Елена Стырова
Психологическая игра «Портрет в полный рост» в работе с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая игра «Портрет родителя»
(практика использования метафорических ассоциативных карт (МАК) и игровых платформ «П
ртрет в полный рост» в работе с родителями в ДОУ)
Обоснование применения данной формы работы.
Публикация «Психологическая игра „Портрет в полный рост“ в работе с родителями» размещена в разделах
- Игры для детей
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Само слово «игра» и сам процесс её привычнее и легче воспринимается, чем «психологическая консультация» и «тренинг». В связи с этим игра дает множество преимуществ. Она:
• Ресурсна;
• Ассоциируется с легкостью, азартом, что помогает уменьшить внутреннее сопротивление;
• Создает атмосферу, в которой людям при помощи работы с МАК легче встретиться с собой, увидеть разные стороны своей личности, встречаться со своими ограничениями и проблемными темами и пробовать расширять сферу возможного для себя;
• МАК активизируют правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию и творчество. Они помогают получить доступ к ресурсам бессознательного, преодолеть защитные механизмы психики (особенно при работе с болезненными темами, получить важные инсайты.
• Позволяет экологично прорабатывать проблемы на комфортном для участников уровне глубины;
Участники: родители (не менее 3 человек)
Ведущий: педагог – психолог
Продолжительность: 1 – 2,5 часа (в зависимости от количества участников)
Цель: создание условий для самопознания и проработки проблем
Задачи:
1. Собрать портрет родителя из карт и слов, договариваясь и находя решения, устраивающие всех участников группы.
2. Акцентировать участников процесса на проработке личностной проблематики, связанной с родительством.
3. Способствовать нахождению родителями в процессе игры новых ресурсов для воспитания детей.
Материалы: два игровых поля из набора «Портрет в полный рост», метафорические ассоциативные карты (МАК) 2 набора размером 70/100 мм и узкие карточки со словами из данных наборов карт размером 35/100 ( например: Г. Кац, Е. Мухаматулина. «Пути дороги. Метафора жизненного пути», «Окна и двери. Метафора взаимодействия с внешним миром», небольшие листочки для фиксации личного запроса.
Ожидаемый результат: родители в процессе или по окончании игры находят ответы на свои заданные в рамках тематики вопросы «Какой я родитель?» и общий вопрос «Каким должен быть родитель?»
Подготовка.
Суть игры состоит в совместном создании портретного изображения идеального родителя. Делать это надо, заполняя ячейки, из которых состоит человек, изображенный на игровом поле, метафорическими картами и карточками со словами. Родители делятся на две команды. Перед каждой на столе раскладывается игровое поле со схемой человека. На отдельном столе раскладываются МАК с изображениями и словами, рубашкой вверх.
Ведущий озвучивает задачу командам: 1. Необходимо собрать портрет родителя с помощью карточек с изображениями и словами, договариваясь друг с другом и сообща находить решения, устраивающие всю команду (если присутствуют и папы и мамы, то собираются портреты матери и отца)
2. В рамках общей задачи каждый должен сформулировать свой личный запрос и написать его на бумаге. Например: Какой я родитель? Что нужно сделать для улучшения отношений с ребенком и т. д. В конце мероприятия каждый ответит, получил ли ответ на свой запрос. Родители формулируют запросы и убирают их до конца игры (личные запросы не озвучиваются для всех)
Ход мероприятия.
1. Участники обеих команд берут каждый себе «в закрытую» одинаковое количество карт: картинок и слов (каждая команда из своего набора, от двух до пяти: например два слова и две картинки (Суммарно на каждом поле помещается 10 картинок и 10 слов).
2. Игроки рассматривают свои карты так, чтобы другие не увидели и думают о том, как их карты отражают тот, образ который нужно собрать. Карты нужно запомнить.
Ведущий объявляет о том, что в конце игры будут выбраны три победителя: тот, кто сумеет продвинуть в портрет наибольшее количество своих карт; тот, кто сможет правильно определить наибольшее количество «хозяев» карт и тот, кто смог лучше все «замаскироваться», то есть никто не догадался какие карты его.
3. После изучения все карты игроков каждой команды по отдельности собираются ведущим в общую стопку рубашкой вверх, перемешиваются и переворачиваются так, чтобы вся команда их видела и могла подумать какие карты выбрать для портрета.
4. Игроки принимают совместное решение по каждой ячейке, из которых состоит человек на поле. То есть какую карту положить в ячейку. Выбирается одна ячейка, затем каждый по очереди предлагает карту и объясняет свой выбор остальным. После того, как все выскажутся, происходит голосование по каждой предложенной для ячейки карте.
Задачи ведущего:
1)контролировать процесс обсуждения так, чтобы все высказывались по очереди;
2) запустить процесс голосования.
Наряду с общей задачей создания реалистичного портрета, перед каждым игроком стоит задача добиться того, чтобы как можно больше его карт вошло в портрет. Причем, поскольку решения принимаются совместно, каждый должен убедить остальных включить свои карты, стараясь делать это так, чтобы они не догадались о том, кому они принадлежат.
5. В конце игры, когда портрет будет собран игроки формулируют свои предложения о том, кому принадлежат те или иные карты.
Завершение.
1 этап: Определяются победители
2 этап: обсуждение результатов игры, шеринг. Участниками и ведущим обсуждаются впечатления от игры, эмоции, стратегии, которые выбирали участники, а также содержание портрета (описание). Какой получился портрет? Что удивило? Является ли получившийся портрет актуальным для участников, отображающим их черты? Что нравится в портрете, что нет? Получили ли ответ на свой личный запрос по итогам игры?
Ведущему необходимо сопоставить высказывания, выводы и идеи участников с их реальной жизнью.
Примечание. Тема для игры может быть любой. Она будет зависеть от актуального запроса участников, так же может выбираться самими участниками. Подобные игры возможно проводить и с педагогами и с родителями на родительских клубах, собраниях.
Список использованной литературы
1. Кац. Г., Мухаматулина Е. Пути – дороги. Метафора жизненного пути (набор метафорических ассоциативных карт). М. : Генезис,2013.
2. Ушакова Т. Портрет в полный рост : игровая платформа для индивидуальной и групповой психологической работы с применение метафорических карт. М. : Генезис, 2018. – 24 с. : ил. + игровой комплект
3. Кац. Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: руководство для психолога. М. : Генезис, 2018. – 160 с.