ольга боркова
Программа «Зеленая аптека родного края» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа развития экологических представлений
«Зеленая аптека родного края»
для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников в настоящее время не вызывает вопросов ни у кого. Да, это необходимо. Необходимо, чтобы дети с самых ранних лет воспитывались с чувством глубокого уважения к природе, осознавали ее важность в жизни человека, учились заботиться о сохранении окружающего природного богатства. Это необходимо просто для выживания самого человека. Данная программа – это небольшой вклад в решение этой сложной и многогранной задачи. Она предназначена для воспитателей, которые понимают и любят природу родного края и хотят передать эту любовь детям, которые знают и ценят целительную силу растений и согласны поделиться этими знаниями с детьми.
Публикация «Программа „Зеленая аптека родного края“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Цель программы : развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале краеведения.
Июль-август
Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах Совместная образовательная деятельность Работа с родителями.
Рассматривание иллюстраций лекарственных растений.
Д. и. «Узнай лекарственные растения»
Цель: Учить узнавать растения не только в целом изображении, но и по частям. Ситуативный разговор о пользе подорожника.
Разгадывание загадок:
«Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять».
(одуванчик)
«Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути».
(подорожник)
. Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Д. у. «Доктор Айболит»
Цель: Найти карточку с растением, которое лечит определенную болезнь.
Рассматривание иллюстраций с лекарственными растениями: подорожник, одуванчик, душица, мать-и-мачеха, липа.
Чтение А. Плешаков «Зеленые страницы»
Аппликация “Полянка одуванчиков” Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»
Заучивание стихотворений и разгадывание загадок об одуванчике, мать-и-мачехе.
Д. и. «4 лишний»
Релаксация упражнение «Цветы и ветерок»
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.
Самостоятельное рассматривание иллюстраций с лекарственными растениями.
Ситуативный разговор «Можно ли брать в рот и жевать траву, которую не знаешь, к чему это может привести».
Д. у. «Узнай лекарственные растения» Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
«На участке ищем полезные растения»
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Беседа «Друг или враг»
Цель: рассказать о многообразии растений. Объяснить, что наряду с лекарственными растениями мы можем встретить ядовитые. Учить отличать лечебные и ядовитые растения.
Наблюдение за одуванчиком на участке детского сада.
Цель: Рассмотреть части одуванчика, строение листьев, цветка, семян. Какие части одуванчика являются лекарственными.
Д. и. «Узнай растение»
Цель: Учить узнавать лекарственные растения по частям.
Чтение Н. Павловский «Загадки цветов»
Рисование: «Наши друзья – лекарственные растения» Беседа с родителями о содействии в реализации проекта и просьба собрать и засушить лекарственные растения.
Д. и. :
«Я знаю пять цветов»
«Цветочные названия» «Путешествие на луг»
Цель: Закрепить умение узнавать лекарственные цветы.
Заучивание стихотворения о ромашке.
Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”
Д. у. «Определи по запаху»
Цель: Упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху.
Ситуативный разговор о пользе ромашки.
Рассказ из личного опыта «Как я вылечила больное горло отваром ромашки»
Загадывание загадок друг другу.
Заваривание чая с мятой и мелиссой.
Цель: Показать способ заваривания травы, оценить вкус, запах, отметить полезные свойства. «Лекарственные растения – средства оздоровления человека»
Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Лепка: «Цветочная корзинка!»
Цель: Учить изображать ромашку при помощи пластилина. Развивать воображение.
Изготовление гербария из лекарственных растений.
Опыт:
«Нужен ли свет солнца растениям»
Цель: Формировать представления, что растениям нужен свет.
Чтение А. Ожегов «Тропинка полевая»
Наблюдение «За липой»
Цель: Рассмотреть дерево, строение, листья, цветение, запах, полезные свойства. Сделать фото к конкурсу «Папа, мама, я – здоровая семья»
Д. у. «Собери картинки»
Д. и. «Где растет»
Цель: закрепить знания детей о том, где растет то или иное растение.
Разучивание стихотворения о шиповнике и душице.
Изготовление альбомов с гербариями засушенных лекарственных растений. Рассматривание семян одуванчика, подорожника.
Ситуативный разговор о том, можно ли собирать лекарственные растения около проезжей части.
Рассматривание гербария с лекарственными растениями.
Цель: Вспомнить названия лекарственных растений и пользу, которую они приносят людям.
Д. и. «Что лишнее»
«Собери картинку»
Релаксация упражнение
«Я цветок»
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.
«В гостях у доктора Айболита»
Цель: рассмотреть такие травы как мята, мелиса, душица и шиповник. Дать понятие о их пользе для здоровья человека.
Опыты и исследовательно - поисковая деятельность: «Проращиваем семена»
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Рисование «Душица»
Цель: Учить изображать на рисунке лекарственное растение – душицу. Развивать воображение.
Чтение А. Стрижова «Огород на опушке»
Создание газеты «Бабушкины рецепты»
Цель: Собрать полезные рецепты.
Аппликация:
Коллективная работа “Домики для семян”
Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов. Привлечь родителей к сбору полезных рецептов для создания газеты.
Дидактическая игра «Вершки – корешки»
Цель: Познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
(ромашка, крапива, подорожник, душица).
«Узнай по описанию»
«Садовник у нас на участке»
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
Свободная деятельность детей в зоне ознакомления с окружающим миром.
Д. у. «Собери картинки»
Д. у. «Определи по запаху»
Цель: Упражнять детей узнавать лекарственные растения по запаху.
Речевая деятельность: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.
Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
«Где лучше посадить растения?»
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Чтение Б. Заходер этюд «Дождик и зернышко»
Конструирование из бумаги «Цветы одуванчика»
Цель: Развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.
«Экскурсия к 35 школе»
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на территории школы (крапива, одуванчик, подорожник, пижма и др.).Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Привлечь родителей к созданию фотографий лекарственных растений и детей.
Д. и. «Угадай кто я»
Цель: По наводящим вопросам привести ребенка к разгадке.
Я цветок? – да или нет.
Я расту в лесу? И тд.
«Узнай растение» Цель:Упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. Релаксация упражнение
«Я бутон», «Цветы и ветерок»
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.
Физминутка “Цветы”
Ситуативный разговор о том, как мальчик пил отвар из шиповника и никогда не болел.
Заучивание пословиц и поговорок о лекарственных растениях.
Сюжетно-ролевая игра «Зеленая аптека»
Цель: Учить принимать роль цветка, аптекаря.
Викторина
“Знатоки целебных трав”
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
Чтение Н. Павлова «Загадки цветов»
Наблюдение за рябиной и созреванием плодов.
Цель: рассказать о полезных свойствах ягод рябины.
Лепка:
Коллективная работа «Лекарственных трав хоровод»
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
«Наблюдаем, как растет одуванчик» (Зарисовать)
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Д. и. «Узнай по описанию», «Садовник у нас на участке»
Беседа «Где собираем и как храним лек. растения»
Цель: Дать знания о сборе, хранении растений. Консультация для родителей «Будьте внимательны и учите детей внимательности
Д. и. «Угадай кто я»
«Собери разрезные картинки»
Составление загадок о лекарственных растениях и их разгадывание.
Д. у. «Собери картинки»
Д. и. «Где растет»
Цель: закрепить знания детей о том, где растет то или иное растение.
Д. у. «Рисунок на асфальте»
Ситуативный разговор могут ли лекарственные растения быть ядовитыми.
Цель: Показать, что любое растение может быть ядовито, если неправильно его использовать.
Дидактическая игра «Вершки – корешки»
Цель: Познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
(ромашка, крапива, подорожник, душица). Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
«Для чего одуванчику парашютики»
Цель: Показать способ размножения одуванчиков.
Беседа «Как вкусен чай с душицей»
Цель: закрепить знания о душице, внешнем виде, запахе, вкусе заваренного с нею чая.
Рисование «Наши зеленые друзья»
Цель: учить передавать графически изображения цветов.
Презентация детских работ, альбомов с гербариями родителям.
Презентация созданной газеты «Бабушкины рецепты»
Экологическая викторина: «Растения- помощники человека»
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края. Объявить конкурс «Лучший гербарий»
Д. и. «Узнай по описанию: цветы, листья, плоды»
Диагностика после внедрения программы. Вспомнить выученные стихи, загадки о лекарственных растениях.
Д. и. «Что?Где?Когда?»
Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях, когда собирать, где и как сушить и хранить. Беседа по экологии
“Что где растет, когда цветет”
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
Конкурс рисунка на асфальте «Наши зеленые друзья»
Создание фотоальбома «Мы друзья лекарственных растений»
Экологическая викторина:
«Лекарственное растение нашего региона»
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края. Пригласить родителей на экологическую викторину.