Татьяна Менг
Программа вариативного компонента «Любознайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа вариативного компонента
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – воспитание нравственных основ его личности.
Вариативный компонент «Любознайки» раскрывает содержание работы по формированию нравственных сторон личности ребенка 4-5 лет через художественную литературу, по разделу «Коммуникация». Так же программа «Любознайки» предлагает с помощью выразительного чтения художественных произведений совершенствовать познавательно - речевые процессы (мышление, воображение, произвольная память, овладеть интонационной выразительностью речи.
Публикация «Программа вариативного компонента „Любознайки“» размещена в разделах
Необходимость создания вариативной части «Любознайки» продиктована тем, что одной из основных задач обучения детей - развитие интонационно-фонетической стороны речи, уделяется недостаточно внимания, что к моменту школьного обучения, приводит к задержке полноценной учебной деятельности.
Программа «Любознайки» включает художественные произведения, развивающие умение эмоционально реагировать на окружающую действительность, сочувствовать, сопереживать.
Вариативная часть «Любознайки» ориентирована на создание условий для развития мотивации личности ребенка к познанию. Работу предлагаем проводить как со всей группой, так и по подгруппам, в парах, тройках. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу.
Вариативный компонент составлен на основе УМК «Гармония слова», опыт работы по которому обобщен научно – методическим советом РНПЦ «Костанай дарыны» 21.01.16. и внесен в банк данных свидетельством №116.
Актуальность выбранной темы в том, что в век компьютеризации современные дети страдают из-за нехватки речевого и психоэмоционального общения с взрослыми и сверстниками, недостаточно уделяется время знакомству с художественной литературой, и, как следствие этого, дети отстают в психоэмоциональном развитии, у них не достаточно сформированы нравственные стороны личности.
Новизна Программы прослеживается в творческом подходе к заучиванию художественных произведений: интеграция традиционных методов работы с художественным словом с элементами современных методик Л. Б. Фесюковой, Е. А. Пожиленко, Н. А. Реуцкой, технологией Б. Эльконина - В. В. Давыдова, принципами В. Бабанского.
Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии.
Цель: духовно-нравственное развитие детей 4-5 лет через художественную литературу, путем заучивания художественных произведений разными способами.
Задачи:
1. Формирование нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения.
2. Владение разными способами запоминания литературных произведений: мнемотаблицы, пошаговое чтение, опорные картинки, тактильные пластины и др.
3. Расширение детского кругозора, эрудиции, речевой культуры.
4. Воспитание интереса и любви к художественной литературе, уважение к книге, эстетического восприятия.
5. Обогащение знаний детей о роли человека в природе, развитие умения видеть красоту природы в стихах.
6. Сотрудничество с родителями и специалистами в содержательной деятельности в системе «родители – ребенок – педагог».
Вариативная часть реализуется в течение года 0,5 ставки (18 часов в год).
В содержание брошюры входят: пояснительная записка, блочно - тематическое планирование, перспективное планирование, используемая литература, содержание.
Построение вариативного компонента :
Заучивание художественных произведений;
Музыкальные развлечения;
Инсценировки;
Спортивные досуги;
Викторина;
Конкурсы.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Доступность
4. Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (театр, жесты, модели - схемы).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение).
3. Практические (самостоятельное и совместное выступление).
1. Игровые (чтение стихотворения с обыгрыванием).
2. Досказывание детьми рифмующего слова.
3. Частичное воспроизведение текста всей группой.
5. Драматизация с игрушками.
6. Образец выразительного чтения.
7. Подсказ нужной интонации.
Содержание программы в средней группе представлено блочно-тематическим планированием.