Елистратова Ольга Анатольевна
Программа «Тропинка к своему Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 103»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей дошкольного возраста
«Тропинка к своему Я»
Составитель:
Елистратова
Ольга Анатольевна,
воспитатель
Новокузнецкий городской округ
2016
Содержание
Пояснительная записка 3
Учебный план программы 7
Учебно-тематический план программы 8
Содержание программы 11
Методическое обеспечение программы 15
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Тропинка к своему Я“» размещена в разделах
Важнаярольвсовременномобразовательномобществеотводится здоровьесберегающимтехнологиям,психолого-педагогическомусопровождению детейвобразовательныхучреждениях,сохранениюиукреплению психологического здоровья.
Быстроменяетсясоциальнаяситуация,увеличивается информационныйпоток,вкоторомнаходятсядети,семьивосновном однодетные, распались дворовые сообщества, снизилась ценность ролевой игры.
Психологическоездоровьеявляетсяусловиемадекватного выполнениячеловекомсвоихвозрастных,социальныхикультурных ролей,обеспечиваетвозможностьнепрерывногоразвитиявтечениевсей его жизни. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий,жизнерадостный,весёлый,открытый,познающийсебяи окружающий мир, адекватно приспосабливающийся как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям.
Дополнительнаяобщеразвивающая программа «Тропинкак своемуЯ»направленанасозданиеусловийдлясохраненияи формированияпсихологическогоздоровьядошкольников,обеспечения эмоциональногоблагополучия,развитияадекватногосоциального поведения, формирования положительного самоотношения и отношения к другим людям, раскрытия внутреннего потенциала в разных видах детской деятельности,уменияделатьвыборинестизанегоответственность, готовностикшкольномуобучениюнаначальномэтапеобразования.
Программадополнительногообразования «ТропинкаксвоемуЯ» разработана и реализуется для детей дошкольного возраста с 3 лет до 6 на основепрограммыХухлаевойО. В. ,ХухлаевойО. Е. ,ПервушинойИ. М. «ТропинкаксвоемуЯ :каксохранитьпсихологическоездоровье дошкольников».
Цель программы – создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников.
Задачи:
1) формировать положительноесамоотношение и принятие других людей;
2) развить рефлексивные умения;
3) формировать потребность в саморазвитии;
4) содействовать социально-коммуникативному развитию детей.
Особенности и новизна образовательной программы в том,что в неё включено много полу функциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решать несколько задач с другой–позволяющих оказывать на разных детей различное влияние; охватывает все стороны формирования психологического здоровья дошкольников;учитывает гендерные различия. Программу могут реализовать не только педагоги-психологи, но и воспитатели, родители.
Реализация дополнительнойобщеразвивающейпрограммы предусматривает модульное обучение.
Учебные модули:
1. с 1сентября по 31 октября
2. с 8 ноября по 30 декабря
3. с 14 января по 24 марта
4. со 2 апреля по 31 мая
Срокусвоенияпрограммырассчитанна34часа. Единицей измеренияучебноговременииосновнойформойорганизации образовательногопроцессаявляетсязанятие. Режимзанятий воспитанников регламентируется расписанием занятий.
Продолжительность занятия при индивидуальной, подгрупповой и групповой форме обучения устанавливается в зависимости от возрастных ииндивидуальныхособенностейобучающихся, допустимойнагрузкис учетом санитарных норм и правил: для детей от 3 до 4 лет - не более 15 инут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 7 лет - не более 25 минут,для детей школьного возраста- не более 45 минут.
Количествозанятийвнеделюзависитещёиотречевого заключения ребенка. Перерывмежду занятиями10 минут.
Срок реализации данной программы3 года, 29 занятий в год.
Срокреализацииданнойпрограммыможетбытьизмененввиду индивидуальных особенностейи потребностей ребенка.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: для детей 3-4 лет – 10-15минут; 4-5 лет – 15-20 минут; 5-6 лет 20 минут.
Форма реализации: групповые развивающие занятия.
Ожидаемые результаты:
3-4 года
Дляотслеживаниярезультативностиобразовательногопроцесса используетсяпромежуточныйконтроль (май)–диагностикапо критериям психологического здоровья (тест «Пиктограммы», наблюдение заэмоциональнымсостояниемдетейвгруппе,методика «Изучение социальных эмоций»).
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:
ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;
ребёнок будет уметь показать заданную эмоцию;
ребёнокбудетиметьпредставлениеобосновныхэмоциональных состояниях (грусть, злость, обида, радость, забота);
уребёнкабудетсформированаспособностькэмоциональному сопереживанию, состраданию, стремлению помочь другим;
уребёнкабудетсформированоположительноеэмоциональное принятие других людей и уважительное к ним отношение;
ребёнок будет адекватно себя вести в соответствии с окружающими условиями и событиями;
ребёнокрасширитпредставленияожизниживотных,явлениях природы, взаимоотношениях между людьми;
у ребёнка будет сформирована познавательная активность;
ребёнок научится утешать, приласкать тех, кто плачет, кого обидели, мирить поссорившихся;
ребёнок будет понимать своё эмоциональное состояниеи состояние других людей.
4-5 лет
Дляотслеживаниярезультативностиобразовательногопроцесса используетсяпромежуточный контроль (май) – диагностика по критериям психологическогоздоровья (методика «Древожеланий»,методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка в группе, тест «Лесенка»).
Ожидаемые результаты к концу второго года обучения:
ребёнок будет знать своё имя, пол, возраст;
ребёнокбудетиметьпредставленияосвоёмпрошлом,настоящем, уметь строить планы на будущее;
ребёнок будет осознавать свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;
ребёнокбудетуметьизбавлятьсяотобид,находитьвыходиз конфликтных ситуаций;
уребёнкабудутформироватьсяморально-волевыеинравственные качества (регуляцияповеденияадекватнообстановке,выдержка, самостоятельность, инициативность);
значимые мотивы поведения начнут преобладать над личными;
ребёнокнаучитсяпередаватьобразычерезмимику,пантомимику, художественно изобразительные средства;
ребёнок будет уметь расслабляться;
уребёнкасформируетсяуважительноеотношениексверстникам, взрослым;
ребёнокполучитнавыкиконструктивного,ненасильственного взаимодействия со сверстниками, саморегуляции;
ребёнок расширит представления о социальных ролях в обществе;
уребёнканаблюдаетсяустойчивыйпознавательныйинтерес, познавательная активность;
ребёноксвободноиестественнобудетпроявляетсвоичувства, эмоции, осознанно регулировать эмоциональные состояния;
ребёнокбудетоказыватьпомощьиподдержкусверстнику,еслитот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;
ребёнок будет принимать на себя даже отрицательные роли.
5-6 лет
Для отслеживания результативности образовательного процесса используется итоговый контроль (май)–диагностика по критериям психологического здоровья (методика «Цветик-семицветик»,методика «Какойя?»,методикана исследование самосознания)
Ожидаемые результаты к концу третьего года обучения:
ребёнок принимает своё имя, возраст, пол, своё прошлое, настоящее, будущее, себя и других людей, адекватно воспринимает свои и чужие достоинства и недостатки умеет строить планы на будущее;
ребёнок осознаёт свои эмоции, чувства, уметь обсуждать их;
ребёнок умеет избавляться от обид, находить выход из конфликтных ситуаций;
ребёнокконтролируетсвоёповедениеадекватнообстановке, проявляет выдержку, самостоятельность, инициативность;
у ребёнка преобладают значимые мотивы поведения над личными;
ребёнокумеетнаходитьвтрудныхситуацияхсилывнутрисамого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
уребёнкасформированоуважительноеотношениексверстникам, взрослым;
ребёнокиспользуетнавыкиконструктивного,ненасильственного взаимодействия со сверстниками, само регуляции;
уребёнкасформированустойчивыйпознавательныйинтерес, познавательная активность, потребность в само изменении;
ребёнок свободно и естественно проявляет свои чувства, эмоции, осознанно регулируeт и контролирует эмоциональные состояния;
ребёнок оказывает помощь и поддержку сверстнику, если тот огорчён, опечален, расстроен, рассержен;
ребёнок принимает на себя роли, даже отрицательные;
ребёнок принимает свои права и обязанности.
Психологическое обследование:
Психологическое обследование проводится 3 раза в год:
1. Первичная диагностика – проводится при зачислении ребенка.
2. Промежуточнаяаттестация–проводитсячерез4месяцадля определения динамики и корректировки учебного плана.
3. Итоговая аттестация–проводится после освоения программы для определения уровня обученности.
Учебный план программы
Учебный план программы с детьми 3-4 лет
№
п/п Наименование блоков (разделов) Всего
часов
1 Диагностика 4
2 Чувства. Введение в мир психологии 7
3 Чувства нужно уметь распознавать 5
4 Полезные чувства: радость, любовь, забота 2
5 Вредное чувство - обида 2
6 Ссора. Какие чувства приводят к ссоре 3
7 Какие чувства живут в природе 6
Итого 29
Учебный план программы с детьми 4-5 лет
№
п/п Наименование блоков (разделов) Всего
часов
1 Диагностика 4
2 Кто я? 4
3 Я хозяин своих чувств 6
4 Мои чувства 11
5 Что такое счастье 4
Итого 29
Учебный план программы с детьми 5-6 лет
№
п/п Наименование блоков (разделов) Всего
часов
1 Диагностика 4
2 Трудное чувство «дружба» 6
3 Как можно изменить чувства другого человека 2
4 Герои русского фольклора – какие они? 7
5 Сильный человек – это человек с сильной волей 2
6 Школа – это трудный и радостный путь к знаниям 8
Итого 29
Учебно-тематический план программы
Учебно-тематический план занятий с детьми 3-4 лет
Занятия с детьми 3-4 лет по дополнительной общеразвивающей программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.
№
темы Название темы №
занятия Практическое занятие Всего
I Чувства. Введение
в мир психологии 1 Знакомство 1
2 Мы все разные 1
3 Волшебные слова 1
4 Моя семья 1
5 Моя радость 1
6 Мои помощники 1
7 Цвета осени 1
II Чувства нужно
уметь
распознавать
8 Я испугался 1
9 Радость, страх, злость 1
10 Узнаю чувство по голосу 1
11 Узнаю чувство по лицу 1
12 Узнаю чувство по походке 1
III Полезные чувства: радость, любовь, забота 13 Забота 1
14 Радость, любовь 1
IV Вредное
чувство - обида 15 Кто как обижается 1
16 Пожалей обиженного 1
V Ссора. Какие
чувства приводят к ссоре 17 Поссорились – помирились 1
18 Разозлился поссорился 1
19 Помирились все 1
VI Какие чувства
живут в природе
20 Природа умеет чувствовать 1
21 Природа умеет чувствовать 1
22 Может ли плакать природа? 1
23 Может ли плакать природа? 1
24 Радуюсь вместе с природой 1
25 Итоговое 1
Всего 25
Учебно-тематический план занятий с детьми 4-5 лет
Занятия с детьми 4-5 лет по дополнительной образовательной программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.
№
темы Название темы №
занятия Практическое занятие Всего
I Кто я? 1 Я расту, изменяюсь 1
2 Я расту, изменяюсь 1
3 Я мальчик, девочка 1
4 Какие девочки, какие мальчики 1
II Я хозяин своих
чувств
5 Кто такой хозяин своих чувств? 1
6 Я учусь не драться 1
7 Я учусь не обзывать других 1
8 Я учусь не обижаться 1
9 Можно ли обидеться на маму?
10 Ты обиду не держи-
поскорее расскажи 1
III Мои чувства 11 Страх 1
12 Кто живёт в темноте? 1
13 Злость 1
14 Злость 1
15 Любовь. Я люблю маму –
мама любит меня 1
16 Я люблю папу – папа любит меня 1
17 Я люблю мою семью – моя
семья любит меня 1
18 Я люблю моих друзей –
мои друзья любят меня 1
19 Я люблю всех людей 1
20 Герой и подвиг 1
21 Я люблю мою землю –
Земля любит меня 1
IV Что такое счастье 22 Страна «Хорошо» 1
23 Что значит быть счастливым? 1
24 Счастье – это «уметь летать» 1
25 Итоговое 1
Всего 25
Учебно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет
Занятия с детьми 5-6 лет по дополнительной образовательной программе проводятся в форме практических занятий, основываясь на особенностях развития детей данного возраста.
№
темы Название темы №
занятия Практическое занятие Всего
I Трудное чувство
«дружба»
1 Что такое дружба? 1
2 Дружба – это помощь 1
3 Кто такой настоящий друг? 1
4 С кем я хочу дружить 1
5 Какие чувства мешают дружить 1
6 Дружба 1
II Как можно
изменить чувства
другого человека 7 Как помочь грустному человеку 1
8 Как помочь сердитому
человеку 1
III Герои русского
фольклора –
какие они? 9 Баба Яга 1
10 Баба Яга 1
11 Баба Яга 1
12 Змей Горыныч 1
13 Серый волк 1
14 Серый волк 1
15 Медведь 1
IV Сильный человек
– это человек с
сильной волей 16 Сила человека – это сила его воли 1
17 Сила воли – уметь терпеть 1
V Школа – это
трудный и
радостный путь к
знаниям
18 Трудности дороги к знанию 1
19 Трудности дороги к знанию
можно преодолеть 1
20 Я преодолею трудности 1
21 В стране знаний 1
22 В стране знаний 1
23 В стране знаний 1
24 Мне скоро в школу 1
25 Итоговое 1
Всего 25
Содержание программы
Впроцессегрупповойработыиспользуютсяприёмы,содержание которыхотвечаетразвивающим,профилактическимикоррекционным задачампрограммы. Восновномэторазработкиавторовпрограммы «ТропинкаксвоемуЯ».Впрограммувключеномного полифункциональных упражнений, с одной стороны, дающих возможность решатьнесколькозадач,сдругой–позволяющихоказыватьнаразных детейразличноевоздействие. Методическиеприёмыклассифицированы потеоретическимоснованиям,формамосуществления,решаемым задачам.
Ролевыеигрыпостроенынапониманиинеобходимостиролевого развитиячеловека. Дляобеспеченияпсихологическогоздоровья необходимоадекватноеролевоеразвитие. Косновнымнарушениям ролевогоразвитияудетейотносятнеумениепереходитьизроливроль, неумение принимать любую роль, неумение продуцировать новые образы, принятиепатологическихролей. Соответственноролевыеметоды проведениязанятийпредполагаютпринятиеребёнкомролей,различных посодержаниюистатусу;проигрываниеролей,противоположных обычным;проигрываниесвоейроливгротескномварианте. Ролевые методы в программе делятся на ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевыеобразы)ипсиходрамму.
Дошкольникиначинаютосваиватьролевуюгимнастикусролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки,попрыгатькакзайчики).Важнымдлядошкольниковявляется включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котёнок, злой,радостный,атакжепальчиковыхигр (пальчикамипоходитькак медведи,зайцы).
Длястаршихдошкольниковчащеиспользуютсяролевыеобразы животных (льва и зайца, волка и цыпленка, сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана-царевича, социальных и семейныхролей (учителя,директора,мамы,бабушке,неодушевлённых предметов (стола,шкафа,машины).Рольизображаетсяприпомощи мимикиижестов,иногдаозвучивается.
Восновепсиходрамыможетбытьразыгрываниерасправыс пугающими объектами. При этом либо используется смена ролей (ребёнок играет поочерёдно роли нападающего и жертвы, либо создаётся ситуация подвига и включается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Крометого,могутбытьдраматическиразыграныили «оживлены» мысленныекартинки,составленныедетьми,илипредложенныеведущим терапевтическиесказки. Достаточноинтересноиэффективнопроходят пальчиковыедраматизации,тоестьразыгрываниеэтюдовилисказок только пальцами.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологическоготренингаонеобходимостиособымобразом формироватьсреду,вкоторойстановятсявозможнымипреднамеренные изменения. Этиизменениямогутпроисходитьвсостояниигруппыкак целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однакоизменения,предусматриваемыесоциально-психологическим тренингом, недостаточны для формирования психологического здоровья и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимыенамизменения–этоформированиесамопринятияи принятиядругихлюдей,дляструктурированияизмененийбылавыбрана структурасамосознанияличностиВ. С. Мухиной,согласнокоторойв самосознаниивыделяетсяимячеловека,притязаниенасоциальное признание,психологическоевремяличности (еёпрошлое,настоящее, будущее,социальноепространство (еёправаиобязанности).Таким образом, впсихогимнастическихиграхудетейформируются:
а) принятие своего имени;
б) принятиесвоихкачествхарактера;
в) принятиесвоегопрошлого,настоящего,будущего;
г) принятие своих прав и обязанностей.
Коммуникативныеигры,используемыевпрограммеделятсянатри группы :
1)игры,направленныенаформированиеудетейуменияувидетьв другом человеке егодостоинства и давать другомувербальное или невербальное «поглаживание»;
2)игрыизадания,способствующиеуглублениюосознаниясферы общения;
3)игры, обучающие умению сотрудничать.
Особое внимание уделяется играм первой группы, так как обычно человек склонен фиксировать своё внимание прежде всего на недостатках другого. Многиелюдиимеюттакназываемые «запретынапоглаживания»,суть которыхявляетсятрудность,аиногдаиневозможностьпродуцирования положительных оценок и принятия положительных оценок других людей. Игрыизадания,направленныенаразвитиепроизвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие формированиюпроизвольности. Однако,чтобыформирование осознанностиосуществлялосьдостаточноосознанно,поэтомуещё дошкольникам вводятся понятия «хозяин своих чувств», «сила воли». Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальныеигрыпредставляютсобойлибопридумываниедетьми окончанияктойилиинойнеобычнойситуации ( например:«Что произойдёт, если учительница припрыгает в класс на одной ножке?», либо коллективноесочинениесказокилиподборразличныхассоциацийк какому-либо слову.
Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее»,посвоему,тогоилииногоживогосуществаилинеживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.
Достаточночастомогутиспользоваться «мысленныекартинки».
Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса)придумываюткартинку,азатемрассказываютеёгруппе. Задание может усложнятся тем, что детям даётся определённая тема для картинки (например тема дружбы или сто-то очень страшное). Мысленная картинка может «оживляться».Авторкартинкивыбираетдетейнаролигероеви предметовсвоейкартинки,объясняетим,гдестоять,какдвигаться,что говорить. По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои и предметы картинкиначинаютдвигаться,затемвседетихлопаютавторуиактёрам картинки.
Заданиясиспользованиемтерапевтическихметафор. Главная особенностьсаморазвития–этото,чтоличностьберётнасебя ответственность за своё развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовалознаниеосвоихресурсахибылдоступкним. Наиболее эффективнымдляэтогознанияявляетсяиспользованиетерапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение кресурсам. Обычновыделяютследующиекомпонентытерапевтической метафоры
-метафорическийконфликт,илипоявлениеситуации,вкоторой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов);
- метафорический кризис – наступление невыполняемой для героя ситуации, несущей символику смерти;
-поискинахождениересурсоввнутрисебя–открытиегероемв себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
-торжествоипраздник–приходситуацииуспеха,признаниесо стороны окружающих.
Чаще всегометафоры соответствуют тому или иному симптому и той или иной трудной для ребёнка ситуации. Помимо снятия симптомов и разрешениятрудныхситуаций,систематическоепредъявлениедетям метафорприведёткусвоениюимиосновнойидеи :всложнойситуации необходимоискатьресурсывнутрисамогосебя,иэтообязательно приведёткуспеху. Такимобразом,уребёнкаформируется «механизм самопомощи» : ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдёшь и наверняка сможешь победить трудности.
Эмоционально-символичекиеметодыосновываютсянапредставлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремлениепсихикикразвитиюипревращениесимволовилиобразцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов,лепкиспособствуетличнойинтеграции. Впрограмме используютсядвеосновныемодификацииэмоционально-символических методов, предложенные Дж. Алланом.
А) Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха,печали,интереса. Какнеобходимыйэтапобсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причём на стадиирисованияиногдаисследуютсяиобсуждаютсячувстваимысли, которые не удаётся раскрыть в процессе вербального общения.
Б)Направленноерисование,тоестьрисованиенаопределённые темы. Впрограммеиспользуется рисование при прослушивании терапевтическихметафор. Детямпредлагаетсярисоватьвсё,что навевается метафорой.
Релаксационныеметодыпостроеныкакантиподстресса. Впрограмму включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксацииЭ. Джекобсона,дыхательныеивизуально-кинестетические техники.
Методнервно-мышечнойрелаксациипредполагаетдостижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабленияосновныхмышечныхгрупптела. Издыхательныхтехник используютсяглубокоедыханиеиритмичноедыханиесзадержкой.
Визуально-кинестетическиетехникипредполагаютиспользование визуально-кинестетических образов.
Методическое обеспечение программы
1. Дидактический материал:
- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;
- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие
коммуникативных навыков, терапевтических сказок;
- карточки с изображением эмоций;
- разрезные картинки;
- аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы.
2. Оборудование:
Маски, шапочки, коврики для релаксации, детские стульчики, платочки, игрушки, телефонные трубки, бумага, мячи разного цвета, микрофон, верёвка, барабан, краски, кисточки, карандаши, магнитофон.
3. Список рекомендуемой литературы
1) Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст] : учебное пособие / Г. С. Абрамова. – М. : Академический проект, 2003. – 704 с.
2) Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [текст] : учебное пособие / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 1998. – 512 с.
3) Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
4) Войнов, В. Б. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов [текст] / В. Б. Войнов, А. Ф. Сысоева, И. Ю. Варвулева // Физиология развития человека. – М., 2000. – 140 с.
5) Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [текст] / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 1995. – 168 с.
6) Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков [текст] / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2000. – 256 с.
7) Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников [текст] / О. М. Дьяченко, Т. Н. Лаврентьева. – М. : Педагогика, 1984.
8) Ермолаева, М. В. Психология развития [текст] / М. В. Ермолаева. – М, 2003. – 246 с.
9) Мухина, В. С. Таинство детства [текст] / В. С. Мухина. – М. : Владос, 2005. – 362 с.
10) Никифоров, Г. С. Психология здоровья [текст] : учебник для вузов / Г. С. Никифоров. – СПб. : Питер, 2003. – 607 с.
11) Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
12) Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : Тривола, 1995. – 342 с.
13) Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей [текст] / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. – 2002. – №5-6.
14) Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возр