Папки-передвижки

Программа «Речевая карусель»

Наталья Бутырина
Программа «Речевая карусель»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт адаптированной рабочей программы по коррекционно-развивающему обучению «Речевая карусель»

Предметная область – логопедия

Сроки реализации – 2020-2021 уч. г.

Наименование программы Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая карусель»

ОУ муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №3 имени Н. Островского г. Черемхово»

Составитель и исполнитель программы Учитель – логопед

Бутырина Н. А.

Цель

Публикация «Программа „Речевая карусель“» размещена в разделах

программы Основная цель курса «Речевая карусель» – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с ОВЗ двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи

программы Задачи :

- развитие слухового внимания;

- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

- развитие фонематического слуха;

- развитие пространственной организации движений;

- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

- формирование и развитие кинестетических ощущений;

- развитие выразительности и грации движений;

- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

- формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

- развитие физиологического и фонационного дыхания;

- развитие певческого диапазона голоса;

- развитие чувства ритма;

- стимуляция творческой активности;

- воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения

Сроки реализации программы 2020 – 2021 уч. г.

Условия

реализации

программы

Адекватная оценка динамики развития жизненных компетенций ребенка.

Системность и доступность используемого материала.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет 1 час в неделю. Коррекционная работа проводится в форме групповых занятий.

Планируемые результаты логопедической помощи Личностные:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения;

- установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

Познавательные:

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Программно-

методическое обеспечение

За основу для составления рабочей программы взята программа специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительный, 1-5 классы I отделение)

1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 2011.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 2009.

4. Воронова А. Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально- ритмической деятельности // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. Иркутск, 2002.

6. Картушина М. Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М. : ТЦ Сфера, 2008

7. Лапшина А. Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательной координации у умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности // Проблемы диагностик, коррекции валеологии в специальном коррекционном образовании. Красноярск, 1996. С. 30-39.

8. Лапшина А. Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации). Красноярск, 1997.

9. Ноделъман В. И., Воронова А. Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у детей с ограниченными возможностями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий // Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Иркутск, 2002.

10. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1998.

11. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 2003.

12. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 2010

Пояснительная записка

Нарушения речи у детей с умственно отсталостью представляют собой нарушение речевой деятельности в целом. Структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью является неоднородной. Это обусловлено тем, что нарушения речи у этих детей вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих на формирование различных уровней речевой функциональной системы. Однако ведущим нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта у детей с умственно отсталостью является недоразвитие семантического компонента речи.

Актуальным становится введение в учебный план специального урока по развитию и коррекции всех сторон речи, когнитивных возможностей ребенка, коммуникации, игровой деятельности, творческих способностей детей с проблемами в развитии - логопедической ритмики.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся

Для детей данного класса характерны регуляторные нарушения, моторная недостаточность, проявляющаяся в нарушении координации движений, моторном беспокойстве, двигательной неловкости. В области произносительной стороны речи для учащихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Отмечается несформированность речевого дыхания, трудности интонирования, неразвитость чувства ритма, нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость). Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у детей с нарушениями речевого развития возможно средствами музыкально-ритмических занятий, ритмики и логоритмики. Данная программа используется для коррекционной работы с учащимися по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью. У детей отмечается несформированность речевого дыхания, трудности интонирования, неразвитость чувства ритма. В области произносительной стороны речи для учащихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова.

Устная речь:

Состояние восприятия речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.

Словарный запас характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов, ограничен бытовой лексикой, не соответствует возрастному уровню. Низкий уровень практических обобщений.

Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка. В основном преобладают простые предложения, которые отличаются краткостью, стереотипностью. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов; аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, смешение окончаний существительных женского, мужского и среднего родов, ошибочные ударения в словах; затруднено понимание лексико-грамматических конструкций.

Слоговая структура слова: допускает множественные ошибки при воспроизведении мало знакомых слов, слов сложной слоговой структуры (в основном пропуски слогов) Например: фотоаппарат-атарат, экскаватор-скаватор, регулировщик – иовщик).

Звукопроизношение нарушено (парасигматизм шипящих, ротацизм).

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез грубо нарушены: не дифференцирует по акустическим признакам на уровне слога: ба-па (ба-ба,ча-тя (ча-ча,би-ба-бо (ба-ба-ба,ца-са (ца-ца, затруднен количественный и позиционный фонематический анализ и синтез, при анализе предложения определяет количество слов, но затрудняется найти их место и последовательность.

Грубое недоразвитие связной речи (одно – два предложения вместо рассказа). Пересказ по вопросам.

Психологические особенности: неустойчивое внимание; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; недостаточное развитие способности к переключению; недостаточное развитие словесно-логического мышления; недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала; недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений; недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи.

Учебно-тематическое планирование

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

№ п/п Наименования разделов и тем

Кол-во часов

1. Раздел I. «Путешествие в мир знаний» 4

2. Раздел II. «Осень» 5

3. Раздел III. «Птицы. Животные» 4

4. Раздел IV. «Зима» 4

5. Раздел V. «Одежда. Обувь» 2

6. Раздел VI. «Наша Родина» 4

7. Раздел VII. «Моя семья». 2

8. Раздел VIII. «Весна» 2

9. Раздел IX. Транспорт. 2

10. Раздел X. «Профессии». 2

11. Раздел XI. «Лето» 3

Всего 34

Основное содержание программы

1 Организация образовательного процесса

Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю. Продолжительность занятия- 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 34. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов: музыкального руководителя, логопеда, классного руководителя. Организатором занятий выступает логопед.

2. Направления и программное содержание логопедической работы с детьми с умственной отсталостью

Музыкально-ритмические упражнения и игры.

1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.

1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.

2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.

3. Стимулировать движения нижней челюсти.

4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.

5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.

6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка.

7. Укреплять мышцы шеи.

8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.

9. Развивать мимическую мускулатуру.

Пальчиковая гимнастика.

Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

Фонопедические упражнения.

1. Укреплять гортань.

2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

Игра на детских музыкальных инструментах.

1. Развивать чувство ритма.

2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

Коммуникативные игры и танцы.

1. Развивать динамическую сторону общения.

2. Развивать эмоциональность.

3. Развивать позитивное самоощущение.

Упражнения на релаксацию.

Снимать эмоциональное и физическое напряжение

«Речевая карусель»

Календарно – тематическое планирование

на 2020-2021 учебный год

№ п/п Название раздела, темы Кол-во часов Дата проведения

План Факт

Раздел I. «Путешествие в мир знаний»

1-2 «Приключения Буратино»

«Путешествие в буквенное царство» 2 04.09

11.09

3-4 «Если умным хочешь быть». 2 18.09

25.09

Раздел II. «Осень»

5-6 «Сказки осеннего леса»

«Краски осени» 2 02.10

09.10

7-8 «Спор овощей» (Овощи)

«Полная корзинка» (Фрукты) 2 16.10

23.10

9 «Осенняя ярмарка» 1 30.10

Раздел III. «Птицы. Животные»

10 «Наши пернатые друзья» 1 13.11

11 «Поездка в Простоквашино» (домашние животные) 1 20.11

Раздел IV. «Зима»

12 «Теремок - холодок» 1 27.11

13 «Снежная дорожка» 1 04.12

Раздел V. «Одежда. Обувь»

14-15 «Сказка о Маше – растеряше» (одежда).

«Поход на выставку обуви». 2 11.12

18.12

Раздел VI. «Наша Родина»

16,17 «В городе»

«Самый лучший праздник» 2 25.12

15.01

18 «Три богатыря». 1 22.01

19 «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!». 1 29.01

Раздел VII. «Моя семья»

21,22 «Мамин праздник»

«Что всего дороже». 2 05.02

12.02

Раздел VIII. «Весна»

23,24 «Пробуждение природы».

«Весеннее солнышко». 2 19.02

26.02

25,26 «Самый лучший праздник» 2 04.03

19.03

Раздел IX. Транспорт

27,28 «Поиграем в поезд» (наземный транспорт).

«Будем космонавтами» (воздушный транспорт). 2 02.04

09.04

Раздел X. «Профессии»

29,30 «Кем быть?»

«Все профессии важны». 2 16.04

23.04

31 «Как гном построил дом». 1 29.04

Раздел XI. «Май»

32,33 «Как мышонок стал трудолюбивым».

«На лесном перекрестке» 2 06.05

13.05

34 Итоговое занятие «Здравствуй, лето». 1 20.05

Публикации по теме:

Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота»Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Образовательная область: речевое развитие Для детей 5-6 лет В комплекте: 2 домика.

Дидактическое пособие «Речевая пирамида»Дидактическое пособие «Речевая пирамида» Паспорт дидактического пособия «Речевая Пирамида» Наименование ДОУ: МБДОУ детский сад №12 «Рябинка» г. Топки Кемеровской области. Ф.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Речевая карусель»
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 15:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Речевая карусель»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бутырина (УИ 577767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД