Гульнара Скорюпина
«Простые радости». Ребёнок в мире природы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №5»
ПРОСТЫЕ РАДОСТИ
- ребёнок в мире природы -
Подготовила воспитатель
Скорюпина Гульнара Шамильевна
2014год
Для вас, родители
Простые радости
Как редко, мы, взрослые, задумываемся над тем, как природа помогает нам воспитывать малышей. Ведь пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки и собаки – всё это близко им. Лес, поле, река, даже пустырь между домами может стать интересным местом для игр или наблюдений. Мир природы, окружающий ребёнка, ярок многообразен и доступен детскому пониманию. Растения, животные, явления неживой природы – всё это рядом каждый день. Наблюдения, беседы об увиденном становятся первым шагом к освоению экологической культуры. Игры в природе развивают внимание, память, физическое здоровье и эмоциональную чувствительность. А значит, стоит задуматься над тем, как разные времена года позволяют затронуть чуткие струны в детских душах?
Публикация «„Простые радости“, Ребёнок в мире природы» размещена в разделах
Начало лета. … Отцветают нарциссы и тюльпаны. Сидят на клумбах фиолетовые «бабочки» ирисов. Прогулки в парк или к речке сами собой на каждом шагу превращаются в открытия. Вот «выбежали» весёлые одуванчики с золотыми головками, а между ними –глянь-ка – белый «пушистик»! Пусть малыш сам подует на него, попробует поймать невесомые «парашютики». Вместе рассмотрите крохотное семечко, удивитесь этому маленькому чуду природы. Листва на деревьях ещё нежная, не опалённая жарким солнцем июля, не тронутая желтизной августа. Буйным цветом распустилась сирень. Найдите заветный, волшебный «пятилепесток» и загадайте самое летнее желание: побольше солнечных дней. Речка манит прохладой, но и берега сулят много интересного! Можно построить песчаный замок, украсив его камушками и ракушками. Можно прокопать систему каналов и наблюдать, как вода заполняет их. Фестиваль песчаных фигур, поиски «пиратских сокровищ»… Даже если фигуры созданы с помощью формочек для песка, а сокровище – блестящие камушки и остатки маминых бус. Лето подбрасывает практические задачи: на каком песке лучше рисовать: сухом или мокром? Как ухаживать за крохотным росточком, чтобы из него вырос красивый цветок? Чем песок отличается от глины? А превращение маленького цветка в ароматную спелую ягоду! Разве это не чудо? А вот орех. С дыркой! Да ведь это белка постаралась. «Хорошо, что белочка орешек съела, значит, сыта будет». И вот уже малыш, увидев ещё один орех, великодушно оставляет его на ветке, чтобы и завтра у белки был обед. Первые грибы… Съедобные – в корзинку. Несъедобные для нас – оставим для зверей. Шуршит в густой траве ёжик, прячется. Не бойся, малыш – наши дети уже знают, что тебе дома в лесу лучше, чем в городской квартире. Шёлковая трава, бабочки-модницы и стрекозы-вертолётики. Крылатки клёна, удивительное разнотравье лугов… Всё это не может не тронуть восприимчивую душу ребёнка, только нужно ему немного помочь разглядеть простые чудеса природы.
На дворе осень… Берёзка ещё чуть тронута позолотой, а рябина рядом уже вовсю полыхает костром. Разноцветным ковром раскинулись навстречу последним солнечным лучам звёздочки астр. Пусть малыш увидит эту красоту; пусть сам разглядит как осень, в «шубу жёлтую одета» шагает по паркам и улицам. Потом вы вместе с ребёнком соберёте самые красивые листочки и наклеите их в альбом. Надо успеть, ведь скоро наблюдать придётся за дождями. За тёплыми грибными и холодными со «снежной» крупой. А где же бабочки и муравьи? Пусть мы их уже не видим, но ещё цветут ноготки и бархатцы на клумбах, где они хлопотали. Осенняя природа щедра на краски, быстра в смене настроения. Успеть запечатлеть поможет не только фотоаппарат. Осень – большой художник. Жёлтый мелок скользнёт по асфальту солнечными лучиками. А если сначала обмакнуть ладошку в жёлтую, в красную краску; затем приложить к бумаге… То вскоре малыш обнаружит перед собой ворох кленовых листьев. На синей бумаге плывут белые облака. По-настоящему пушистые. Это тополиный пух, собранный ещё летом. А если легонько провести зубной щёткой по расчёске, то брызнет, заморосит дождик. Палочки и веточки, намазанные клеем и посыпанные манкой, превращаются в настоящие кораллы. Дети продолжают сравнивать, проводить простые опыты. Где быстрее высохнет лужа: в тени или на солнечной стороне? Почему фруктовые соки разноцветные? Найдите вместе с малышом семена в огурцах и помидорах – помогите отделить их от плодов, заготовить для посадки. Не забудем проводить суетливые птичьи стаи в тёплые края и напомним детям о храбрых воробьях и синичках, остающихся с нами пережидать зимние деньки. А значит, пора мастерить кормушки и заготавливать разные лакомства для пернатых друзей. А ещё открыть коробку, где уже лежат подарки лета: ракушки, камушки, пёрышки и добавить к ним еловые и сосновые шишки, семена разных растений, веточки мха. … Потом зимой откроется художественная мастерская, и воплотятся в жизнь самые необычные «придумки». А вот и она: зима - красавица… Время серебристых снегов, таинственных вечеров, колючих метелей, заснеженных елей. Восхититесь вместе с детьми причудливыми морозными узорами на оконном стекле. Найдите в переплетении линий и ёлочку, и жар-птицу, и волшебные цветы. Воскликните за поэтом: «Мороз и солнце! День чудесный!». Помогите ребёнку увидеть красоту рябины в белом пуховом платке, нежность берёзки в серебряной паутинке. Вместе рассмотрите и придумайте на что похожи кусты в снежных шапках. Как волшебно искрится морозный наст под лучами солнца. Так развивается фантазия. Пусть малыш подберёт сравнение для сильной вьюги и ласкового ветерка, расскажет историю снежинки, опишет свои впечатления от катания на горке. Так совершенствуется речь. Определяя, из какого снега лучше лепить, ребёнок развивает познавательную активность. Насыпая вместе с вами пшено в кормушку, ребёнок учится быть заботливым. Вместе с метелями и морозами зима приносит с собой игры и развлечения, возможные только сейчас. Самое любимое развлечение детей всех времён – снежки! Покажите, как слепить плотный комок, как правильно сделать замах. Устройте весёлое состязание по метанию. Только сразу предупредите детей, что «стрельба» по окнам, машинам и прохожим недопустима! Конкурс снежных фигур, мини-хоккей, рисование цветной водой, санная эстафета, бег на одной лыже. Приспело время катания с горки. На санках, на ледянках, на картонке или просто на животе. Ух! Захватывает дух. И опять же, ненавязчиво, учите детей осторожности и внимательности. Пусть зимние игры несут только радость, смех и здоровье. Пусть зима будет похожа на большой праздник. Ведь не зря именно зимой приходит самый долгожданный праздник – Новый Год! Что это?. «Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату…». Тихими шагами подошла весна – красна. Малышу не верится. Какая же весна? Те же сугробы вдоль дорог, так же дует ветер, нет-нет да прихватит мороз за нос. Самое время теперь проверит наблюдательность ребёнка. Посмотрите вместе на небо. Какое оно высокое, синее, ясное. … И скорее домой – за красками. Где самый красивый лазурный цвет? А солнце? Разве зимой бывает такое тёплое ласковое солнышко? А как зачирикали воробушки! «Мы выжили! Мы выжили! Мы живы, живы мы». А вот уже капель вторит птичьим трелям. Плачут – тают ледяные сосульки. Готова загадка: «Ледяная морковка на крыше растёт, солнце пригреет – она потечёт». Ребёнок и сравнил, и простой вывод о взаимосвязях в природе сделал. Солнце пригревает – снег тает – мама шубу на пуховик меняет. Обязательно обратите внимание на чередование ночных заморозков и дневной оттепели, на потемневший рыхлый снег. Беседуйте с малышом, направляйте его, учите зарисовывать наблюдения. И тогда, возможно, он раньше вас заметит, как набухли почки на деревьях, и пробилась на тёплых проталинах молодая зелёная травка. А потом, с удивлением обнаружит, как на коротеньком стебельке без листьев распустилось маленькое жёлтое чудо – цветок мать-и-мачехи. Расскажите, почему лучше любоваться цветами в природе, а не срывать их. Помогите посадить луковички – пусть малыш ухаживает за своим маленьким огородиком. Срежьте несколько веточек, поставьте их в воду – пусть понаблюдает, где раньше появятся листочки: на улице или дома. Пусть попробует сам определить, почему произошло так, а не иначе. Дети по природе своей исследователи, они всё время в процессе познания. От взрослых требуется просто быть рядом, просто быть готовым ответить на вопросы. Направлять, поддерживать стремление к исследованию. Учить детей видеть прекрасное рядом. Читать стихи и рассказы, отгадывать загадки, знакомить с фольклором. Отображать свои впечатления в рисунках, используя разные способы и материалы для выразительности. Помнить, что в общении с природой ребёнок получает первые уроки красоты, уроки доброты. Незаметно для себя учится наблюдать, анализировать, любить. Постигает мир вокруг, взаимоотношения между живой и неживой природой. Учится быть не «царём» этой природы, а её другом, защитником, ценителем.