Наталья Бутырина
Программа «Речевая карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт адаптированной рабочей программы по коррекционно-развивающему обучению «Речевая карусель»
Предметная область – логопедия
Сроки реализации – 2020-2021 уч. г.
Наименование программы Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая карусель»
ОУ муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №3 имени Н. Островского г. Черемхово»
Составитель и исполнитель программы Учитель – логопед
Бутырина Н. А.
Цель
Публикация «Программа „Речевая карусель“» размещена в разделах
программы Основная цель курса «Речевая карусель» – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с ОВЗ двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи
программы Задачи :
- развитие слухового внимания;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
- развитие фонематического слуха;
- развитие пространственной организации движений;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- формирование и развитие кинестетических ощущений;
- развитие выразительности и грации движений;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- развитие певческого диапазона голоса;
- развитие чувства ритма;
- стимуляция творческой активности;
- воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения
Сроки реализации программы 2020 – 2021 уч. г.
Условия
реализации
программы
Адекватная оценка динамики развития жизненных компетенций ребенка.
Системность и доступность используемого материала.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет 1 час в неделю. Коррекционная работа проводится в форме групповых занятий.
Планируемые результаты логопедической помощи Личностные:
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения;
- установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
Познавательные:
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Программно-
методическое обеспечение
За основу для составления рабочей программы взята программа специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительный, 1-5 классы I отделение)
1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.
2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 2011.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 2009.
4. Воронова А. Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально- ритмической деятельности // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. Иркутск, 2002.
6. Картушина М. Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М. : ТЦ Сфера, 2008
7. Лапшина А. Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательной координации у умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности // Проблемы диагностик, коррекции валеологии в специальном коррекционном образовании. Красноярск, 1996. С. 30-39.
8. Лапшина А. Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации). Красноярск, 1997.
9. Ноделъман В. И., Воронова А. Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у детей с ограниченными возможностями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий // Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Иркутск, 2002.
10. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1998.
11. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 2003.
12. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 2010
Пояснительная записка
Нарушения речи у детей с умственно отсталостью представляют собой нарушение речевой деятельности в целом. Структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью является неоднородной. Это обусловлено тем, что нарушения речи у этих детей вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих на формирование различных уровней речевой функциональной системы. Однако ведущим нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта у детей с умственно отсталостью является недоразвитие семантического компонента речи.
Актуальным становится введение в учебный план специального урока по развитию и коррекции всех сторон речи, когнитивных возможностей ребенка, коммуникации, игровой деятельности, творческих способностей детей с проблемами в развитии - логопедической ритмики.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся
Для детей данного класса характерны регуляторные нарушения, моторная недостаточность, проявляющаяся в нарушении координации движений, моторном беспокойстве, двигательной неловкости. В области произносительной стороны речи для учащихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Отмечается несформированность речевого дыхания, трудности интонирования, неразвитость чувства ритма, нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость). Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у детей с нарушениями речевого развития возможно средствами музыкально-ритмических занятий, ритмики и логоритмики. Данная программа используется для коррекционной работы с учащимися по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью. У детей отмечается несформированность речевого дыхания, трудности интонирования, неразвитость чувства ритма. В области произносительной стороны речи для учащихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова.
Устная речь:
Состояние восприятия речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.
Словарный запас характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов, ограничен бытовой лексикой, не соответствует возрастному уровню. Низкий уровень практических обобщений.
Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка. В основном преобладают простые предложения, которые отличаются краткостью, стереотипностью. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов; аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, смешение окончаний существительных женского, мужского и среднего родов, ошибочные ударения в словах; затруднено понимание лексико-грамматических конструкций.
Слоговая структура слова: допускает множественные ошибки при воспроизведении мало знакомых слов, слов сложной слоговой структуры (в основном пропуски слогов) Например: фотоаппарат-атарат, экскаватор-скаватор, регулировщик – иовщик).
Звукопроизношение нарушено (парасигматизм шипящих, ротацизм).
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез грубо нарушены: не дифференцирует по акустическим признакам на уровне слога: ба-па (ба-ба,ча-тя (ча-ча,би-ба-бо (ба-ба-ба,ца-са (ца-ца, затруднен количественный и позиционный фонематический анализ и синтез, при анализе предложения определяет количество слов, но затрудняется найти их место и последовательность.
Грубое недоразвитие связной речи (одно – два предложения вместо рассказа). Пересказ по вопросам.
Психологические особенности: неустойчивое внимание; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; недостаточное развитие способности к переключению; недостаточное развитие словесно-логического мышления; недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала; недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений; недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи.
Учебно-тематическое планирование
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
№ п/п Наименования разделов и тем
Кол-во часов
1. Раздел I. «Путешествие в мир знаний» 4
2. Раздел II. «Осень» 5
3. Раздел III. «Птицы. Животные» 4
4. Раздел IV. «Зима» 4
5. Раздел V. «Одежда. Обувь» 2
6. Раздел VI. «Наша Родина» 4
7. Раздел VII. «Моя семья». 2
8. Раздел VIII. «Весна» 2
9. Раздел IX. Транспорт. 2
10. Раздел X. «Профессии». 2
11. Раздел XI. «Лето» 3
Всего 34
Основное содержание программы
1 Организация образовательного процесса
Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю. Продолжительность занятия- 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 34. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов: музыкального руководителя, логопеда, классного руководителя. Организатором занятий выступает логопед.
2. Направления и программное содержание логопедической работы с детьми с умственной отсталостью
Музыкально-ритмические упражнения и игры.
1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.
1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.
3. Стимулировать движения нижней челюсти.
4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.
5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.
6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка.
7. Укреплять мышцы шеи.
8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.
9. Развивать мимическую мускулатуру.
Пальчиковая гимнастика.
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения.
1. Укреплять гортань.
2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.
Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Развивать чувство ритма.
2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.
Коммуникативные игры и танцы.
1. Развивать динамическую сторону общения.
2. Развивать эмоциональность.
3. Развивать позитивное самоощущение.
Упражнения на релаксацию.
Снимать эмоциональное и физическое напряжение
«Речевая карусель»
Календарно – тематическое планирование
на 2020-2021 учебный год
№ п/п Название раздела, темы Кол-во часов Дата проведения
План Факт
Раздел I. «Путешествие в мир знаний»
1-2 «Приключения Буратино»
«Путешествие в буквенное царство» 2 04.09
11.09
3-4 «Если умным хочешь быть». 2 18.09
25.09
Раздел II. «Осень»
5-6 «Сказки осеннего леса»
«Краски осени» 2 02.10
09.10
7-8 «Спор овощей» (Овощи)
«Полная корзинка» (Фрукты) 2 16.10
23.10
9 «Осенняя ярмарка» 1 30.10
Раздел III. «Птицы. Животные»
10 «Наши пернатые друзья» 1 13.11
11 «Поездка в Простоквашино» (домашние животные) 1 20.11
Раздел IV. «Зима»
12 «Теремок - холодок» 1 27.11
13 «Снежная дорожка» 1 04.12
Раздел V. «Одежда. Обувь»
14-15 «Сказка о Маше – растеряше» (одежда).
«Поход на выставку обуви». 2 11.12
18.12
Раздел VI. «Наша Родина»
16,17 «В городе»
«Самый лучший праздник» 2 25.12
15.01
18 «Три богатыря». 1 22.01
19 «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!». 1 29.01
Раздел VII. «Моя семья»
21,22 «Мамин праздник»
«Что всего дороже». 2 05.02
12.02
Раздел VIII. «Весна»
23,24 «Пробуждение природы».
«Весеннее солнышко». 2 19.02
26.02
25,26 «Самый лучший праздник» 2 04.03
19.03
Раздел IX. Транспорт
27,28 «Поиграем в поезд» (наземный транспорт).
«Будем космонавтами» (воздушный транспорт). 2 02.04
09.04
Раздел X. «Профессии»
29,30 «Кем быть?»
«Все профессии важны». 2 16.04
23.04
31 «Как гном построил дом». 1 29.04
Раздел XI. «Май»
32,33 «Как мышонок стал трудолюбивым».
«На лесном перекрестке» 2 06.05
13.05
34 Итоговое занятие «Здравствуй, лето». 1 20.05