Лилия Байгулова
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие на воздушном шаре»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия
на тему:
«Путешествие на воздушном шаре»
Форма проведения:
Занятие - эксперимент
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе „Путешествие на воздушном шаре“» размещена в разделах
Провела воспитатель МДОУ «Детский сад МДОУ «Детский сад комбинированного вида №54» комбинированного вида №54» Октябрьского района г. Саратова Байгулова Лилия Гаязовна На городском семинаре «Организация познавательной- исследовательской деятельности
старших дошкольников»
Программное содержание. Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда. Расширять представления о свойствах воды и воздуха. Учить устанавливать причинные связи между явлениями, делать выводы и обобщать полученные результаты. Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Закрепить правила безопасного поведения при экспериментировании. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Расширять и активизировать словарь. Опыты, эксперимент, жидкость, растворитель, фильтр, сжатие, расширение.
Предшествующая работа. Опыты с водой, воздухом, твёрдыми и сыпучими веществами, наблюдения, беседы, занятия из цикла «Моё здоровье»
Материалы. Воздушные шарики, пластмассовые бутылки, тазики с горячей (не более 60°) и холодной водой, соль, сахар, пластмассовые стаканчики, ложки, ёмкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки, фильтры (салфетки, снег, лёд, глобус.
Ход занятия.
Воспитатель организует детей на занятие, подзывает их к себе.
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? На чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нё м говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем.
Дети. Воздух.
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель. Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают? Но сначала мы повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.
Не толкай соседа во время работы.
Сначала посмотри, потом повтори.
Убери и на место положи.
С горячей водой будь осторожен.
Воспитатель. Молодцы! Теперь давайте проведём опыт.
1 опыт. Воспитатель надевает пустой воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки. Держит бутылку в течении 1 минуты в горячей воде.
Воспитатель. Ребята что вы видите? (Шарик надувается). Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду. Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается). Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей).
Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару? (Предположения детей).
Делаем вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Воспитатель. Отправляемся в полёт! (Дети садятся на стульчики, поставленные в круг). Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом?
Дети. Вода.
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить-
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно. Ребята, посмотрите над чем мы пролетаем? Это реки, озёра. Обратите внимание на пейзаж. Кругом зелёные растения, птицы, звери. Там тепло, климат жаркий. Это, ребята, Африка.
На этом материке не бывает холода и мороза. Реки и озёра никогда не покрываются льдом. Дети, в каком состоянии здесь вода?
Дети. В жидком состоянии.
Воспитатель. Правильно, ребята. Одно из состояний воды - это жидкое состояние. А теперь, мы пролетаем над белыми газовыми столбами. Ребята, вы знаете, что это?
Дети. Это пар.
Воспитатель. Да, ребята, это пар. Вода испаряется с водной поверхности, поднимается вверх, в небо и там образуются облака. Пар-это второе состояние воды, которое называется газообразное.
А теперь, ребята, мы пролетаем над материком, на котором вечные снега и лёд. Кто знает, как называется этот материк? Дети. Антарктида.
Воспитатель. Правильно, ребята. Здесь вода всегда в твёрдом
состоянии. Это третье состояние воды.
Ребята, давайте ещё раз повторим, какие состояния воды мы
знаем.
Дети. Жидкое, газообразное и твёрдое.
Воспитатель. Правильно. Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (дети выходят из-за стульев). Кто-то стоит у нас на пути. Кто это?
Дети. Это водяной!
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки). И еще, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Водяного? Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию. (Столы с оборудованием для экспериментирования). Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернемся.
2 опыт.
Воспитатель. Ребята, возьмите стаканы с чистой водой и
понюхайте воду. Имеет ли вода запах?
Дети. Нет, вода не пахнет.
Делаем вывод. Вода не имеет запаха.
3 опыт.
Воспитатель. Опрокиньте стакан с водой. Что делает вода?
Дети. Растекается.
Делаем вывод. Вода-это жидкость.
4 опыт.
Воспитатель. Теперь определим: какого цвета вода. Дети. Бесцветная.
Воспитатель. Давайте убедимся в том, что вода бесцветная. Вот два одинаковых стакана: в одном налита вода, в другом - молоко. Опустите чайные ложечки в стаканы. Видите ли вы ложки?
Дети. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком - нет.
Делаем вывод. Вода прозрачная, а молоко - нет.
5 опыт.
Воспитатель. Положите в стакан с водой ложку сахара или соли, размешайте.
Воспитатель. Что произошло?
Дети. Сахар растворился.
Делаем вывод. Вода является растворителем для некоторых веществ.
Водяной. Ну - кА я попробую: сладкая вода или не сладкая! Воспитатель. Ну, что Водяной убедился, что вода растворила в себе сахар и приобрела сладкий вкус.
6 опыт.
Воспитатель. Ребята, для следующего опыта потребуется три сосуда разной формы и размера. (Воспитатель по очереди заполняет их водой).
Воспитатель. Какую форму приняла вода? Изменилась ли она?
Дети. Вода приняла форму того сосуда, в котором она находится.
Делаем вывод. Вода не имеет постоянной формы, она пронимает форму того сосуда, в который ее налили.
Воспитатель. Мои юные друзья - исследователи, давайте немного отдохнем и поиграем в игру: «Воздух, огонь, вода, земля».
Земля! (Дети приседают).
Воздух! (Поднимают руки вверх).
Вода! (Изображают волны руками).
Огонь! (Поворачиваются вокруг себя).
Воспитатель. Ребята и Водяной, подойдемте к столу, где был
снег и лед. Что вы видите?
Дети. Снег и лед растаяли.
Воспитатель. Почему так произошло?
Дети. Потому что в группе тепло.
Водяной. Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженое - белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит, есть снег?
Воспитатель. Что ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег?
Дети. Он холодный, грязный - можно заболеть.
Воспитатель. Скажите, а как можно доказать, что снег грязный?
Дети. Профильтровать.
7 опыт.
Воспитатель наливает талую воду из тарелки в воронку с фильтром.
Воспитатель. Чистый снег или грязный?
Дети. Грязный.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Потому что салфетка стала грязной и на ней остались
частички земли и песка.
Воспитатель. Водяной, так что - можно есть снег или этого делать нельзя?
Водяной. Что вы! Я больше никогда не буду, есть снег! Оказывается он очень грязный. Можно заболеть из - за того, что снег холодный.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все
свойства воды, о которых мы сегодня узнали.
Дети перечисляют все свойства воды:
-вода не имеет запаха;
-вода жидкость прозрачная;
-вода является растворителем для некоторых веществ; -вода не имеет постоянной формы, а принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Водяной. Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. (Уходит).
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на прежние места). Итак, считаем до трех-и в путь! Молодцы! Мне очень понравилось, как вы занимались: были внимательными, наблюдательными, сделали много открытий, узнали много нового о воде. Вы были настоящими исследователями. Мы приземляемся! Вот мы и в детском саду!
А вам понравилось занятие? У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Возьмитесь за руки, постройте цепочку добра и радости.
ЧЕЛОВЕК! ЗАПОМНИ НАВСЕГДА:
СИМВОЛ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ-ВОДА!
ЭКОНОМЬ ЕЕ И БЕРЕГИ.
МЫ ВЕДЬ НА ПЛАНЕТЕ НЕ ОДНИ!