Кристина Болдова
Консультация «Психология конфликта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликт —столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
Конфликтное взаимодействие — вид взаимодействия при кортом двое или более людей вступают во взаимодействие и ощущают несовместимое отличие друг от друга и угрозу своим целям, задачам, стремлениям, потребностям, ценностям.
В ответ на эту угрозу изменяется их поведение.
Публикация «Консультация „Психология конфликта“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
• противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;
• противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;
• несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Конфликт представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. Важно уяснить его сущность.
Сущность конфликта.
• наличие значимого противоречия;
• наличие отрицательных эмоций и чувств;
• наличие противодействия.
Структура конфликта.
•
конфликтная ситуация: — участники конфликта;
— условия протекания конфликта;
— предмет конфликта;
— образы конфликтной ситуации у участников;
их адекватность, совмещение образов;
— референтная группа.
•
конфликтное взаимодействие: - приёмы;
- принципы;
- способы:
Способы взаимодействия в конфликте:
1. Соперничество или борьба (активная форма) — стремление добиться своего в ущерб интересам другого (реакция первична, устойчивая нервная система, умение за себя постоять; биологически заданная позиция; ситуативно вынужденная позиция).
2. Избеганиеили уход (эгоизм, пассивная форма) — не даёт развернуться конфликту, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём (неустойчивость нервной системы; суть, предмет конфликта не очень важны; понимание правоты соперника, но не озвучивается признание этого).
3. Приспособление или уступка (альтруизм, пассивная форма) — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами (слабый тип нервной системы; ситуативно выверенная позиция сознательно уступить, промолчать).
4.Сотрудничество (обнажение целей, активная форма) — поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы сторон (для устойчивых типов нервной системы; с его помощью из конфликта выходят равные по статусу; с равной долей ответственности; когда есть достаточное количество времени для понимания позиции оппонента).
5. Компромисс (уступка не в главном, сохранение стратегической цели) —урегулирование разногласий через взаимные уступки (можно отчасти решить проблему на какой-то срок; служит для прекращения дальнейшего развития К).
Конфликт может быть
1. Управляемым, таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.
2. Неуправляемым или деструктивным.
Конфликт рассматриваться как неуправляемый, если:
1. одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;
2. эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;
3. конфликт есть «верхушка айсберга», и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни взаимоотношений.
Л. Крисберг указывает на три главных фактора, делающих конфликты трудноразрешимыми:
2. участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;
3. различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;
4. институализация конфликта, которая его определенным образом «консервирует» (войны, экологические конфликты и т. п.).
По мнению Дарендорфа, успешное урегулирование конфликта определяют следующие факторы:
1. признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;
2. направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;
3. организация конфликтных групп в целях выявления и разрешения конфликтов;
4. согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.
Навыки управления конфликтом.
К ним конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений, конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видения перспективы и др.
Как вести себя воспитателю в конфликтных ситуациях (примеры) Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в детском саду на примерах, а также разберем, как правильно выходить из них.
Ситуация 1 Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой. Как вести себя педагогу?
Воспитатель рассказывает, как пользоваться чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде чем что-то взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно предложить игру «Давай договоримся», когда педагог отслеживает заранее оговоренное количество времени. Детей нужно поддержать, если они переживают отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто не был обижен. Можно соорудить «Волшебный короб», придумать про него сказку. В коробе, который стоит на видном месте, будут храниться игрушки, которые принесены из дома и которыми сейчас никто не играет.
Ситуация 2 Нередко педагогам также бывает сложно быстро и правильно отреагировать при возникновении конфликтной ситуации. Рассмотрим высказывания воспитателей, если появляется конфликт из-за домашних игрушек.
«Не приноси игрушки, если не следишь за ними». Дети могут потерять свою игрушку во время прогулки или в группе, начать капризничать перед уходом домой, от того что не находят ее. Воспитателю же нужно обеспечить соблюдение режима дня.
«Ты плохо себя ведешь — отнеси игрушки в шкаф». Так воспитатель может изменить поведение ребенка.
«Отдай игрушку, Дима — твой друг», «Не жадничай, это плохо». Воспитатель апеллирует к моральным принципам, чтобы предотвратить конфликт. Во всех приведенных ситуациях воспитатель остро реагирует на нежелательное поведение ребенка. Однако такая реакция не всегда приводит к положительным последствиям. Как вести себя педагогу?
Нужно акцентировать внимание детей на необходимости следить за своими игрушками, не терять их, находить перед уходом домой. Отмечать, у кого из детей получается это делать. Также следует проанализировать, какова причина частого обращения ребенка к воспитателю при потере игрушки. Следует задать детям вопросы о дружбе, друзьях, узнать, что они вкладывают в эти понятия. При появлении нежелательных реакций нужно разобраться в их причинах. Если недостаточно профессиональных знаний или опыта, то можно обратиться к другому педагогу, педагогу-психологу, пройти курсы повышения квалификации.
Ситуация 3 Примером конфликтов в ДОУ могут быть ситуации, когда потеря игрушки означает утрату маленькой ценности, памятного предмета или подарка. Расстраиваются не только дети, но и родители. Часто они требуют найти игрушку, а это нарушает распорядок дня, например, когда дети должны собираться на прогулку. Как вести себя педагогу?
Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше обсудить их возможность на первом родительском собрании. Следует спросить у родителей, как они организовывают обхождение с домашней игрушкой на прогулке. Возможно, стоит рекомендовать родителям не отдавать в детский сад игрушку, если она особенно ценна или дорога. Также стоит отметить, что педагог не может отвечать за сохранность игрушки. Важно сохранять доброжелательность и корректно объяснить пределы ответственности воспитателя.
Ситуация 4 Ребенок сломал чужую игрушку, и родители требуют возмещения. Нужно ли в этой ситуации воспитателю включаться в разговор?
Мы рекомендуем при возникновении споров попросить родителей выяснить это вне садика. Если воспитатель становится на сторону одного из родителей, он может быть втянут в конфликт, а это всегда нежелательно.