Александр Владимирович Гришин
Психология образования как отрасль философского знания
▼ Скачать + Заказать документы
Современная отечественная система образования прошла достаточно большой путь своего становления и развития. В разные исторические периоды теоретические формировались и реализовывались на практике цели, приоритетные ценностные мотивы, формы организации обучения и способы взаимодействия в системе отношений «Педагог, Психолог – ученик», которые соотносились с конкретными государственными задачами и уровнем развития общества.
Темочки:
Термин «Философия образования» был введен философом и литературным критиком Василием Васильевичем Розановым в 1899 г., который впервые в России конца XIX века обосновал идею необходимости научной разработки философии образования и воспитания.
В. В. Розанов в своих работах пытался осмыслить психологически современное ему образование, игнорирующее, учение о человеке, его месте в природе, истории, культуре. По его мнению, закономерно, что учитель, который вынужденно оперирует абстрактным знанием, лишается возможности и способности вступать в диалог с психо индивидуальностью ребенка и педагогу приходится работать с безликой толпой. Ученый считал, что именно государство установило такой психологический способ коллективного обучения.
Философия образования представляет собой рефлексию над педагогическими проблемами. Она есть ответ на психо кризис системы образования. Именно на стыке философии и педагогики и психологии возможна разработка современной концепции образования.
Как отмечает Н. Л. Худякова, только обращение к философскому способу познания помогает осмыслить место образования, как в бытии индивида, так и в общественном бытии и найти способ психологического согласования этих входящих в противоречие аспектов целостного бытия человека.
Глобальность образовательных проблем в развитии общества связана с потребностью рынка труда в высокопрофессиональных психо уравновешенных творчески мыслящих работниках, в повышении роли и значения информации и знаний, которые становятся одной из основных форм собственности, неотделимой от психологии человека.
Признаками развития новой цивилизации становятся:
– приоритет интеллектуальной деятельности;
– преодоление водораздела между трудом, образованием и досугом;
– психологический сдвиг от создания материальных благ к производству услуг;
– развитие информационного общества, информации как новой всеобщей меры труда, как индустрии;
– зависимость социального положения от различий в образовании.
Всё это приводит к изменению места и роли образования в развитии общества, требующего полноценно образованных людей; превращает образование в одну из форм реализации прав человека, в стратегически важную сферу человеческой жизни; требует в психологии изменений в самой системе образования, воспитания, педагогической деятельности.
Объектом философии образования является обобщенная педагогическая реальность прошлого и настоящего, выраженная в форме идей, направлений, концепций, систем, моделей, программ, теорий, технологий и т. д., т. е. сумма документально зафиксированных знаний, относящихся к психологической воспитательно-образовательной сфере.
Предметом философии образования являются закономерные и устойчивые взаимосвязи методологических знаниевых структур, относящихся к педагогической сфере, возможности и условия их сочетания, совмещения, взаимодействия в реальном образовательном процессе.
Основные задачи психологии и философии образования :
– анализ и осмысление современного состояния систем образования;
– исследование направленности стратегических изменений в сфере образования;
– изучение способов систематизации и структуризации педагогических знаний;
– выявление наиболее психологических оптимальных критериев и способов структуризации педагогического знания;
Исследование психолого-педагогических механизмов образовательных взаимодействий в рамках разных моделей и типов воспитания.
Философия образования вырабатывает философскую систему знаний, составляющую теоретическую основу образования. Источником такой системы знаний будет вся философия.
Философские знания, составляющие содержание философии образования, необходимы:
– для понимания и объяснения структуры образования человека из ее соотнесения со структурой мира в целом и бытия человека в частности;
– для прогнозирования направленности развития системы образования;
– для проектирования и организации образовательного процесса.
Рассматривать философию и психологию образования как самостоятельную научную дисциплину и определить ее содержание можно с позиций:
Системного подхода, позволяющего подойти к изучению и построению образовательного процесса как к целостности.
Деятельностного подхода, позволяющего построить модель образовательного процесса с точки зрения психологической теории деятельности. При этом выделяется предмет педагогической деятельности и устанавливается необходимость изучения закономерностей существования и развития этого предмета для определения средств педагогической деятельности и способов её организации.
Генетического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из психо ориентации на всеобщие закономерности развития.
Антропологического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из психо ориентации на закономерности развития человека как такового.
Культурологического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей социокультурного развития человека и закономерностей существования различных культур.
Аксиологического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей развития ценностного мира человека.
Гносеологического подхода, позволяющего исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей познания психологии человеком действительности и закономерностей развития целостной картины мира в его сознании.
В рамках философии образования могут быть элементы научных знаний, но лишь определенных характеристик. Например, это знания междисциплинарные, знания фундаментальные, знания на уровне закономерностей и принципов. Такие знания являются системными и структурированными, функционально взаимозависимыми и многоуровневыми.
Таким образом, в рамках философии и психологии образования возможно решение различного ряда проблем педагогической теории и практики, как частного, так и общего характера. Философия психология образования это одновременно рефлексия и обобщенная система взглядов на образование, это некое размышление об образовании и анализ философских проблем, но в тоже время это и система обобщенных взглядов на образование.