Татьяна Перхурова
Опыт работы «Прогулки-походы в природу с использованием регионального компонента в системе экологической работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус, обыграть ту или иную ситуацию рубрики «Мы часть природы».
Публикация «Опыт работы „Прогулки-походы в природу с использованием регионального компонента в системе экологической работы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание начинается с малого … любви к своей малой родине. (п. Ермаково)
Я пытаюсь пробудить в них чувство ответственности за леса наши русские, которые повсеместно превращаются в свалку, за поля и луга наши раздольные, где трава выжигается просто так, ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.
Немаловажный факт, что экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе непосредственного общения с природой во время прогулок- походов становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды и оздоровлению своего организма.
Обязательно нужно отметить о сотрудничестве с семьями воспитанников, что является одним из условий формирования интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Родителей важно вовлечь и заинтересовать эколого - туристической деятельностью детского сада. Прогулки-Походы сближают родителей, детей и педагогов, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Привлечение родителей к совместным Прогулкам-Походам — это способ не просто отдохнуть и удовлетворить любопытство детей, а это отличная возможность эмоционально сблизиться, укрепить внутрисемейные отношения, сохранить в памяти яркие эмоции от общения в формате путешествия. Кроме того, Прогулки-Походы способствуют укреплению семьи, повышению авторитета родителей в глазах детей, особенно отцов, созданию совместных семейных традиций.
Проведенная раннее в системе работа с детьми по экологическому воспитанию в младшем возрасте, подвела меня к применению новой формы – как Прогулки-Походы с использованием регионального - компонента.
Наше дошкольное учреждение находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Объектов для наблюдений достаточно и одним из них я выбрала Логиновский парк, в прошлом это бывшая усадьба помещика Логинова. Растительность парка представлена многочисленными растениями, в парке дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников, имеют возможность наблюдать за ними в разные времена года.
Планируя организацию Прогулкок-Походов я составила перспективный план:
Время проведения
Цель
Сентябрь
показать красоту и очарование осенней природы, воспитывать стремление бережно относиться к ней;
отметить что - то интересное, необычное в окружающей природе парка;
провести эксперимент с отходами: пластик, бумага (с целью уборки территории и результаты эксперимента проверить весной);
совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей.
знакомство с историей возникновения Логиновского парка
Февраль
(с родителями)
показать красоту зимнего лесного пейзажа, рассмотреть покрытые инеем деревья и кустарники, следы птиц, животных нашего края;
формировать умение наблюдать за зимними изменениями в природе;
упражнять в узнавании деревьев по коре, веткам;
способствовать развитию любознательности, слухового восприятия, умение переключать внимание;
применять полученные знания на практике -правила поведение в природе.
воспитывать чувство любви к природе родного края;
совершенствовать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, развивать выносливость организма
Май
закреплять умение детей определять словами состояние природы в лесу в весенний период;
закрепление представления о сохранении здоровья через активный отдых на природе;
воспитание ответственного отношения к действиям на природе;
показать результаты эксперимента:
подвести к пониманию, что пластик – угроза экологии и необходимости раздельного сбора мусора
Как и любой поход, данное мероприятие требует тщательной подготовки. С воспитанниками проводилась предварительная работа : беседовали с детьми о туристах, особенностях их жизни, различных видах походов. Дошкольники узнали, что существуют походы в лес, к водоемам, в горы или даже на Северный полюс. Значительно облегчают путь туристам велосипеды, байдарки. Заинтересовать дошкольников идеей похода помог наглядный материал: иллюстрации и фотографии. Некоторые дети уже бывали в подобных путешествиях со своей семьей и с увлечением сами рассказывали о них, приносили из дома фотографии.
Так, в назначенный день дети пришли в детский сад экипированными: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста – и, конечно же, воодушевленными предстоящим путешествием:«Вперёд за новыми впечатлениями, положительными эмоциями!» -мы дружно отправились по выбранному маршруту, согласно карте с речевкой:
- Кто шагает с рюкзаком?
- Мы, туристы!
- Кто со скукой не знаком?
- Мы, туристы!
- Нас вперед ведут …
- Дороги!
- Наш девиз…
- Всегда вперед!
- Эй, ребята, тверже шаг!
- Что турист берет в дорогу?.
- Песню, ложку и рюкзак!
(слайд 2)
Во время пути на каждой точке – остановка, дети сверяют объект с нанесенным знаком на карте. Непростым испытанием оказался переход через вспаханное поле. Бывалые путешественники считают, что немного экстрима в турпоходе никогда не помешает. Вот и наши дети проверили себя на «прочность», закалили дух, ну и просто разнообразили своё бытие. Ну, а самое главное у детей была возможность пройти пешком немалое расстояние. Прежде, чем заходить в парк, вспомнили правила поведения в природе.
(слайд 3)
В парке с детьми были проведены подвижные игры, тренеровка по установке палатки и раскладывании спальных мешков.
(слайд4)
Пора отдохнуть и подкрепиться (устраивается пикник). Предлагаю детям распределить обязанности: кто будет собирать хворост для костра, кто помогать взрослым готовить обед.
(слайд 5)
Когда стол (самодельный) был накрыт, все были приглашены перекусить. А как хорошо перекусить на природе! Даже те дети, которые не отличаются хорошим аппетитом, на природе съедают всё.
После туристического обеда было предложено детям погулять на поляне, найти и увидеть что – то интересное и необычное,обращаю внимание детей на то, что в парке растут хвойные и лиственные деревья. Показываю на дерево - лиственницу. Провожу сравнение ели и лиственницы. Ребята расходятся по парку, проводят самостоятельные наблюдения, затем собираются вместе и наполняют “волшебную” корзину своим маленьким чудом: это и листочек похожий на бабочку, и деревяшка, похожая на стул и т. д. Все эти радости не только дарят ребёнку незабываемую прелесть времени года, прелесть путешествия, близости к природе, общения с друзьями, но и повышают защитные силы организма. Можно с уверенностью сказать, что во время туристического похода у детей воспитываются самостоятельность,организованность,дисциплинированность, ответственность, взаимопонимание, доброта.
(слайд6)
После активного отдыха на природе мы с детьми обсуждали, куда деть мусор: что делать с пластиковыми бутылками и бумажными обертками? Я предложила детям эксперимент: закопать в землю платиковую бутылку и бумажные обертки. А весной прийти и проверить что с этим мусором произойдет.
После эксперемента взрослые вместе с детьми потушили костер, убрали за собой мусор и вернулись счастливые и полные эмоций домой!
(слайд7)
Положительные эмоции и яркие впечатления от туристического похода получили все. Мероприятие стало полезным и для самих родителей, они убедились в знаниях детей по безопасному поведению в природе, умению приходить на помощь товарищу, видеть и находить необычное в природе. Проведение прогулки-похода позволило мне на практике определить уровень знаний и умений своих воспитанников и раскрыть им свой творческий потенциал. Намеченная цель совместного мероприятия с детьми и родителями была достигнута.
Заключение
В процессе работы были достигнуты положительные результаты: дети заметно расширили свои экологические представления, знания о своем крае, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего края.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведение прогулок - походов в природу обеспечило положительную динамику в плане развития не только познавательной сферы, но и личностных характеристик детей и может активно быть использовано в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспектива
Планирую работу по :
наполнению реальным содержанием у детей понятия «Я-часть своей малой Родины» :я уже могу принести пользу и понимаю, что не должен навредить.
привлечению родителей и населения поселка по улучшению окружающей среды: к участию в природоохранных акциях через распространение листовок, проведения суботников по благоустройству территории соснового парка около детского сада.
Список литературы:
1. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2003. – 94 с.
2. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду : пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений. – М. : Аркти, 2004. – 115 с.
3. Земскова-Названова Л. И. Люби и знай родной свой край: занятия по краеведению с малышами. – М. : Чистые пруды, 2006. – 30 с.
4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: пособие для реализации гос. программы «Патриот. воспитание граждан Рос. Федерации на 2001–2005 гг.» – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2004. – 173 с.
5. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ : планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с
6. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. Прогулки в природу : учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – 111 с.