Елена Ковязина
Программа «Развиваемся с компьютером»
▼ Скачать + Заказать документы
программа " Развиваемся с компьютером"
Социальный паспорт программы
Название программы : «Развиваемся с компьютером»
Автор программы : Ковязина Е. Ю. – специалист по социальной работе.
Заказчик программы : ГКУ СО «Светлоярский центр социального обслуживания населения»
Адрес организации: 404171, Волгоградская обл., р. п. Светлый Яр, ул. Мелиоративная, 3.
Целевая группа: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями от 6 до 12 лет.
Публикация «Программа „Развиваемся с компьютером“» размещена в разделах
Исполнитель программы : реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Период выполнения: циклический.
Актуальность программы :
В данную программу включены такие занятие, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих занятиях, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать. Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.
Использование компьютерных технологий в работе с детьми являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.
Цель программы :
- Обучить ребенка основам компьютерной грамотности, развить интеллектуальные способности и познавательные процессы у детей.
Задачи программы :
- Формирование знаний, умений и понятие о компьютерной грамотности.
- Формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и усидчивости);
- Приобретение практических навыков при работе с ПК.
Основные направления деятельности по программе :
1. Обучающая, развивающая.
Основные мероприятия программы :
1. Информационная работа.
2. Индивидуальная и групповая работа за компьютером.
3. Обучающая, развивающая, игровая деятельность.
Материал и оборудование:
1. Компьютер
2. Брошюры, методички с рекомендациями.
3. Дидактический материал.
4. Колонки, наушники.
Условия реализации программы :
Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.
Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.
Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Механизм реализации программы реализуется на три раздела:
1. Компьютерная азбука
2 Учимся работать на компьютере
3 Развиваемся с компьютером
1. При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.
После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.
Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.
2. При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.
Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.
3. При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы
Учебно-тематический план
№
п/п Тема, раздел Количество занятий
Теория Практика Всего
1. Компьютерная азбука 2 2 4
2. Учимся работать на компьютере 1 5 6
3. Развиваемся с компьютером
игры на развитие внимания,
мышления, памяти;
развитие речи;
знакомство с окружающим миром;
формирование математических
представлений;
развитие творческого воображения. 2 12 14
Итого: 10 14 24
Содержание занятий:
Раздел «Компьютерная азбука».
1занятие. Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.
2 занятие. Правила включения и выключения компьютера.
3 занятие. Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.
4 занятие. Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру : колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.
5 занятие. Дидактическая игра «Собери компьютер».
6 занятие. Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши. Отработка навыка включения и выключения компьютера
Раздел «Учимся работать на компьютере».
7 занятие. Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.
8 занятие. Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.
9 занятие. Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши.
10 занятие. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.
11 занятие. Программа. Запуск программы. Выключение программы.
12 занятие. Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.
13 занятие. Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.
14 занятие. Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину. Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение. Выход из игры с использованием клавиши Esc.
15 занятие. Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl+Shift или Alt+Shift.
16 занятие. Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift. Шрифт и размер шрифта
Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock.
17 занятие. Изменение фонового рисунка рабочего стола.
Раздел 3 «Развиваемся с компьютером» (Игры и задания на компьютере для развития у ребенка) :
18 занятие. Тема: «Найди отличие»
19занятие. Тема: «Развивающая мозаика»
20 занятие. Тема: «Веселая математика»
21 занятие. Тема: «Геометрические фигуры»
22 занятие. Тема: «Подбери пару»
23 занятие. Тема: «Таблица»
24 занятие. Тема: «Знакомство с интернетом».
Условия реализации программы :
Место проведения занятий: компьютерный класс.
Количество участников – от 1 до 4
Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Количество занятий – 24
Продолжительность занятий от 30 до 45 минут.
Ожидаемые от реализации данной программы результаты :
В результате освоения программы «Развиваемся с компьютером» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Учащиеся должны знать:
- назначение основных устройств, входящих в состав компьютера : системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;
- правила безопасной работы с компьютером.
Уметь:
- пользоваться манипулятором «мышь»;
- различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;
- выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);
- рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;
- перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;
- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Еnter»;
- выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);
- нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;
- вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши «BackSpace».