Получи документы

Программа родительского клуба «Семейные вечера»

Виктория Анурьева
Программа родительского клуба «Семейные вечера»
▼ Скачать + Заказать документы

1. ВВЕДЕНИЕ

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возни кают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Публикация «Программа родительского клуба „Семейные вечера“» размещена в разделах

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Традиционно, помощь семье оказывается в рамках индивидуальной консультации. Новые условия требуют новых подходов и методов работы с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование.

Социально-экономические условия, изменение ценностных ориентаций оказывают значительное влияние на динамику отношений между родителями и детьми, происходит уменьшение воспитательных ресурсов родителей, в частности, снижение количества и качества речевого обращения, изменение родительских установок. Как показывают данные исследований, нынешние родители не придают большого значения переживаниям и ощущениям ребенка. Они озабочены развитием интеллекта, умственных способностей, познавательной сферы личности. Также нарастает пассивность родителей. Недостатки в развитии детей и проблемы с их поведением родители склонны объяснять внешними факторами, независимыми от них причинами, а не в особенностях взаимоотношений внутри семьи. Этим можно объяснить и низкую эффективность просветительских психологических мероприятий, результативность консультационной работы.

Для повышения активности родителей требуются нетрадиционные методы работы, вызывающие интерес, приглашающие к взаимодействию, повышающие мотивацию родителей к изменениям в отношениях с ребенком можно, позволяющие им увидеть наглядную картину внутрисемейных отношений.

1.2. Актуальность программы:

В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.

На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.

Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба - групповые формы работы с родителями.

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Клуб – наиболее подходящая для этого групповая форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста мы в нашей группе организовали семейный клуб «Семейные вечера».

Благодаря клубной форме роботы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий дляих разумного удовлетворения.

Цель:

Основной целью программы является повышение педагогической компетентности родителей, помощь семье в поиске ответов на интересующие их вопросы в воспитании детей, привлечение к активному сотрудничеству в плане единых подходов к формированию личности ребенка.

Задачи:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях.

1.3. Планируемые результаты:

Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах.

Сохранение семейных ценностей и традиций.

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам и специалистам ДОУ.

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Направленность программы:

Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);

Организационно-педагогическое Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досугах, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.

2.2. Отличительные особенности программы

Отличительной чертой данной программы является характер проведения встреч (проведение родительских групп). Встречи включают в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций, практические занятия.

Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие родителей и детей в различных формах деятельности клуба «Родительские вечера», а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе клуба. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.

2.3. Структура программы клуба

Программа клуба «Родительские вечера» основана на книге “Тренинг взаимодействия родителей с детьми” И. М. Марковской (СПб., Речь, 2000, и дополнена новыми темами, которые были выявлены в ходе анкетирования и интересны родителям. В ход встреч включены игры, проблемные ситуации, приемы вовлечения родителей в диалог, отработка практических методов взаимодействия, игровое моделирование способов поведения и общения, применяются методы социоигровой педагогики.

Проведение встреч в клубев значительной степени опирается на ряд общих принципов организации их работы.

Принцип «первичного кодекса группы», включает в себя три основных постулата:

1) предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей;

2) все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

3) ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Встречи в клубе – то такая форма взаимодействия, при которой осуществляется взаимное воздействие друг на друга, в т. ч. :

• формирование способности вставать на позиции другого;

• отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие;

• формирование сходных установок относительно одной и той же ситуации;

• особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;

• способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Данная программа предполагает встречи (мероприятия) с родителями (законными представителями, а некоторые совместно с детьми, в течение 17 месяцев с периодичностью 1 раз в месяц. Каждая встреча рассчитана на 1 час. В группу может входить от 7 до 17 человек. Формирование групп происходит на добровольной основе. Как правило, в группу входят родители (законные представители) группы -младшей группы «Звездочки». На встрече (мероприятии) клуба могут присутствовать один или сразу двое родителей (законных представителей, иногда они могут меняться (по очереди присутствовать на встречах клуба). Это могут быть и близкие родственники (старшая сестра, бабушка, но обязательно те, кто непосредственно занимаются воспитанием ребенка и имеют к нему прямое отношение. Информация об очередной встрече в клубе «Родительские вечера», приглашение на встречу передается родителям в закрытой группе «Звездочки», информация размещается в уголке для родителей «Для вас, родители!».

Краткий рассказ о целях, задачах и режиме встречи в группе позволяет избежать недостаточной наполняемости группы родителями (законными представителями) из-за низкой мотивации или недостаточной информированности.

Структурно-функциональная модель программы мероприятий клуба «Семейные вечера» представляет собой алгоритм деятельности педагогов группы «Звездочки», (а также, привлекаемых к встрече специалистов МАДОУ в установлении партнерских взаимоотношений с семьей, родителей (законных представителей) с детьми и включает три этапа: информационно-аналитический, содержательно-практический и контрольно-оценочный.

Информационно - аналитический этап предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с дошкольным учреждением. На этом этапе используются следующие методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, комплексное диагностическое обследование.

Содержательно - практический этап предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества с семьями для повышения мотивации родителей к изменениям в отношениях с ребенком, с дошкольным учреждением. На втором этапе были выделены два взаимосвязанных направления работы:

– повышение уровня педагогической культуры родителей;

– практическое обучение родителей новым навыкам взаимодействия с ребенком.

Особое значение приобретает реализация направления, предусматривающего повышение уровня педагогической культуры родителей, так как специалисты отмечают усиление чувствительности ребенка к разным воздействиям взрослого. Все это побуждает к внимательному отношению со стороны педагогов и родителей и оказанию ребенку поддержки в семье и за ее пределами, в образовательных учреждениях.

Актуальная задача по поддержке компетентности родителей - практически показать, как можно выйти за пределы своих стереотипов на новые действия, переживания и мысли, рождающие искреннее и живое общение с ребенком в семье. В данном случае применяются практические методы общения, игровое моделирование способов поведения, методы социоигровой педагогики - построение элемента встречи на принципе игры.

Контрольно - оценочный этап предполагает анализ эффективности мероприятий программы. С этой целью используются: опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы.

2.4. Формы работы родительского клуба «Семейные вечера»

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее оптимальными формами мероприятий в нашем клубе считаются:

• психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;

• мастер-классы и творческие мастерские;

• практикумы (освоение конкретных методических приёмов, к примеру, приемы мнемотехники в развитии речи);

• тренинги и решение педагогических ситуаций (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребёнком»);

• обмен опытом (доклады из первых уст об успехе в решении какой-либо психолого-педагогической проблемы);

• проведение совместных праздников (спортивных, развлечений).

2.5. Программа работы родительского клуба

Тематика работы клуба планируется и предлагается педагогами группы. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного мероприятия педагоги анализируют запросы и корректируют тему в зависимости от волнующих вопросов.

2.6. Структура мероприятия родительского клуба

Структура отдельного мероприятия не жесткая. Она определяется составом группы (только родители, родители вместе с детьми, целями и темой заседания.

Встреча с родителями рассчитана на 1 час. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 5 минут.

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы в двух направлениях.

- Теоретический аспект

Представляется педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

• мини-лекция (для знакомства с новой информацией);

• притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);

• демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 10 минут.

- Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

• дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников встречи);

• психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением детей);

• детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности).

Обычно, чтобы поддерживать интерес у участников, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 30 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

- письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);

- устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на встрече).

Заключительный этап длится около 10 минут.

Таким образом, активное использование разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы с родителями позволяет успешно решать задачи повышения педагогической компетентности в вопросах воспитания, содействует отработке навыков взаимодействия родителей и детей, создает условия для расширения возможностей их взаимопонимания, а также способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. Активное участие родителей в мероприятиях данной программы и жизни детского сада в целом не только повышает эффективность сотрудничества в воспитательно-образовательном процессе, но и повышает статус дошкольного учреждения в глазах родителей.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Программно–методическое обеспечение

1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб. : Речь,

2005. — 150с, илл.

3.2 Материально – технические условия.

Материально – техническая база МАДОУ детский сад №29 «Даренка» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.

3.3Календарно-перспективный план

Время проведения Практически-действенное направление ответственный

август «Мы рады вам!» Знакомство с программой клуба «Семейные вечера» (Ознакомление родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий)Тренинг «Мир детский и мир взрослый» Воспитатели

сентябрь Семинар с элементами тренинга

«Я сам» (об особенностях протекания у детей кризиса 3лет и путях решения кризисных ситуаций) Педагог –психолог

октябрь «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей» (Знакомство с программой кружковой работы «Кубометрик»+ занятие с детьми (Стр. 102)

«Рекомендации по привлечению детей в игру» (игровые действия). Воспитатели

ноябрь Консультация «Ошибки семейного воспитания».

(«Оценка детского поступка» стр. 106)

Практикум «Ладушки-ладушки» (развитие мелкой моторики) Воспитатели

декабрь *Редактирование плана встреч клуба, посвященного году семьи

*Консультация «Семейные традиции. Как организовать праздник дома»+ буклет-памятка

*Мастерская Деда Мороза (совместное изготовление новогодних игрушек и поделок) Воспитатели

январь «Стержень здоровья - позвоночник» + просмотр занятия Воспитатели

Инструктор по физкультуре

февраль

* Практикум – «Мастер-класс» изготовление подарка для папы к 23 февраля ребенка с мамой.

*«Богатырские забавы» (совместное развлечение детей с папами)

* «Мы в тельняшках, с нас вкусняшки»

(приготовление завтрака для мамы папой и ребенком. Видеоролик в домашних условиях) Воспитатели,

Инструктор по физо

(в спорт зале)

март * Тренинг «Что наша жизнь? Игра» (воспитание детей в игре)

*Драматизация сказки (по выбору семьи) Воспитатели

апрель «Поговори со мною, мама».

«Что такое мнемотехника? Развиваем речь»

Практикум «Заучивание стихотворения с применением мнемотехники» Логопед

май Развлекательная программа «Если дружно, если вместе» к Международному дню семьи (15 мая) Воспитатели

июнь Спортивный праздник. «Вот какие мы большие»

(с привлечением родителей на роль) Воспитатели, родители

июль Круглый стол «Мой ребенок экспериментатор». Совместная деятельность «Опыты с водой».

Памятка буклет «Безопасность на воде» Воспитатели

август Обсуждение итогов работы родительского клуба за прошедший учебный год.

Внесение изменений и дополнений в работу клуба на предстоящий учебный год.

Развлечение «Светофорик» Воспитатели,

родители

сентябрь Трансактный подход -«Родитель, ребенок и взрослый» (стр. 125)

Мастер-класс «Изготовление пособий из соленого теста для детских игр «Кафе», «Столовая». Воспитатели родители

октябрь Круглый стол

«Детско-родительские отношения: проблемы и их разрешение» (стр. 117) Педагог-психолог

воспитатели

ноябрь «Волшебная сказка – Новый год»

Изготовление игрушек и украшение елки на участке Воспитатели

декабрь Семейные посиделки, посвященные Международному дню чая (15 декабря) Воспитатели

Публикации по теме:

Фотоотчёт о заседании детско-родительского клуба ко Дню матери «Мамина школа»Фотоотчёт о заседании детско-родительского клуба ко Дню матери «Мамина школа» "Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и.

«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба В нашем саду прошло очередное заседание родительского клуба «Мой малыш». Так как мероприятий для мам в 1 младшей группе не проводилось,.

Развлечение «Светофор собирает друзей» в рамках детско-родительского клубаРазвлечение «Светофор собирает друзей» в рамках детско-родительского клуба Авторы: Заводчикова Н. Б. - воспитатель, Фоменко А. В. - воспитатель, Кузнецова Марина Рафаильевна - музыкальный руководитель Дети средней.

Фотоотчет о мероприятиях в рамках работы родительского клуба «День колпачков и шляпок»Фотоотчет о мероприятиях в рамках работы родительского клуба «День колпачков и шляпок» Учебный год завершается и с полной уверенностью можно подводить итоги работы родительского клуба детей младшей группы. Задорные, креативные,.

Конспект заседания семейного клуба «Светлый праздник Пасха. Семейные традиции» Цель: ознакомление детей с таинством Пасхи и народными традициями. Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить с особенностями празднования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа родительского клуба «Семейные вечера»
Опубликовано: 23 сентября 2024 в 15:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа родительского клуба «Семейные вечера»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Анурьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД