоящая волшебница.

(1слайд - снег, туман, лед, иней, кружка с паром).

Воспитатель:

- У воды много тайн. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в водное царство, чтобы узнать о воде много нового и интересного.

Собирайтесь, дети, в круг,

Я твой друг, и ты, мой друг.

Крепче за руки возьмитесь

В водном царстве очутитесь

музыка воды (диск «Звуковое сопровождение к занятиям «Добро пожаловать в экологию»)

(2 слайд – вода)

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я нашла у двери волшебную коробку, а в ней письмо, вот послушайте:

«Помогите мне, пожалуйста, дети. Холодный северный ветер налетел, волны поднял, и разлетелись капельки в разные стороны, замерзли. Соберите их, пожалуйста. Если будет трудно, позовите Капитошку – он мой друг, он вам поможет»».

Да здесь и фотография есть, интересно, кто же это просит нас о помощи?

(3 слайд – водяной и ветер)

- Узнали? Это кто? (водяной)

- Как вы догадались?

Дети: Он живет в воде, у него есть хвост, на голове водоросли.

Воспитатель:

- Правильно, в лесу живет леший, а в воде (водяной). Посмотрите внимательно: мне кажется, он очень грустный. Давайте поможем ему, ребята. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Для того чтобы продолжить наше путешествие дальше, нам нужно вспомнить какая вода бывает летом, а какая зимой.

1 задание: (Словесная игра «Снежок»)

Я вам буду бросать снежок, а вы ловите и быстро отвечайте:

- Летом идет дождь, а зимой (снег)

- Летом бывают лужи, а зимой (сугробы)

- Дождь летом теплый, а снег зимой (холодный)

- Летом тучи с дождем, а зимой (со снегом)

- Летом окна чистые, а зимой (бывают с узорами)

- Летом на траве роса, а зимой на деревьях (иней,

- Летом на реке купаются, а зимой (катаются, рыбу ловят,

-На морозе вода замерзает, а в тепле (оттаивает)

Воспитатель:

-С первым заданием вы справились, и у Водяного появилась первая капелька (4 слайд – водяной с капелькой).

2 задание («Отгадай загадку»)

Что за звездочки сквозные

На пальто, на рукаве.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинки)

(5 слайд – снежинки)

Воспитатель:

-Капельки мороз превратил в снежинки. Посмотрите, ветер и к нам прилетел, снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые (Дидактическая игра с бумажными снежинками)

Дети ищут, но не находят. Посмотрите, Капитошка нам хочет помочь

(6 слайд – Капитошка, снежинки)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы не нашли двух одиниковых снежинок? (Ответы детей). Тогда я открою вам секрет: оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

- У всех снежинок шесть лучиков, это ученые разглядели, но похожих нет, мороз постарался. Лучики такие тонкие, ломаются у нас под ногами, а мы слышим, как скрипит снег.

- А вот капельки все одинаковые, поэтому и говорят «Похожи, как две капли воды» (7слайд – близнецы).

- Что будет со снегом в теплом помещении? (он растает и превратится в воду)

-Вот как ветер спрятал капельки хорошо, да мороз ему помог. Но мы их все равно нашли (8 слайд – водяной с капельками).

Воспитатель:

- Рассердился ветер, что мы так хорошо капельки находим, надул туч лохматых, на деревьях иней развесил (9 слайд – иней на деревьях, на окнах узоры сказочные нарисовал, а мороз ему во всем помогает, холода добавляет (10слайд – морозные узоры).

Воспитатель:

-Как вы думаете, не спрятал ли ветер и тут капельки воды?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:

- В воздухе всегда есть капельки воды, в сильный мороз они превращаются в иней – снежинки. На стекле есть маленькие трещинки, теплый воздух через мелкие щелочки проходит, оседает на стекле, превращается в кристаллики льда – так получаются морозные узоры.

Воспитатель:

- Приготовьтесь, следующее задание может быть очень трудным.

3 задание:

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем отгадать, где же прячутся капельки (Дидактическая игра «Где спрятались капельки?»)

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды : водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где нам капельку искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где же капельку искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. Мы с вами были внимательными и нашли капельки.

Молодцы, ребята, посмотрите, у водяного добавилась еще одна капелька.

(11 слайд водяной с тремя капельками)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, оказывается, капелька очень любит путешествовать. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики, и я вам сейчас расскажу сказку.

«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.

После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.

Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.

Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».

Понравилась вам сказка? Ребята, а вы знаете, как называется путешествие капельки? (Круговорот воды в природе)

Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать, как путешествует капелька в природе?

Дети: когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель: Будьте внимательны, следующее задание:

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша – толстое стекло (лед на реке)

(12 слайд – река зимой)

Воспитатель: Зимой на реке лед, лед - это твердая вода. Если мы лед принесем в группу, что будет? (растает)

- А где же плавают зимой рыбы? (рыбы живут подо льдом, вода не промерзает полностью)

Воспитатель:

Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыболов». Нужно поймать рыбку, назвать её и определить, где она живет в реке или в море.

Развивающая игра «Рыболов».

Воспитатель: дети эта рыба живая или нет, а почему?

А что нужно рыбам для жизни?

Воспитатель:

- А я знаю бумажную рыбку, которая плавает, как живая.

- Воспитатель показывает фокус «Живая рыбка» (рыбка из картона с отверстием в середине, растительное масло, пипетка).

Кладем рыбку в воду, капаем в отверстие большую каплю масла, рыбка плывет вперед.

Воспитатель:

Посмотрите на водяного, у него еще две капельки добавилось

(13 слайд – водяной с капельками)

Воспитатель:

- Пора нам немножко отдохнуть.

Что делал зимой, дай дружок мне ответ. Слушай внимательно, отвечай «Да» или «Нет» : (Словесная игра «Отвечалки»)

• В снежки играли вы с друзьями?

• Грибы по лесу собирали?

• С горки на санках катались?

• В деревне в речке купались?

• По лесу на лыжах бродили?

• А много цветов находили?

• В саду своем грядки копали?

• А с Дедом Морозом плясали?

• Друзья не устали еще отвечать?

• А через год зиму ждете опять?

- Ребята, посмотрите, сколько капелек у Водяного. Мне кажется, мы собрали их всех.

(14 слайд водяной и 5 капелек)

Воспитатель:

И на нашей планете Земля тоже много воды. Посмотрите на фотографию Земли из космоса (15 слайд фотография Земли).

Синий цвет – это вода на нашей планете. Ее много, но чистой пресной воды, пригодной для жизни очень мало.

Вода – это чудо природы,

И нам без воды не прожить,

Вода – достоянье народа,

Водой мы должны дорожить

А вы знаете, как надо беречь воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Не забывайте выключать кран, берегите воду.

Ребята, посмотрите на ветер, он стих

(16 слайд – добрый ветер, Водяной с капельками).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершили очень добрый, хороший поступок. Какой, кто ответит? Правильно, Вы помогли Водяному, хорошо справились со всеми заданиями. У него снова большое озеро, много воды. Наступит весна, солнышко начнет припекать, все капельки проснуться, и северный ветер им будет не страшен. Скажите, понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего? А какое задание было самое трудное?

Ну, что ж, нам пора нам возвращаться в детский сад:

Собирайтесь, дети, в круг,

Я твой друг, и ты, мой друг.

Крепче за руки возьмитесь

В детском саду очутитесь

Спасибо, с вами приятно было путешествовать. А на память о нашем путешествии я подарю вам вот такие сладкие капельки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Развивающая игра «Подбери слово»Развивающая игра «Подбери слово» Развивающая игра "Подбери слово" очень проста в изготовлении, но представляет огромную дидактическую ценность. Задачи: формировать навыки.

Автор публикации:
Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ «Путешествие с Водяным»
Опубликовано: 28 августа 2013 в 21:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по накоплению представлений о свойствах воды, о разных ее состояниях зимой с применением ИКТ «Путешествие с Водяным»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Сокольникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД