Лариса Жмаева
Программа «Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма» (для нулевого, пропедевтического класса)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение С (К)ОШ VIII вида №4
Программа
«Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма»
(для нулевого, пропедевтического класса)
Программу составила :
Учитель нач. кл.
Жмаева Л. М.
Якутск – 2012г.
Пояснительная записка
Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд.
Публикация «Программа „Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма“ (для нулевого, пропедевтического класса)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во – вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.
Целью коррекционно-развивающего обучения аутичного ребенка является создание специальных педагогических условий для формирования сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками:
-установление эмоционально-положительного контакта взрослого с ребенком;
-снижение эмоционального и мышечного напряжения;
-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
-четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене;
-специальная работа по организации индивидуальных занятий в течение первой четверти;
-начиная со второй четверти формирование подгрупп (2 чел., в дальнейшем групп (5чел.) для организации коллективно-учебной деятельности, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
-развитие внимания, навыков коммуникации, восприятия;
-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
-развитие игровых навыков, произвольного поведения
Рекомендации по проведению занятий с аутичным ребенком :
-при налаживании контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий;
-постоянное сопровождение действий ребенка эмоционально-смысловым комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации;
-поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Учитель в данный момент должен сохранять спокойствие и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
-необходима положительная вербальная оценка действий ребенка, но не следует добиваться единственно правильного ответа;
-допускается как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей
Содержание работы строится на подготовке детей к обучению в школе, на формировании навыков взаимодействия с окружающими людьми, на адаптацию к жизни в обществе.
Решение данных вопросов осуществляется в процессе проведения занятий:
-русский язык, чтение и устная речь (обучение чтению, подготовка к письму, развитие коммуникативных навыков)
-математика (элементарные математические представления)
- СБО/ОБЖ (формирование навыков самообслуживания)
- живой мир (элементарные сведения об окружающем)
-игротерапия (обучение игре)
-занимательный труд (предметно-практическая деятельность)
-ИЗО (развитие графических навыков)
Обучение грамоте
(русский язык (подготовка к письму) – 2 часа в неделю;
чтение – 2 часа в неделю; устная речь – 3 часа в неделю)
Обучение чтению
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
—аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
—послоговое чтение;
—глобальное чтение.
Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.
Глобальное чтение.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.
Виды работ.
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).
2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.
3. Понимание письменных инструкций
Тематика предложений:
—схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. —здесь удобно работать перед зеркалом);
—план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. д.).
4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.
Кошка сидит.
Кошка спит.
Кошка бежит.
Послоговое чтение.
Виды работ
1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов.
2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов открытого типа.
3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (10-15 см) друг от друга.
Аналитико-синтетическое чтение
В первую очередь формируем навык звукобуквенного анализа начала слова.
Виды работ
1. На большой карте с четкими картинками раскладывание маленьких карточек с начальными буквами названий картинок.
2. Обратный вариант игры.
3. Подбирание картинок на определенные звуки.
Русский язык (подготовка к письму)
Правильное удержание карандаша, ручки, фломастера и др.
Правильная осанка во время письма.
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме.
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.
Развитие графических навыков: работа мелом, карандашом, акварельными красками, ручкой.
Графические упражнения в написании линий различных направлений, переключение с одного направления на другое. Соблюдение заданных пространственных пределов при раскрашивании, штриховке.
Работа с шаблонами, трафаретами (простые фигуры)
Проведение линий по контуру, по опорным точкам.
Графические упражнения и работа по развитию мелкой моторики рук: «Косой дождь», «Дорожки», «Воздушные шары», «Цветная полянка», «Веселый клоун», «Лесная тропинка», «Осенние листья» и т. д.
Устная речь
(развитие коммуникативных навыков)
Слово, слог.
Повторение слов за учителем.
Выделение заданного слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.). Выделение заданного слова в предложении. Самостоятельное придумывание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.)
Плавное и послоговое проговаривание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.)
Звук.
Игровые упражнения на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков («Тук-тук-тук», «На чем играл зайка», «Кто играл» и др.)
Соотнесение звука с его источником.
Характеристика звука по силе звучания (громко, тихо)
Определение звука, движения на звук.
Имитация звуков окружающей действительности речевыми звуками (имитация голосов животных, треска мотора, шума воды и др.)
Учить адекватным способам выражения просьбы в ситуации взаимодействия, например, жестами, при помощи карточек или словами.
Организация коллективно-учебной деятельности, развитие навыков взаимодействия друг с другом в подгруппах, группах (2 четверть) :
• Для создания положительного эмоционального настроя, раскрепощения детей, развития интереса к партнеру по общению: «Волшебный круг», «Это я – узнай меня».
• Для развития диалогического общения: «Отзовись», «Зеркало», «Чудесный мешочек», «Липучка», «Спектакль»
• Вызвать у детей интерес к взаимодействию с другим человеком, развивать навыки сотрудничества: «Поймай мой взгляд», «Как мячик искал себе друга», «Игрушки», «Совместное рисование»
• Развитие способностей распознавания эмоционального состояния человека: «Дразнилки», «Поссорились - подружились»,
• Научить обращаться к другому человеку: «Ау!», «Да - нет»
• Научить адекватным способом выражения просьбы: «Я хочу!»
Математика
(элементарные математические представления)
(3 часа в неделю)
Количественные представления.
Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов)
Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один – много, много - мало)
Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину (один большой мяч – много маленьких мячей, один маленький мяч - много больших мячей)
Выполнение различных действий: один – много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию.
Выделение на основе тактильного обследования одного – много предметов по типу игры: «Чудесный мешочек».
Представления о форме.
Выделение формы (Шар).
Дифференциация шара от любого многоугольника.
Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу (шары, мячи, клубки и т. п.)
Представление о величине.
Выделение больших – маленьких предметов в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности.
Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях (пройти через большие воротики; поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину - в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прищепки к большому – маленькому кругу и т. п.)
Представления о величине уточняются, закрепляются в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.
Представления о пространстве.
Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.)
Нахождение, показ, а по возможности и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера; по мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кот, собака, медведь и т. п.).
Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: "Где мой пальчик?", "Пальчики здороваются" и т. п.
Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.) Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.
В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.
Временные представления.
Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (зима).
Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно - нахмуриться и сжаться, тепло - улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь - имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами "кап-кап" и т. п.
Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.
Имитация действий, соответствующие действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности и по словесной инструкции.
Живой мир
(элементарные сведения об окружающем)
(1 час в неделю)
Времена года.
зима
лето
весна
осень
Названия времен года.
Формирование представлений о явлениях неживой природы: похолодание, дожди, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, лужи, тепло, тучи.
Растения и животные
Птицы
Животные
Деревья
Цветы
Ягоды
Овощи, фрукты
Сезонные экскурсии
Парк культуры и отдыха
Зоопарк
Музеи
Сбор природного материала
Поделки из природного материала
Тематические настольные развивающие игры по теме
Изобразительное искусство
(развитие графических навыков)
(1 час в неделю)
Ознакомление учащегося с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, мелки, акварельные и пальчиковые краски и др., со способами их использования, с процессом рисования, выполнение аппликации.
Учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.
Учить ребенка оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастерами, мелками, кисти и др.
Учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображения звукоподражанием.
Знакомить в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым.
Учить проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие.
Учить раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно.
Учить подражать действиям учителя.
Виды упражнений на уроке:
«Что за палочки такие?»,«Травка для зайчат»,
«Карандаш пришёл с друзьями, поиграйте, дети с нами», «Стебельки для цветов»,«Листочки летят»,«Дорожка для автобуса»,
«Нарисуем ёжику колючки» (пальчиком,«Лесенка для петушка»,«Украсим шарфик»,«На полянку, на лужок тихо падает снежок» (тычками, «Клубочки для кошечки» и т. д.
Занимательный труд
(предметно-практическая деятельность)
(2 часа в неделю)
I. Работа с пластилином и массы для лепки.
Практические работы: Знакомство детей с приемами работы с пластилином и массой для лепки. Разминание, разрывание на крупные куски, соединение, отщипывание части от целого, раскатывание прямыми и круговыми движениями, скручивание. Выполнение простых инструкций по образцу. Виды работ: лепка ягод, овощей, фруктов, грибочков, бусин, улиток.
Расположение материалов на рабочем столе. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.
Приемы работы: Скатывание столбиков и соединение их концов для получения колец пирамидки. Равномерное размазывание пластилина по твердой поверхности (барельеф).
II. Работа с бумагой.
Практические работы: Сгибание, разгибание, разрывание по сгибу, вырезание (по возможности). Использование инструментов при работе с бумагой: ножницы. Правила безопасной работы с ножницами.
Соединения деталей из бумаги с помощью клея. Соблюдения санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Выполнение аппликации путем наклеивания готовых форм. Накладывание на трафареты. Выполнение рваной аппликации. Выполнение работ по различной тематике.
Технические сведения: Основные и дополнительные цвета бумаги.
Приемы работы: Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук при резании. Приемы резания по прямой линии. Смазывание поверхности клеем, наклеивание.
Игротерапия
(обучение игре)
(1 час в неделю)
В процессе формирования игровой деятельности детей целесообразно учить :
- проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам;
- совмещено со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки: машины, куклы, строительный материал;
- выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, а затем по образцу;
- проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;
- находить соответствующие предметы и игрушки по характерному звучанию: едущая машина - вжжжжжжж; кукла-малыш - а-а-а; летящий самолет - у-у-у-у и т. п. ;
- подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки (укачивание плачущей куклы-дочки - а-а-а-а, открытие крана - поворот рукой воображаемого крана и изображение шума льющейся воды и т. п. ;
- выполнять простые игровые действия совместно со взрослым и по подражанию ему, соединять их в простой сюжет, отображающий бытовые, профессиональные ситуации (мама и дочка, приход гостей в дом, шофер везет в автобусе пассажиров, врач слушает больного и т. п., которые в дальнейшем войдут в структуру игрового сюжета;
- использовать в игре предметы-заменители бытового содержания (мыло - кирпичик из строительного материала, деньги - листы бумаги, кружки и т. п.);
- повторять по подражанию, а затем и по образцу действия взрослого, отражать с помощью педагога представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительными и литературными произведениями;
-моделировать совместно со взрослым, по подражанию простейшие постройки из крупного и мелкого строительного материала (простой гараж для машины, корпус автобуса, корабля для сюжетно-ролевых игр, загородки для игрушечных животных и т. п.).
Рекомендуемые игры с аутичным ребенком :
-Сенсорные игры: «Игры с красками», «Игры с водой», «Игры со свечами», «Мыльные пузыри», «Игры с крупами»
-Игры цикла «Круг»
-Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Самолетики», «Змейка», «Догонялки»
-Игры в сенсорной комнате.
СБО/ОБЖ
(Формирование навыков самообслуживания)
(1ч. в неделю)
Тематика
Ориентирование в школьном пространстве:
Класс
Коридор
Столовая
Туалет
Спортзал
Кабинет ЛФК
Игровая комната
Школьные принадлежности:
Портфель и его содержимое
Школьная и спортивная форма, сменная обувь
Организация рабочего места
Поведение за столом:
Умение правильно держать ложку
Пить из чашки
Есть вилкой (пластмассовая вилка)
Отличать съедобное от несъедобного (булка, кубик, конфеты, бусинка)
Вытереть тряпкой стол (поднос, губка)
Правильно разложить приборы на столе
Набирать ложкой сахар (ложка, сахар, две вазочки)
Выполнять работу по дому (салфетки, прибор, коробка для столовых приборов)
Правила гигиены:
Подражать движениям по уходу за телом (расческа, мочалка, зубная щетка)
Снимать носки
Самостоятельно одеть куртку (широкая куртка или кофта)
Надеть брюки
Самостоятельно умываться
Застегивание пуговиц
Расстегнуть и застегнуть куртку без помощи взрослого
Наливать воду из кувшина в меньшую емкость
Самостоятельно чистить зубы
Самостоятельно и быстро одеваться