Ольга Бутузова
Программа экологического кружка «Удивительное рядом» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Публикация «Программа экологического кружка „Удивительное рядом“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Программа охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению
детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка : 1 раз в 2 недели, во вторую половину дня.
Основная цель экологического кружка - формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи экологического кружка :
• Подводить к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
• Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью;
• Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
• Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
• Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
• Воспитывать навыки правильного поведения в природе.
Наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• проведение дидактических игр.
Словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• беседы.
Игровые методы:
• проведение игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.);
• загадывание загадок.
Практические методы
• изготовление с детьми наглядных пособий;
• организация продуктивной деятельности;
• оформление гербария.
При построении системы работы нашего кружка обращено особое внимание на следующие основные направления:
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, рыбок, черепашки, посадка цветников и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.
Перспективный план работы кружка 2023 – 2024 учебный год
Месяц Тема Программное содержание Формы работы
СЕНТЯБРЬ
Во саду ли, в огороде
Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).
Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их
место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития
растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Рассматривание иллюстраций, муляжей.
Отгадывание загадок.
Дидактические игры:
"Угадай на ощупь"
"Узнай по описанию"
Беседа "Что нам осень принесла. "
Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты. "
Игра "Дорисуй овощ"
Опытно-экспериментальная деятельность «Посадка лука»
В хороводе деревьев
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам,
плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев.
Отгадывание загадок
Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
ОКТЯБРЬ
Путешествие в страну «Осень» Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Наблюдения за состоянием погоды, за трудом взрослых
Рассматривание картины "Времена года"
Дидактические игры:
«Найди такой листок, как на дереве»;
«Кто скорее соберёт»;
«Так бывает или нет»;
Опытно- экспериментальная деятельность «Подарки осени»
Развлечение «Осень разноцветная»
Воздух Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. НОД «Воздух видимый и невидимый»
Надувание мыльных пузырей, шаров.
Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие
растения, с воздухом.
Беседа о значении чистого воздуха в жизни людей.
НОЯБРЬ
Мир растений
"Зелёная аптека"
Учить различать и называть
садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за
растениями. Воспитывать эстетические чувства.
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником.
Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
Чтение рассказа "Зелёные страницы"
Беседа "Мой любимый цветок"
Рисование "Поляна цветов"
Беседа о лекарственных травах
Загадки
Рассматривание иллюстраций с растениями
Дидактические игры:
«Собери букет»
«Узнай растение»
Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты,
зверобоя"
Подводное царство
Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи, лягушкой. Учить выделять и
называть части тела рыб, повадки.
Дать понятие о том, что в
водоёмах живут растения и животные; знакомить с
особенностями внешнего вида рыб, позволяющими
приспосабливаться к жизни в
окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
Наблюдения за аквариумными рыбками
Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб,
водорослей.
Игра "Мы весёлые рыбки".
"Зачем лягушке такие лапки".
Лепка "Рыбка".
Аппликация "Аквариум" (коллективная).
Рассказ Л. Берг "Рыбка".
ДЕКАБРЬ
Зимушка-зима
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой.
Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
Беседа о зиме.
Коллективная аппликация "Деревья зимой"
Рисование "Зимушка- зима"
Чтение сказки "Зимовье зверей".
А. Фет "Мама, глянь-ка из окошка".
А. Барто "Ёлка".
Подвижные игры "Берегись, заморожу", "Снежинки и ветер".
Волшебница вода Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее
запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество, с различным его состоянием. Чтение рассказа
К. Д. Ушинского "Хотела галка пить";
О. Николаевой "Путешествие капельки".
Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде».
Дидактическая игра "Вода".
Занятие- экспериментирование «Волшебница вода»
ЯНВАРЬ
Лесные жители
Дать первоначальное
представление о лесе и жизни в нём диких животных (как
передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Воспитывать любовь и заботу к животным.
Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу".
Игра- имитация "Звериная зарядка".
Дидактические игры:
"Найди детёныша",
"Кто, что ест", "Кто, где живёт".
Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей",
"Заюшкина избушка"
Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
Рассказ Н. Носов "Лисята"
Белый снег, пушистый Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).
Беседа "Нужен ли зимой растениям снег?"
Рисование "Снежинки".
НОД «Почему снег тает?»
ФЕВРАЛЬ
В гостях у птиц
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к
"братьям нашим меньшим"
Беседа о зимующих и перелётных птицах,
Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций.
Наблюдения
Дидактическая игра:
"Кто, где живёт".
Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки). Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц").
Чтение стих-я "Покормите птиц зимой".
Игра "Птички-невелички".
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Почему птицы летают?»
На бабушкином дворе
Уточнить и расширить
представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за
домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
Отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры:
"Назови детёнышей", "Какая польза от домашних животных"
Чтение сказки "Как собака друга искала".
Аппликация "Кисонька- мурысонька".
МАРТ
В гостях у Веснянки
Расширить знания детей о
весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на
деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Дидактические игры: «Когда это бывает", "Найди детёныша". Рисование "Волшебница весна".
В. Берестов "Песенка весенних минут".
НОД «В лес за подснежниками»
Береги живое! Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты,
радости людей.
Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли".
Игры: "Где живут животные".
"Какой цветок просит помощи, нарисуй его".
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Спасаем лягушат»
АПРЕЛЬ
Насекомые - наши
помощники
Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик,
муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
Отгадывание загадок.
Наблюдения за насекомыми. Рассматривание иллюстраций. Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги
В. Зотова "Лесная мозаика") Рисование "Божья коровка" Лепка "Зелёная гусеница"
Земля- мой дом Дать представления о суше и водном пространстве,
разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море, видах поселения (деревня, город,
страна, о звёздах.
Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными
способами получения
информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. Беседа "Где я живу"
Сравнение речки, болота, моря
Рассматривание картины "Семья дома", семейных фотографий
Д/и "Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
Беседа о звёздах
Рисование "Звёздное небо"
МАЙ Человек - живой организм
Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего
особенности и потребности.
Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
Дидактическая игра "Понюхай и отгадай"
Беседа о потребностях человека
Рассказ о вредных привычках
Язычок- помощник
Игра "Угадай на вкус"
Гимнастика для глаз
Бумага,
древесина, ткань Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать.
Продолжать учить пользоваться
различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка,
пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание
преобразовывать из известных материалов в поделки. Изготовление поделок, построек
Оригами из бумаги
Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
Опыт с бумагой, древесиной
Аппликация из ткани "Полянка цветов"
Интегрированное занятие с приёмами экспериментирования «Домик для медвежонка»
Песок, глина, камень, почва Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. Опыты с песком, глиной.
Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение).
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Пирожки для мишки»
Список литературы:
• Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников
/ С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
• Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада : Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999
• Н. Г. Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
• «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
• «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
• «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.