Марина Журавлева
Программа знакомства дошкольников с городом «Я — петербуржец»
Программа знакомства дошкольников с городом «Я-Петербуржец»
Составила: Журавлева М. Е.
Содержание
I. Целевой раздел:
1.1 Пояснительная записка ….
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы …
1.3. Прогнозируемые результаты…
1.4. Оценка результатов усвоения программы в форме педагогической
диагностики и мониторинга….
II. Содержательный раздел:
2.1 Особенности образовательного процесса…
2.2 Содержание образовательной деятельности ….
III. Организационный раздел:
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы …. ….
Публикация «Программа знакомства дошкольников с городом „Я — петербуржец“» размещена в разделах
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения…. …
3.4 Организация образовательного процесса ….
3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В мире есть немного городов, которые могли бы сравниться с Петербургом по числу художественных сокровищ. Это город музеев и памятников, архитектурных и ландшафтных ансамблей.
Педагогам и родителям необходимо организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое могло бы стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения.
Проживание детей в новостройках города, оторванность от центра, где сосредоточены основные архитектурные, культурные и духовные объекты, создает определенную сложность для организации такого развивающего общения ребенка с городом.
Однако, практика показывает, что при проведении специальных занятий в сочетании с другими многочисленными формами работы ребенок к 7-ми годам способен овладеть значительным объемом знаний о городе.
Работу по воспитанию юного петербуржца можно начинать с младшей группы (3-4 года) со знакомства с ближайшим окружением ребенка (группа, детский сад, улица, на которой он живет, в то же время ребенок 3-4 лет уже может освоить на уровне узнавания 3-4 достопримечательности Петербурга. В более старшем возрасте (5-6 лет) ребенок знакомится с микрорайоном, в котором он живет, а также с некоторыми фактами истории города, особенностями архитектуры основных исторических зданий, музеями, памятниками, парками и т. д. В подготовительной группе дети осваивают более сложные знания, узнают об исторических событиях (война Петра Первого со шведами, Отечественная война с Наполеоном, Великая Отечественная война и т. д., знакомятся с историческими деятелями, запоминают имена архитекторов, скульпторов, работавших в Петербурге и создавших его неповторимый облик.
Занятия проводятся, начиная с младшей группы, 1 раз в неделю, по 15 -20 минут и 2 раза в неделю в старшем возрасте по 25 -30 минут. Кроме того, закрепление пройденного материала и подготовительная работа к занятиям может проводиться воспитателями в группе вне занятий в форме дидактических игр, чтения детям, рассматривания альбомов, фотографий, викторин, конкурсов, вечеров досуга и т. д.
К работе по воспитанию юного петербуржца необходимо привлекать и родителей.
Для этого можно использовать следующие формы работы – рекомендации для родителей (куда пойти в выходной день, что показать ребенку и какие вопросы при этом задать). Информация о том, что дети узнали на занятии, просветительская работа с родителями (информация о достопримечательностях города, их архитектуре, истории создания, авторах и т. д., привлечение родителей к проведению экскурсий и прогулок по городу, вечеров досуга, викторин, выставок детских работ и т. д.
Программа рассчитана на два года обучения, для детей с 3 до 5 лет.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: Формирование основ личности Петербуржца XXI века.
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к родному городу, умение замечать и любоваться его красотой в любое время года.
2. Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению истории, архитектуры и культуры родного города.
3. Воспитывать чувство гордости своим городом, желание беречь и преумножать его культурные и духовные ценности.
4. Внести вклад в общее гуманитарное развитие личности ребенка.
5. Познакомить детей с историей возникновения, географическим положением, основными достопримечательностями, именами создателей Санкт-Петербурга соответственно возрасту детей.
6. Развивать познавательные способности, самостоятельность в получении знаний о городе.
7. Сформировать ощущение ребенка себя петербуржцем, осознание ответственности этого звания.
1.3. Прогнозируемые результаты:
Младшая группа (3-4 г)
• Ребенок знает и может назвать свои имя, фамилию, домашний адрес, имя мамы, папы, всех остальных членов семьи.
• Ребенок ощущает себя полноправным членом своей семьи, а также полноправным членом детского коллектива своей группы в детском саду.
• Ребенок знает имена, отчества сотрудников группы, которую он посещает.
• Ребенок хорошо ориентируется в помещении группы, знает другие помещения детского сада, например, спортивный и музыкальный зал, медицинский кабинет, бассейн, изостудию и др.
• Ребенок знает в лицо сотрудников детского сада: медсестру, директора, повара, музыкального и физкультурного руководителей, тренера по плаванию и некоторых других.
• Ребенок узнает по фотографии и называет городское и деревенское здание, городской и сельский виды.
• Ребенок запомнил (на уровне узнавания) 3-4 вида Санкт – Петербурга
(Петропавловская крепость, Зимний дворец, Михайловский дворец, Михайловский замок, Невский проспект).
• Ребенок с удовольствием рассматривает фотографии с видами Санкт – Петербурга, выражает желание посмотреть еще.
Средняя группа (4-5 лет)
• У детей сформировано понятие «город».
• Дети знают, могут назвать разные по назначению здания города.
• Дети знают, что в городе есть улицы, проспекты, набережные, парки, скверы, сады, могут назвать некоторые из них.
• Дети знают название проспекта, на котором находится их детский сад, знакомы с микрорайоном: знают близлежащие здания, их назначения, названия улиц, окружающие детский сад, могут показать их на плане микрорайона.
• Дети знают и могут сказать, как называется наш город, на какой реке он находится, как называется главный проспект города, главная площадь города.
• Дети узнают и называют на фотографии 5-6 достопримечательностей Санкт –Петербурга (Невский проспект, Петропавловская крепость, Казанский собор, Летний сад, Зимний дворец, Михайловский дворец, Медный всадник).
• Дети с удовольствием рассматривают фотографии с изображением достопримечательностей Санкт – Петербурга, выражают желание посмотреть, узнать, посетить эти места.
Старшая и подготовительная группа работа по программе «Город- сказка, город – быль»
1.4. Оценка результатов усвоения программы в форме педагогической диагностики Педагогическая диагностика освоения программы проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Методы:
- дидактическая игра
- диагностическая беседа
- анализ художественно-продуктивной деятельности детей
- опрос родителей.
2. Содержательный раздел
2.1 Особенности образовательной деятельности
Возраст детей Задачи Формы взаимодейсвия
3-4 года 1 Помочь ребенку осознать себя членом семьи, коллектива детей группы детского сада.
2. Научить ориентироваться в группе, детском саду.
3. Познакомить детей с разными заданиями.
4. Научить отличать на фотографиях, слайдах деревню, город, деревенские и городские здания.
5. Научить узнавать на фотографиях и слайдах 3-4 вида Петербурга.
6. Воспитывать интерес, любовь к городу, в котором мы жжем, желание познакомиться с ним поближе.
Рассказ педагога; Рассматривание фотографий, слайдов;
Дидактические игры;
Игровые приемы;
Целевые прогулки Художественно -продуктивная деятельность Чтение художественной литературы
Конструирование
Интегрированные досуги
4-5 лет 1. Сформировать понятие «город»
2. Дать знания о том, что в городе существуют различные здания по внешнему виду, назначению, месторасположению.
3. Познакомить с тем, сто в городе есть улицы, проспекты, набережные, парки, скверы, сады.
4. Познакомить с микрорайоном, в котором находится детский сад.
5. Дать знания о том, как называется город, на какой реке он находится, как называется главный проспект, площадь города.
6. Учить узнавать и называть 5-6 достопримечательностей города на фотографиях
Рассказ педагога; Рассматривание фотографий, слайдов; Просмотр фрагментов видеофильмов с последующей беседой
Дидактические игры;
Игровые приемы;
Целевые прогулки Совместные с родителями прогулки, экскурсии. Художественно-продуктивная деятельность Чтение художественной литературы
Заучивание наизусть поэтических произведений. Конструирование
Интегрированные досуги
2. 2 Содержание образовательной деятельности
Младшая группа
(3-4 года)
Я и моя семья Беседа о семье
Занятие «Кто Я»
(имя, фамилия, возраст ребенка)
Рисование «Я»
Рисование «Моя семья», «Моя мама».
Чтение Е. Благинина «Научу одеваться и братца», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», Кушнер «Песенка бабушки про непоседу» и т. д. Составление фотоальбома «Моя семья»
Наша группа Знакомство с группой, экскурсия по групповой «
Каждой вещи – свое место»
Рассматривание плана группы
Наш детский сад Знакомство с трудом воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара, прачки. Экскурсии в кабинет директора, прачечную, медицинский кабинет, на кухню. Сюжетно – ролевые игры «Повар», «Больница», «Детский сад» и т. д.
Рассматривание плана детского сада.
Улица, на которой я живу
Кольцевая экскурсия – прогулка «Детский сад –. Метро
Комендантский пр– детский сад».
Прогулка с родителями по улице, на которой живет ребенок.
Рисование «Дом, в котором я живу».
Здания города Целевая прогулка «Здания нашей улицы».
Рассматривание фотографий разных зданий.
Сравнение дома деревенского и дома городского.
Сравнение на фотографиях разных городских зданий. Рассматривание на прогулке здания детского сада, аптеки, сбербанка, супермаркета, жилого дома.
Аппликация «Дом».
Конструирование «Разные здания»
Наш город –
Санкт - Петербург Беседа о том, где были дети, куда ездили с родителями.
Знакомство с названием города.
Показ слайдов, фотографий – Невский проспект, Ленинский проспект, Площадь Победы, Московский вокзал, Памятник Петру Первому и т. д. Составление фотоальбома «Мой город».
Главная река Показ фотографий, слайдов с видами Невы, 4
города - Нева разводящихся мостов, кораблей на Неве. Рисование «Корабли на Неве».
Красивый город (Петропавловская крепость, Зимний дворец,
Михайловский дворец, Исаакиевский собор)
Показ слайдов – Петропавловская крепость, Зимний дворец (вид с Невы, с Дворцовой площади, Исаакиевский собор, Михайловский собор). Дидактическая игра «Найди и покажи» (с фотографиями).
Рассматривание фотографий – виды города в разное время года. 5
Средняя группа
(4-5 лет)
Тема Методы и приемы Кол-во часов
Что такое «город» Просмотр отрывков видеофильма «Чудесный город».
Знакомство с тем, что в городе есть улицы, проспекты, набережные, разные по значению и внешнему виду здания, реки, острова, мосты, транспорт, сады и парки и т. д.
Рассматривание слайдов, фотографий с видами Петербурга.
Прогулка по городу с родителями.
Составление фотоальбома «Мой город!».
Рисование «Мой город».
Аппликация, конструирование «Высотный дом», «Театр», «Транспорт», «Корабли на Неве», «Магазин» и т. д.
Сюжетно – ролевые игры «Транспорт», «Аптека», «Магазин», «Больница» и т. д.
Дидактические игры «Жилые – нежилые здания», «Правила дорожного движения». Рассказ ребенка «Где мы были с мамой и папой».
Наш микрорайон Целевые прогулки «Проспект Королева», «
Строящийся дом»,
«Магазин Пятерочка», «Школа» и т. д.
(в том числе и с родителями).
Коллективное рисование «Наша улица» Рисование «Дом, в котором я живу». Рассматривание плана микрорайона.
Комендантский проспект Экскурсия на Комендантский проспект.
Коллективное рисование «Комендантский проспект». Посещение с родителями супермаркета, кинотеатра, кафе, библиотеки, находящейся на Комендантском проспекте.
Совместное рисование с родителями 2
«Что мне нравится на Комендантском проспекте».
Наш город – Санкт –
Петербург
Знакомство с названием города. Показ слайдов с видами города. Просмотр отрывка видеофильма «Чудесный город».
Чтение стихотворений о городе –
«Стихи о Петербурге для детей» - пособие для воспитателей детского сада, СПб, 1994 г.
Прогулки по городу с родителями.
Составление рассказов «Что я видел».
Рисование «Мой город – Санкт – Петербург». Участие в вечере досуга «День рождения города».
Нева – главная река города Рассказ педагога о Неве, наводнениях, мостах, островах.
Просмотр отрывка видеофильма «Чудесный город» о Неве.
Показ слайдов – вид на Неву, Дворцовый мост, Белые ночи на Неве, разведение мостов, Нева зимой, корабли на Неве, крейсер «Аврора».
Рисование «Корабли на Неве».
Поездка с родителями на набережную Невы. Чтение стихотворения «На Неве» С. Скаченкова.
Заучивание наизусть стихотворении
«На Неве» С. Скаченкова.
Главный проспект города – Невский проспект Рассказ педагога.
Показ слайдов «Невский проспект»,
«Гостиный двор», ст. метро «Невский проспект».
Прогулка с родителями по Невскому проспекту.
Составление фотоальбома «Невский проспект».
Дворцовая площадь Рассказ педагога о Дворцовой площади, зданиях, которые на ней расположены.
Показ слайдов – Зимний дворец, Арка Генерального штаба, Александровская колонна.
Прогулка с родителями по Дворцовой площади.
Чтение стихотворения Г. Адамовича
«Опять по площади Дворцовой…»
Размещение в группе фотографий – Зимний дворец, общий вид Дворцовой площади.
Дидактическая игра «Найди и покажи», «Узнай по фрагменту», «Найди лишнее», «Где мы были».
Петропавловская крепость Рассказ педагога о Петропавловской крепости, Петропавловском соборе.
Показ слайдов – Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Петровские ворота, Ангел на шпиле Петропавловского собора. Чтение стихотворений С. Скаченкова
«Петропавловский шпиль», «На Петропавловской в двенадцать».
Экскурсия с родителями в Петропавловскую крепость.
Составление рассказа, рисование по впечатлениям от поездки.
Помещение в уголок Петербурга в группе фотографий Петропавловского собора, Ангела. Дидактические игры «Где живет Ангел», «Узнай и назови», «Сложи картинку», «Ответь правильно».
Памятник Петру Первому Рассказ педагога о Петре Первом.
Рассматривание иллюстраций в книге «Наш город
Санкт – Петербург»
Н. А. Яковлевой, СПб,1999.
Экскурсия к Медному всаднику.
Показ слайдов – Медный всадник, портрет Петра Первого.
Помещение в петербургский уголок фотографии памятника.
Подвижная игра «Медный всадник на коне», Дидактическая игра «Узнай по силуэту», «Найди и покажи».
Казанский,
Смольный соборы Показ слайдов – Исаакиевский собор, Казанский собор, Смольный собор, рассматривание, сравнение, выделение индивидуальных особенностей соборов. Помещение в петербургский уголок фотографий этих соборов.
Посещение с родителями какого-либо из этих соборов, рассматривание внутреннего убранства собора, полюбоваться красотой интерьера. Дидактические игры –«Найди и покажи», «Как называется собор», «Узнай по силуэту», «Сложи картинку», «Петербургские кубики».
Михайловский дворец Рассказ педагога о Михайловском дворце. Показ слайдов – Михайловский дворец, Белоколонный зал.
Помещение в петербургский уголок фотографии Михайловского дворца.
Посещение с родителями Михайловского дворца, показ парадной лестницы, Белоколонного зала. Составление рассказа «Михаиловский дворец». Дидактическая игра «Узнай по силуэту», «Найди и покажи».
Летний сад Прогулка в Летнем саду, знакомство с аллеями, прудом, скульптурами, Летним дворцом Петра Первого, показать красоту Летнего сада.
Чтение детям стихотворения В. Лукса «В Летнем саду», Н. Поляковой «Осенние листья».
Заучивание отрывка из С. Фогельсона «В Летнем саду».
Рисование «Осень в Летнем саду».
Участие в вечере досуга «Прогулка по Летнему саду».
Помещение в петербургский уголок фотографий Летнего сада.
Составление альбома с рисунками, фотографиями, рассказами детей «Наш Летний сад».
Организационный раздел
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
. Для реализации программы «Я-Петербуржец!»» используется следующее оборудование:
музыкальный центр,
Интерактивная доска
ноутбук,
видеофильмы «Чудесный город», «Пригороды Петербурга», цикл «Заняия в Русском музее»
мультимедийные презентации «Прогулки по городу»
набор слайдов «Архитектура Санкт-Петербурга»
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:
• Алифанова Г. Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) 1999
• Ермолаева «Чудесный город» 1995
• Бунин М. «Мосты Ленинграда», Л. ,1986
• Астахова Н. «История о первом императоре. Петр Первый», М., 2001
• Астахова Н. «История о немецкой принцессе. Екатерина Вторая», М., 2001
• Бутиков Г. «Музей – памятник «Спас на крови», СПб, 1996
• Бутиков Г. «Государственный музей – памятник «Исаакиевский собор», СПб, 1996
• Воронихина А. «Эрмитаж. Здания и залы музея», Л., 1967
• Воскобойников В. «Санкт – Петербург. Иллюстрированная история для детей», СПб, 2003
• Горбачевич К. «Почему так названы», СПб
• Логачев К. «Петропавловская крепость», Л., 1988
• Николин Е. «Коротко о Ленинграде», СПб, 1988
• Нестеров В. «Знаешь ли ты свой город?» Л., 1974
• Пукинский Б. «1000 вопросов и ответов о Ленинграде», Л., 1981
• Пирютко Ю. «Александро – невская лавра», Л., 1991
• Пунин А. «Архитектура Петербурга середины 19 века», Л., 1990
• Серова З. «Знаешь ли ты Санкт – Петербург?», СПб, 1998
• Смирнова Н. «Город мой любимый» альбом, СПб, 1997
• Суслов В. «Рассказы о Ленинграде», Л., 1988 •Фролов В. «Как родился Петербург», СПб, 1995
• Чеснокова А. «Невский проспект», Л., 1998
• Храбрый И. «Санкт – Петербург. Три века архитектуры», СПб, 1999
• Яковлева Н. «Наш город Санкт – Петербург», СПб, 1999
• Альбомы «Санкт-Петербург», «Пригороды Санкт-Петербурга», «Храмы СанктПетербурга» и т. д
• Наборы открыток
• Наборы конструкторов «Юный архитектор», «петербургский конструктор2 и т. д Дидактические игры:
• «Узнай по силуэту»
• «Юный реставратор»
• «Разрезные картинки»
• «Петербургские кубики»
• Кроссворды и ребусы
• Петербургская математика •Архитектурные стили
Дидактические игры, альбомы, фотографии находятся в доступном для детей месте.