Татьяна Незнанова
Программа профилактики возникновения суицидального поведения детей и подростков.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Публикация «Программа профилактики возникновения суицидального поведения детей и подростков,» размещена в разделах
- Суицид. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Работая в детском доме, приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением и с депрессивными состояниями, которые могут привести к суицидальным мыслям.
В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает тренинговые мероприятия в двух направлениях: работу психолога с педагогами и детьми.
Данный тренинг направлен на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей и подростков, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции.
Программа тренинга предназначена для детей и подростков в возрасте от 9 до 15 лет и включает 14 занятий.
Проведение занятий – раз в неделю.
Цель: формирование у детей и подростков позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Основные задачи тренинга:
• самопознание внутренних психических актов и состояний;
• формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения;
• выработка механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия;
• создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
• создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.
Для проведения занятий используется сенсорная комната, фонотека музыкальных компакт-дисков для релаксации, канцелярские принадлежности.
Содержание программы :
Диагностический блок. (приложение)
Цель: выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
Тип исследования: индивидуальное и групповое тестирование.
№ Диагностический инструментарий Кол-во
1 Опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой) На входе-на выходе
2 Шкала депрессии Бека (BDI) На входе-на выходе
3 Выявление суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич) На входе-на выходе
4 Специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С. С. Носов) На входе-на выходе
5 Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона На входе-на выходе
6 Опросник для определения вида одиночества (С. Г. Корчагина) На входе-на выходе
Консультационный блок.
Проводиться с педагогами по результатам диагностики в форме группового и индивидуального консультирования.
Блок тренинговых занятий.
№ Тема занятия К-во часов
1 Вводное. 1
2 Барьеры в общении. 1.30
3 Мое место в коллективе. 1.20
4 Мои индивидуальные особенности. Развитие креативности. 1
5 «Я» - высказывания. Развитие командного взаимодействия. 1.20
6 Толерантность: жить в мире с людьми. 1.20
7 Пути разрешения конфликтных ситуаций. 1.20
8 Выход из проблемной ситуации. 1
9 Самораскрытие ребенка. 1.20
10 Уверенное-неуверенное поведение. 1.20
11 Конструктивные пути выхода из проблемной ситуации. 1.20
12 Самораскрытие личности. 1.30
13 Эмоциональная поддержка. Развитие уверенности в себе. 1
14 Моя уникальность. 1.20
Предположительный результат: совершенствование психологического здоровья детей и подростков, нормализация межличностных отношений ребенок-ребенок, ребенок-взрослый.