Марина Борисенко
Протокол детского проекта «Я рисую музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование музыкальной компетентности дошкольников в экспериментально-творческой деятельности.
Задачи: развитие умения понимать музыку через художественно-творческую деятельность, сравнивать её с другими видами искусства.
1 этап. Постановка проблемы.
Темочки:
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальное развитие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Наши дети любят слушать музыку. Под музыку ребятам нравится танцевать, играть на детских музыкальных инструментах, разыгрывать сказки, но больше всего - рисовать. При общении с музыкой можно представлять разные образы и картины. А как увидеть музыку? Как музыку рисовать? Нам стала интересно, и мы решили изучить этот вопрос.
2 этап. Сбор копилок.
Родители помогали собирать информацию из разных источников. Ребята познакомились с трудами знаменитых ученых и музыкантов и выяснили, что:
• Ньютон разложил свет на цвета спектра. Мы знаем семь основных цветов, но на самом деле цветов значительно больше.
• Пифагор, Евклид, Леонардо да Винчи. Ещё ученые древности выявили принципы красоты и гармонии. Принципу Золотого Сечения подчинены расположение и периоды обращения планет Солнечной системы, на нем построен звукоряд и ещё многое другое подчинено этой закономерности.
• Скрябин соотносил цвет с музыкой, создал цветную октаву, в которой каждая нота, тональность – определенный цвет.
• Чурлёнис воспринимал музыку цветной и одновременно создавал картины и музыку
3 этап. Создание картотеки.
Скоро мы узнали, что существует два больших вида искусства: музыка и живопись.
Мы сравнили их и создали морфологическую таблицу сходства и различия (рисунок 1)
Дети делали от руки, понятия писали значками.
МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Плавная-отрывистая Мелодия Прямая-волнистая Линии
ОоооОооОоооОоо Ритм Палитра цветов Цвет
Количество звуков, сочетание Гармония Круг-квадрат-треугольник Форма
Голоса инструментов Тембр Расположение на листе Композиция
Высокий-низкий Регистр Портрет-пейзаж-натюрморт Жанр
1,2 части, куплетная Форма Карандаш-краски-пастель Техники
Громче-тише Динамика
Песня-танец-марш-три кита Жанры
У каждого вида искусства есть свой язык и средства выразительности. Музыка не возможна без мелодии, ритма, гармонии, тембра, регистра, формы, динамики и жанров. Живопись не существует без света и тени, линий, цвета, формы, композиции, жанров, различных техник.
Музыку и живопись различает:
• свой язык и средства выразительности
• музыка передает образ в движении, а картину можно сравнить с моментальной фотографией
• композитор создает музыку, а художник - картину
Оба искусства объединяет:
• свет и звук имеют волновую природу
• выражают мысли и чувства автора
• стремятся к совершенству, включают принципы красоты и гармонии
• влияют на человека и все живое
Далее перед ребятами встал вопрос: «Под какую музыку лучше рисовать?» Опытным путем выяснили, что танцевать, играть можно под любую музыку. А вот рисовать лучше под классические произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Сен-Санса, Глинки…
В ходе работой над проектом ребята поняли, что в рисунке можно передавать :
• мелодию – плавными или разорванными линиями
• ритм – повторяющимся орнаментом
• тембр инструментов – насыщенностью, яркостью цвета
• гармонию – количеством цветов, их сочетанием
• динамику звука – композицией на картине, расположением далеко-близко
• регистр, высота звука – величиной, размером объектов
• характер музыки – палитрой цветов, соответствующую настроению музыки
4 этап. Создание модели.
Далее совместно с ребятами была создана таблица соответствия цвета – характеру музыки
Оранжевый – эмоциональная, подвижная
Красный – торжественная, бодрая, праздничная
Зеленый – спокойная, мягкая,
Синий – мечтательная, задумчивая,
Желтый – солнечная, яркая, жизнерадостная
Голубой – воздушная, быстрая, подвижная
Фиолетовый – грустная, печальная, трагическая
Далее эти знания использовались в изготовлении музыкального пособия «Палитра музыкального настроения». Крокодил Гена показывает ребятам свою необычную разноцветную гармонь. Каждый цвет соответствует настроению музыки. При прослушивании новой музыки ребята могут играть и подбирать цвет к соответствующему характеру музыки.
Чтобы воспринимать музыку и живопись нужно видеть, слышать, чувствовать и принимать сердцем и взаимодействовать: выражать через движение, художественное слово, озвучивания на детских инструментах.
5 этап. Создание продукта
Дети рисовали разнообразную музыку. Особенно удачными стали такие работы. (3-8)
3. Г. Шитов. Образ слона в музыке А. Ф. Гедике «На слонах в Индию»
4. Г. Шитов. Напряжение, борьба, движение в музыке А. Вивальди «Времена года. Зима» Выбраны темные, напряженные цвета.
5. Д. Сафронова, П. И. Чайковский Март «Песня жаворонка» Образ поющей птицы, легкая трель мелодии, пастельные, нежные краски весеннего неба.
6. П. Горшенина В. А. Моцарт «Симфония №40» Гимн радости, жизни, фейерверк цвета и чувств.
7. Л. Кузмичева «Победная Весна» на музыку «Майский вальс» Слова: М. Ясень Музыка : И. Лученок. Яркие, праздничные цвета и образ победной весны.
8. Г. Шитов «Бой за Родину» на музыку Д. Шостакович «Ленинградская симфония» Страшная картина жестокого боя: стреляют танки, солдаты идут в атаку, падают подбитые самолеты.
6 этап. Презентация
Презентация проходила в форме представления проекта Г. Шитовым (6 лет) перед детьми, родителями, участниками семинара Ульяновского института повышения квалификации учителей.
Григорий рассказывал о проекте, демонстрировал рисунки, таблицы, пособия, отвечал на вопросы. Слушатели имели возможность сами послушать музыку и сравнить свои впечатления с работами ребят.
Работа над проектом помогла ребятам :
• узнать много нового о музыке и живописи
• познакомиться с разнообразными музыкальными произведениями, композиторами, художниками
• лучше понимать язык музыки, средства музыкальной выразительности
• развивать фантазию и творчество
7 этап. Постановка новой проблемы
В дальнейшем ребятам захотелось больше узнать о разнообразных стилях в музыке.