Марина Митрофанова
Программа театрального кружка с элементами народного фольклора «В гостях у сказки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, переживания.
Публикация «Программа театрального кружка с элементами народного фольклора „В гостях у сказки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Ценность фольклора определяется тем, что он воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, потешки – это народная мудрость, свод правил жизни, сокровищница русского языка. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа. Зародить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребёнка формируется потребность в художественном слове. При знакомстве с фольклором у детей развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе и, что очень важно, прививается любовь к культурному наследию Родины.
Организация и проведение детской деятельности.
Состав кружка "В гостях у сказки" предназначен для детей 5-6 лет. Деятельность в театральном кружке "В гостях у сказки" проводятся с сентября по май. Основная форма работы с детьми- детская деятельность, длительностью до 25 минут, которые проводятся раз в неделю с оптимальным количеством детей- 10 человек.
Цель: развитие интереса у детей к театрализованной деятельности, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.
Задачи:
1. Повышать интерес детей 5-6 лет к театрализованной деятельности через приобщение к народному фольклору.
2. Формировать умение различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и т. д.
3. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
4. Развивать умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.
5. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театрализованной деятельности.
6. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу.
7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Основополагающие принципы программы:
• Дидактический принцип развивающего обучения и научного положения Л. С. Выготского.
• Принцип культуросообразности.
• Принцип системности.
• Принцип последовательности.
• Принцип гуманизации.
• Принцип сотрудничества.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Формы организации театрализованной деятельности детей.
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
- Игра
- Инсценировки и драматизация
- Объяснение
- Чтение воспитателя
- Показ
- Личный пример
- Беседы
- Просмотр видеофильмов
- Разучивание произведений устного народного творчества
- Обсуждение
- Наблюдения
Перечень программно- методического обеспечения:
- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);
- Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т. д.);
- Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый, настольный, кукольный, плоскостной и теневой театры;
- Литературные произведения, иллюстрации.
Ожидаемые результаты.
В процессе систематической работы по развитию интереса детей к театрализованной деятельности через приобщение к народному фольклору планируется следующая результативность:
• повышение интереса детей старшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству;
• воспитание нравственно-эстетических чувств;
• развитие памяти, мышления, внимания, фантазии;
• улучшение умения отвечать на вопросы по содержанию;
• улучшение свободного общения со взрослыми и детьми;
• проявление самостоятельности в проявлении творчества в различных
видах театра, применении актерских навыков;
• проявление познавательных интересов, творческих способностей в театрализованной деятельности.
Методические приемы.
Для реализации программы театрального кружка с элементами народного фольклора используются следующие методические приемы:
- разучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок;
- чтение художественной литературы;
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- использование атрибутов и русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- представление кукольного народного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- рассматривание иллюстраций о русском быте;
- беседы, вопросы, разъяснения.
План выступлений театрального кружка "В гостях у сказки".
Январь- Выступление для детей всех возрастных групп со сказкой "Лисичка со скалочкой"
Май- Выступление на детском развлечении со сказкой "Волк и семеро козлят"
Список используемой литературы.
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : 2007
2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина// Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 61-68.
3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С. 47- 49.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. 216 с.
5. Князева О. А, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской-народной культуры: программа. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.-304с.
6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 1987
7. Селиванов Ф. М. Хрестоматия по фольклору. - М. : Просвещение, 1972
8. Соболева А. В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А. В. Соболева. М. : ГНОМ и Д, 2000. 96 c.
9. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами /Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.
10. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
11. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
12. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
13. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
14. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
15. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.