Получи документы

Программа знакомства дошкольников с городом «Я — петербуржец»

Марина Журавлева
Программа знакомства дошкольников с городом «Я — петербуржец»

Программа знакомства дошкольников с городом «Я-Петербуржец»

Составила: Журавлева М. Е.

Содержание

I. Целевой раздел:

1.1 Пояснительная записка ….

1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы …

1.3. Прогнозируемые результаты…

1.4. Оценка результатов усвоения программы в форме педагогической

диагностики и мониторинга….

II. Содержательный раздел:

2.1 Особенности образовательного процесса…

2.2 Содержание образовательной деятельности ….

III. Организационный раздел:

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы …. ….

Публикация «Программа знакомства дошкольников с городом „Я — петербуржец“» размещена в разделах

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения…. …

3.4 Организация образовательного процесса ….

3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

В мире есть немного городов, которые могли бы сравниться с Петербургом по числу художественных сокровищ. Это город музеев и памятников, архитектурных и ландшафтных ансамблей.

Педагогам и родителям необходимо организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое могло бы стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения.

Проживание детей в новостройках города, оторванность от центра, где сосредоточены основные архитектурные, культурные и духовные объекты, создает определенную сложность для организации такого развивающего общения ребенка с городом.

Однако, практика показывает, что при проведении специальных занятий в сочетании с другими многочисленными формами работы ребенок к 7-ми годам способен овладеть значительным объемом знаний о городе.

Работу по воспитанию юного петербуржца можно начинать с младшей группы (3-4 года) со знакомства с ближайшим окружением ребенка (группа, детский сад, улица, на которой он живет, в то же время ребенок 3-4 лет уже может освоить на уровне узнавания 3-4 достопримечательности Петербурга. В более старшем возрасте (5-6 лет) ребенок знакомится с микрорайоном, в котором он живет, а также с некоторыми фактами истории города, особенностями архитектуры основных исторических зданий, музеями, памятниками, парками и т. д. В подготовительной группе дети осваивают более сложные знания, узнают об исторических событиях (война Петра Первого со шведами, Отечественная война с Наполеоном, Великая Отечественная война и т. д., знакомятся с историческими деятелями, запоминают имена архитекторов, скульпторов, работавших в Петербурге и создавших его неповторимый облик.

Занятия проводятся, начиная с младшей группы, 1 раз в неделю, по 15 -20 минут и 2 раза в неделю в старшем возрасте по 25 -30 минут. Кроме того, закрепление пройденного материала и подготовительная работа к занятиям может проводиться воспитателями в группе вне занятий в форме дидактических игр, чтения детям, рассматривания альбомов, фотографий, викторин, конкурсов, вечеров досуга и т. д.

К работе по воспитанию юного петербуржца необходимо привлекать и родителей.

Для этого можно использовать следующие формы работы – рекомендации для родителей (куда пойти в выходной день, что показать ребенку и какие вопросы при этом задать). Информация о том, что дети узнали на занятии, просветительская работа с родителями (информация о достопримечательностях города, их архитектуре, истории создания, авторах и т. д., привлечение родителей к проведению экскурсий и прогулок по городу, вечеров досуга, викторин, выставок детских работ и т. д.

Программа рассчитана на два года обучения, для детей с 3 до 5 лет.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: Формирование основ личности Петербуржца XXI века.

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к родному городу, умение замечать и любоваться его красотой в любое время года.

2. Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению истории, архитектуры и культуры родного города.

3. Воспитывать чувство гордости своим городом, желание беречь и преумножать его культурные и духовные ценности.

4. Внести вклад в общее гуманитарное развитие личности ребенка.

5. Познакомить детей с историей возникновения, географическим положением, основными достопримечательностями, именами создателей Санкт-Петербурга соответственно возрасту детей.

6. Развивать познавательные способности, самостоятельность в получении знаний о городе.

7. Сформировать ощущение ребенка себя петербуржцем, осознание ответственности этого звания.

1.3. Прогнозируемые результаты:

Младшая группа (3-4 г)

• Ребенок знает и может назвать свои имя, фамилию, домашний адрес, имя мамы, папы, всех остальных членов семьи.

• Ребенок ощущает себя полноправным членом своей семьи, а также полноправным членом детского коллектива своей группы в детском саду.

• Ребенок знает имена, отчества сотрудников группы, которую он посещает.

• Ребенок хорошо ориентируется в помещении группы, знает другие помещения детского сада, например, спортивный и музыкальный зал, медицинский кабинет, бассейн, изостудию и др.

• Ребенок знает в лицо сотрудников детского сада: медсестру, директора, повара, музыкального и физкультурного руководителей, тренера по плаванию и некоторых других.

• Ребенок узнает по фотографии и называет городское и деревенское здание, городской и сельский виды.

• Ребенок запомнил (на уровне узнавания) 3-4 вида Санкт – Петербурга

(Петропавловская крепость, Зимний дворец, Михайловский дворец, Михайловский замок, Невский проспект).

• Ребенок с удовольствием рассматривает фотографии с видами Санкт – Петербурга, выражает желание посмотреть еще.

Средняя группа (4-5 лет)

• У детей сформировано понятие «город».

• Дети знают, могут назвать разные по назначению здания города.

• Дети знают, что в городе есть улицы, проспекты, набережные, парки, скверы, сады, могут назвать некоторые из них.

• Дети знают название проспекта, на котором находится их детский сад, знакомы с микрорайоном: знают близлежащие здания, их назначения, названия улиц, окружающие детский сад, могут показать их на плане микрорайона.

• Дети знают и могут сказать, как называется наш город, на какой реке он находится, как называется главный проспект города, главная площадь города.

• Дети узнают и называют на фотографии 5-6 достопримечательностей Санкт –Петербурга (Невский проспект, Петропавловская крепость, Казанский собор, Летний сад, Зимний дворец, Михайловский дворец, Медный всадник).

• Дети с удовольствием рассматривают фотографии с изображением достопримечательностей Санкт – Петербурга, выражают желание посмотреть, узнать, посетить эти места.

Старшая и подготовительная группа работа по программе «Город- сказка, город – быль»

1.4. Оценка результатов усвоения программы в форме педагогической диагностики Педагогическая диагностика освоения программы проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Методы:

- дидактическая игра

- диагностическая беседа

- анализ художественно-продуктивной деятельности детей

- опрос родителей.

2. Содержательный раздел

2.1 Особенности образовательной деятельности

Возраст детей Задачи Формы взаимодейсвия

3-4 года 1 Помочь ребенку осознать себя членом семьи, коллектива детей группы детского сада.

2. Научить ориентироваться в группе, детском саду.

3. Познакомить детей с разными заданиями.

4. Научить отличать на фотографиях, слайдах деревню, город, деревенские и городские здания.

5. Научить узнавать на фотографиях и слайдах 3-4 вида Петербурга.

6. Воспитывать интерес, любовь к городу, в котором мы жжем, желание познакомиться с ним поближе.

Рассказ педагога; Рассматривание фотографий, слайдов;

Дидактические игры;

Игровые приемы;

Целевые прогулки Художественно -продуктивная деятельность Чтение художественной литературы

Конструирование

Интегрированные досуги

4-5 лет 1. Сформировать понятие «город»

2. Дать знания о том, что в городе существуют различные здания по внешнему виду, назначению, месторасположению.

3. Познакомить с тем, сто в городе есть улицы, проспекты, набережные, парки, скверы, сады.

4. Познакомить с микрорайоном, в котором находится детский сад.

5. Дать знания о том, как называется город, на какой реке он находится, как называется главный проспект, площадь города.

6. Учить узнавать и называть 5-6 достопримечательностей города на фотографиях

Рассказ педагога; Рассматривание фотографий, слайдов; Просмотр фрагментов видеофильмов с последующей беседой

Дидактические игры;

Игровые приемы;

Целевые прогулки Совместные с родителями прогулки, экскурсии. Художественно-продуктивная деятельность Чтение художественной литературы

Заучивание наизусть поэтических произведений. Конструирование

Интегрированные досуги

2. 2 Содержание образовательной деятельности

Младшая группа

(3-4 года)

Я и моя семья Беседа о семье

Занятие «Кто Я»

(имя, фамилия, возраст ребенка)

Рисование «Я»

Рисование «Моя семья», «Моя мама».

Чтение Е. Благинина «Научу одеваться и братца», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», Кушнер «Песенка бабушки про непоседу» и т. д. Составление фотоальбома «Моя семья»

Наша группа Знакомство с группой, экскурсия по групповой «

Каждой вещи – свое место»

Рассматривание плана группы

Наш детский сад Знакомство с трудом воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара, прачки. Экскурсии в кабинет директора, прачечную, медицинский кабинет, на кухню. Сюжетно – ролевые игры «Повар», «Больница», «Детский сад» и т. д.

Рассматривание плана детского сада.

Улица, на которой я живу

Кольцевая экскурсия – прогулка «Детский сад –. Метро

Комендантский пр– детский сад».

Прогулка с родителями по улице, на которой живет ребенок.

Рисование «Дом, в котором я живу».

Здания города Целевая прогулка «Здания нашей улицы».

Рассматривание фотографий разных зданий.

Сравнение дома деревенского и дома городского.

Сравнение на фотографиях разных городских зданий. Рассматривание на прогулке здания детского сада, аптеки, сбербанка, супермаркета, жилого дома.

Аппликация «Дом».

Конструирование «Разные здания»

Наш город –

Санкт - Петербург Беседа о том, где были дети, куда ездили с родителями.

Знакомство с названием города.

Показ слайдов, фотографий – Невский проспект, Ленинский проспект, Площадь Победы, Московский вокзал, Памятник Петру Первому и т. д. Составление фотоальбома «Мой город».

Главная река Показ фотографий, слайдов с видами Невы, 4

города - Нева разводящихся мостов, кораблей на Неве. Рисование «Корабли на Неве».

Красивый город (Петропавловская крепость, Зимний дворец,

Михайловский дворец, Исаакиевский собор)

Показ слайдов – Петропавловская крепость, Зимний дворец (вид с Невы, с Дворцовой площади, Исаакиевский собор, Михайловский собор). Дидактическая игра «Найди и покажи» (с фотографиями).

Рассматривание фотографий – виды города в разное время года. 5

Средняя группа

(4-5 лет)

Тема Методы и приемы Кол-во часов

Что такое «город» Просмотр отрывков видеофильма «Чудесный город».

Знакомство с тем, что в городе есть улицы, проспекты, набережные, разные по значению и внешнему виду здания, реки, острова, мосты, транспорт, сады и парки и т. д.

Рассматривание слайдов, фотографий с видами Петербурга.

Прогулка по городу с родителями.

Составление фотоальбома «Мой город!».

Рисование «Мой город».

Аппликация, конструирование «Высотный дом», «Театр», «Транспорт», «Корабли на Неве», «Магазин» и т. д.

Сюжетно – ролевые игры «Транспорт», «Аптека», «Магазин», «Больница» и т. д.

Дидактические игры «Жилые – нежилые здания», «Правила дорожного движения». Рассказ ребенка «Где мы были с мамой и папой».

Наш микрорайон Целевые прогулки «Проспект Королева», «

Строящийся дом»,

«Магазин Пятерочка», «Школа» и т. д.

(в том числе и с родителями).

Коллективное рисование «Наша улица» Рисование «Дом, в котором я живу». Рассматривание плана микрорайона.

Комендантский проспект Экскурсия на Комендантский проспект.

Коллективное рисование «Комендантский проспект». Посещение с родителями супермаркета, кинотеатра, кафе, библиотеки, находящейся на Комендантском проспекте.

Совместное рисование с родителями 2

«Что мне нравится на Комендантском проспекте».

Наш город – Санкт –

Петербург

Знакомство с названием города. Показ слайдов с видами города. Просмотр отрывка видеофильма «Чудесный город».

Чтение стихотворений о городе –

«Стихи о Петербурге для детей» - пособие для воспитателей детского сада, СПб, 1994 г.

Прогулки по городу с родителями.

Составление рассказов «Что я видел».

Рисование «Мой город – Санкт – Петербург». Участие в вечере досуга «День рождения города».

Нева – главная река города Рассказ педагога о Неве, наводнениях, мостах, островах.

Просмотр отрывка видеофильма «Чудесный город» о Неве.

Показ слайдов – вид на Неву, Дворцовый мост, Белые ночи на Неве, разведение мостов, Нева зимой, корабли на Неве, крейсер «Аврора».

Рисование «Корабли на Неве».

Поездка с родителями на набережную Невы. Чтение стихотворения «На Неве» С. Скаченкова.

Заучивание наизусть стихотворении

«На Неве» С. Скаченкова.

Главный проспект города – Невский проспект Рассказ педагога.

Показ слайдов «Невский проспект»,

«Гостиный двор», ст. метро «Невский проспект».

Прогулка с родителями по Невскому проспекту.

Составление фотоальбома «Невский проспект».

Дворцовая площадь Рассказ педагога о Дворцовой площади, зданиях, которые на ней расположены.

Показ слайдов – Зимний дворец, Арка Генерального штаба, Александровская колонна.

Прогулка с родителями по Дворцовой площади.

Чтение стихотворения Г. Адамовича

«Опять по площади Дворцовой…»

Размещение в группе фотографий – Зимний дворец, общий вид Дворцовой площади.

Дидактическая игра «Найди и покажи», «Узнай по фрагменту», «Найди лишнее», «Где мы были».

Петропавловская крепость Рассказ педагога о Петропавловской крепости, Петропавловском соборе.

Показ слайдов – Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Петровские ворота, Ангел на шпиле Петропавловского собора. Чтение стихотворений С. Скаченкова

«Петропавловский шпиль», «На Петропавловской в двенадцать».

Экскурсия с родителями в Петропавловскую крепость.

Составление рассказа, рисование по впечатлениям от поездки.

Помещение в уголок Петербурга в группе фотографий Петропавловского собора, Ангела. Дидактические игры «Где живет Ангел», «Узнай и назови», «Сложи картинку», «Ответь правильно».

Памятник Петру Первому Рассказ педагога о Петре Первом.

Рассматривание иллюстраций в книге «Наш город

Санкт – Петербург»

Н. А. Яковлевой, СПб,1999.

Экскурсия к Медному всаднику.

Показ слайдов – Медный всадник, портрет Петра Первого.

Помещение в петербургский уголок фотографии памятника.

Подвижная игра «Медный всадник на коне», Дидактическая игра «Узнай по силуэту», «Найди и покажи».

Казанский,

Смольный соборы Показ слайдов – Исаакиевский собор, Казанский собор, Смольный собор, рассматривание, сравнение, выделение индивидуальных особенностей соборов. Помещение в петербургский уголок фотографий этих соборов.

Посещение с родителями какого-либо из этих соборов, рассматривание внутреннего убранства собора, полюбоваться красотой интерьера. Дидактические игры –«Найди и покажи», «Как называется собор», «Узнай по силуэту», «Сложи картинку», «Петербургские кубики».

Михайловский дворец Рассказ педагога о Михайловском дворце. Показ слайдов – Михайловский дворец, Белоколонный зал.

Помещение в петербургский уголок фотографии Михайловского дворца.

Посещение с родителями Михайловского дворца, показ парадной лестницы, Белоколонного зала. Составление рассказа «Михаиловский дворец». Дидактическая игра «Узнай по силуэту», «Найди и покажи».

Летний сад Прогулка в Летнем саду, знакомство с аллеями, прудом, скульптурами, Летним дворцом Петра Первого, показать красоту Летнего сада.

Чтение детям стихотворения В. Лукса «В Летнем саду», Н. Поляковой «Осенние листья».

Заучивание отрывка из С. Фогельсона «В Летнем саду».

Рисование «Осень в Летнем саду».

Участие в вечере досуга «Прогулка по Летнему саду».

Помещение в петербургский уголок фотографий Летнего сада.

Составление альбома с рисунками, фотографиями, рассказами детей «Наш Летний сад».

Организационный раздел

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

. Для реализации программы «Я-Петербуржец!»» используется следующее оборудование:

музыкальный центр,

Интерактивная доска

ноутбук,

видеофильмы «Чудесный город», «Пригороды Петербурга», цикл «Заняия в Русском музее»

мультимедийные презентации «Прогулки по городу»

набор слайдов «Архитектура Санкт-Петербурга»

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:

• Алифанова Г. Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) 1999

• Ермолаева «Чудесный город» 1995

• Бунин М. «Мосты Ленинграда», Л. ,1986

• Астахова Н. «История о первом императоре. Петр Первый», М., 2001

• Астахова Н. «История о немецкой принцессе. Екатерина Вторая», М., 2001

• Бутиков Г. «Музей – памятник «Спас на крови», СПб, 1996

• Бутиков Г. «Государственный музей – памятник «Исаакиевский собор», СПб, 1996

• Воронихина А. «Эрмитаж. Здания и залы музея», Л., 1967

• Воскобойников В. «Санкт – Петербург. Иллюстрированная история для детей», СПб, 2003

• Горбачевич К. «Почему так названы», СПб

• Логачев К. «Петропавловская крепость», Л., 1988

• Николин Е. «Коротко о Ленинграде», СПб, 1988

• Нестеров В. «Знаешь ли ты свой город?» Л., 1974

• Пукинский Б. «1000 вопросов и ответов о Ленинграде», Л., 1981

• Пирютко Ю. «Александро – невская лавра», Л., 1991

• Пунин А. «Архитектура Петербурга середины 19 века», Л., 1990

• Серова З. «Знаешь ли ты Санкт – Петербург?», СПб, 1998

• Смирнова Н. «Город мой любимый» альбом, СПб, 1997

• Суслов В. «Рассказы о Ленинграде», Л., 1988 •Фролов В. «Как родился Петербург», СПб, 1995

• Чеснокова А. «Невский проспект», Л., 1998

• Храбрый И. «Санкт – Петербург. Три века архитектуры», СПб, 1999

• Яковлева Н. «Наш город Санкт – Петербург», СПб, 1999

• Альбомы «Санкт-Петербург», «Пригороды Санкт-Петербурга», «Храмы СанктПетербурга» и т. д

• Наборы открыток

• Наборы конструкторов «Юный архитектор», «петербургский конструктор2 и т. д Дидактические игры:

• «Узнай по силуэту»

• «Юный реставратор»

• «Разрезные картинки»

• «Петербургские кубики»

• Кроссворды и ребусы

• Петербургская математика •Архитектурные стили

Дидактические игры, альбомы, фотографии находятся в доступном для детей месте.

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками Детский сад, как второй дом и загадочный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми,.

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа знакомства дошкольников с городом «Я — петербуржец»
Опубликовано: 30 октября 2024 в 14:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа знакомства дошкольников с городом «Я — петербуржец»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД