ирина злобина
Проектирование предметно-развивающей среды детского сада в контексте программы «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Непременным условием построения предметно - развивающей среды (далее ПРС) в детском саду мы считаем опору на личностно - ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Е. Д. Висангириева, М. А. Замураева, Г. Ю. Максимова акцентируют внимание на том, что опыт показал, изменение ПРС ДОУ, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной партнерской деятельности с детьми. Только в случае возникновения понимания ценности для развития у детей партнерской позиции, изменения в ПРС способствуют возникновению принципиально нового образовательного пространства для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
Публикация «Проектирование предметно-развивающей среды детского сада в контексте программы „Детство“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
Стратегические задачи по развитию Российской Федерации на ближайшие годы во многих Национальных проектах отражают озабоченность развитием десятилетий детства, в том числе дошкольного образования. Проектирование и создание ПРС приближенной к требованиям ФГОС ДО, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально-технического оснащения. Но на кардинальные изменения чаще всего не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перестраивать, перерабатывать уже имеющуюся ПРС.
Целью нашего проекта было провести исследование особенностей проектирования ПРС в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида No 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской области. Для того чтобы достичь цели исследования мы решали ряд задач. Рассмотрели теоретические аспекты проектирования ПРС детского сада в примерных образовательных программах; проанализировали особенности проектирования ПРС детского сада на основе возрастосообразного и вариативного подходов; изучили педагогические условия проектирования ПРС детского сада по программе «Детство».
Под проектированием ПРС детского сада в примерных образовательных программах подразумевается, что при проектировании ПРС необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, в котором представлены основные требования к среде на современном этапе. Под особенностями проектирования ПРС детского сада : возрастосообразным и вариативным подходами предполагается, что проектирование ПРС детского сада происходит на основе концептуальных принципов ООП, в соответствии с которой разрабатывается концепция проектирования ПРС. При реализации этого проекта педагогическому коллективу необходимо учитывать вариативные подходы к этой проблеме и принцип возростасообразности. Сущность педагогического условия проектирования ПРС детского сада по программе «Детство» предполагала, что одним из эффективных путей развития познавательной активности детей дошкольного возраста в современных условиях признана организация ПРС в каждой возрастной группе.
На этапе теоретического исследования мы провели анализ влияния развивающей ПРС на все стороны развития ребенка, установили, что главной задачей развивающей ПРС является сохранение и развитие как физического, так и психологического здоровья воспитанников, этот аспект должен прослеживаться во всех компонентах среды.
Наше педагогическое наблюдение было организовано в три этапа (констатирующий, проектно - внедренческий, контрольный).
Констатирующий этап исследования показал, что у 30% детей из числа участвовавших в педагогическом наблюдении, преобладают отрицательные эмоции. Проведенное нами анкетирование педагогов показало, что знания педагогов по созданию и проектированию ПРС, не полные, многие педагоги не знают определения ПРС, психологических особенностей и педагогических рекомендаций к ПРС, основных требований нормативных документов, что фиксирует недостаточный уровень компетентности. Не все родители были удовлетворены имеющейся ПРС ДОУ.
Мы разработали проект реконструкций ПРС ДОУ, приближенной к требованиям программы «Детство», опираясь на кластерное взаимодействие; привлекли родителей к созданию ПРС ДОУ в соответствии с требованиями программы «Детство»; инициировали детей к освоению и активному пользованию новых зон ПРС группы.
Контрольный этап педагогического наблюдения показал, что дети хотят опять вернуться в детский сад, т. е. эмоционально - гармоничный настрой детей, их открытость, жизнерадостность, потребность в жизнедеятельности ДОУ. Уровень компетентности педагогов в вопросах построения и организации работы ПРС значительно вырос. Повторное анкетирование родителей, с целью выявить их оценку преобразованной ПРС ДОУ показало динамику удовлетворенности родителей нововведениями.
На основании педагогического наблюдения и его анализа, нами были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в практике детского сада начинающим старшим воспитателем, послужить практическим материалом для воспитателей детского сада.
Мы убедились в том, что инновационное построение ПРС ДОУ способствует гармоничному развитию детей, развивает потенциал для интеллектуального развития ребенка и его творческих способностей, ребенок приобретает опыт эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.