МААМ-картинки

Программа по экологии «Любить природу, значит, любить Родину»

ольга деманкина
Программа по экологии «Любить природу, значит, любить Родину»
▼ Скачать + Заказать документы

Любить природу – значит любить Родину”

(М. Пришвин)

Введение

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Публикация «Программа по экологии „Любить природу, значит, любить Родину“» размещена в разделах

Поэтому в Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.

Быть истинным Человеком, патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Великий русский педагог К. Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Обращение к отеческому наследию воспитывает в детях уважение, гордость за землю, на которой они живут.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".

Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. И воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. По мнению К. Д. Ушинского "…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни".

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.

Именно взгляд на экологическое воспитание дошкольников через призму народных традиций и духовной культуры казачества и является отличительной чертой программы "Берёзка".

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход - один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития. Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры - важнейшее условие развития детей).

Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка" создана с учетом Федеральных государственных требований дошкольного образования. В её основе - годовой цикл народного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.

Проанализировав понятийный аппарат "Экологического воспитания" можно сделать вывод, что главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!

Объективная необходимость создания программы "Берёзка" состоит из двух аспектов: теоретического и практического.

Теоретический аспект - это систематизация собственного методического опыта, экспериментальных данных, диагностического материала по экологическому воспитанию старших дошкольников, полученному в ходе эксперимента. С 2009 года детский сад работает над темой: "Формирование экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной, деятельности на основе регионального компонента".

Практический аспект - это создание единого воспитательно-образовательного пространства по экологическому воспитанию в системе: ДОУ - семьи воспитанников- природоохранные организации. В МБДОУ «Детский сад с. Никольское» оборудованы экотропа, фитоклумба, участки леса и луга. Создана "Красная книга ДОУ", ежемесячно выпускается газета "Березовые вести", организована творческая группа педагогов "Эколог".

Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки авторской программы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях конкретного ДОУ, её актуальности и педагогической целесообразности.

1.3. Цели и задачи программ.

Цель программы :

Формирование у старших дошкольников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.

Задачи:

Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.

Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Спасского района, как частицей природных богатств Татарстана.

Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.

Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Использовать совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т. д., совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и православных праздников.

Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию дошкольников.

Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей ДОУ и семьи в деле экологического воспитания ребенка - одно из ведущих направлений программы "Берёзка".

1.4. Отличительные особенности данной программы

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены и современные программы экологического воспитания и образования дошкольников: "Юный эколог" С. Николаевой, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой "Наш дом – природа" (1998, нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа "Берёзка" ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Формирование основ экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний.

Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы

Программа экологического воспитания и образования "Берёзка" рассчитана на детей подготовительной к школе группы -6-7лет.

1.6. Сроки реализации программы

Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.

1.7. Формы и режим занятий

Занятия по программе "Берёзка" начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.

Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность

Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются следующие формы занятий:

Игра;

Беседа

Экскурсия

Конкурс

Наблюдение

Экспериментальная деятельность

Акция

Выставка

Защита проектов

Викторина

Лабораторное занятие

Открытое занятие

Практическое занятие

Презентация

Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл.

Каждый такой цикл включает 2-3 "рабочих" занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).

Сезонный блок ( а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником, развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.

1.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки

К семи годам ребё нок:

знает животный и растительный мир своего села, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Республики Татарстан;

проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;

любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;

стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;

привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;

обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;

знает природоохранные объекты в районе;

знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: "Яблочный Спас", "Масленица", "Вербное Воскресенье", "Пасха", "Троица", "День Земли", "День птиц", "День посадки деревьев", "Всемирный день охраны окружающей среды".

Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т. д. Сформирован комплект диагностических таблиц по каждому блоку программы и обобщающие диагностические карты.

Оценка знаний об окружающем мире.

Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.

Осознанность- степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.

Доказательность- умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.

Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.

Оценка отношения к окружающему миру.

Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений.

Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь.

Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам.

1.9. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной

программ.

В ходе реализации программы "Берёзка" используются следующие формы подведения итогов:

Открытые занятия с элементами проектной деятельности.

С экологическими проектами воспитанники ДОУ участвовали в районном этапе конкурса "Красивый детский сад" (2010 г)

Экологические акции : "Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля" ,"Птичья столовая", "Первоцвет" и др.

Выпуск экологической газеты ДОУ "Берёзовые вести".

Рисование на экологическую тематику.

Досуги, экологические, народные праздники и т. п.

Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии

2. Содержание программы

Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.

Блок "Наша Родина – с. Никольское"

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного села, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:

Диагностика знаний детей о родном селе.

Консультирование родителей о экологическом воспитании в семье

Экскурсия в парк.

Кукольный спектакль-сказка "Кто как к зиме готовится" (в постановке взрослых)

Выставка детских рисунков "Я люблю свое село!"

Тематическое интегрированное занятие "Батюшка Покров, не будь суров"

Организация семейного "капустника"

Оформление папки-передвижки "Осенние праздники. Отмечаем всей семьей"

Блок "Знай, люби и сохраняй"

Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира Спасского района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса. Рекомендованы также такие виды работы, как:

Экологическая акция "Рождественская елочка", "Кормушка"

Развлечение совместно с родителями "Как на масляной неделе"

Конкурс экологических рисунков-плакатов "Береги природу родного края!"

Блок "Я - исследователь"

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.

Блок "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быта, традиций. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса - значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:

Экологическая акция "Наша клумба".

Развлечение совместно с родителями "Берёзкины именины".

Выпуск информационного буклета "Советы здоровья".

Конкурс экологических рисунков-плакатов "Наш дом-планета Земля!".

Экскурсия в храм для освящения яблок.

"Семейный поход".

3. Учебно - тематический план.

Учебно-тематический план по программе "Берёзка"

1

I блок. «Наша Родина – с. Никольское»

Темы:

«Приметы осени. Наш парк»

«Батюшка Покров, не будь суров»

«Знакомые незнакомцы»

«Школа гномика Здоровячка»

10 занятий

2

II блок. «Знай, люби и сохраняй»

Темы:

«Животный мир нашего района»

«Рождественская елочка»

«Птичья столовая»

«Что такое заповедник?»

«Как на масляной неделе»

«Школа гномика Здоровячка»

12 занятий

3

III блок. «Я-исследователь»

Темы:

«Живое-неживое»

«Верба-вербочка»

«Наши друзья-растения»

«Путешествие по эко-тропе»

«Это интересно знать»

«Школа гномика Здоровячка»

12 занятий

4

IVблок. «Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!»

Темы:

«Березкины именины»(Троица)

«Волшебница-вода»

«Солнечный секрет»

«Ветер, ветер,ты могуч!»

«Путешествие по эко-тропинке»

«Школа гномика Здоровячка»

«Яблочный Спас-яблочки припас»

12 занятий

Итоговые занятия

2

ИТОГО:

48ч

Итоговые занятия.

(январь) Зимний экологический праздник;

(август) Экологический КВН "Юные защитники природы";

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению рекомендован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка;

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку;

предложенные материалы используется с учетом конкретных условий организации работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы на равнозначные по содержанию.

4. Методическое обеспечение

1) Учебные и методические пособия по программе

(см. список литературы).

2) Материалы из опыта работы:

a) физкультминутки, загадки;

б) конспекты занятий;

в) экологические викторины;

г) экологические досуги, праздники;

д) дидактические игры;

е) диагностические карты, анкеты;

ж) компьютерные презентации на темы: "Мое село", "Вода", "Воздух", "Заповедные места", "Песок", "Глина", "Советы здоровья" и др.

Литература.

1. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной.

2. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Я и природа" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005

3. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Волшебница вода" М., Линка-Пресс, 1997.

4. Программа "Наш дом – природа", Блок занятий "Воздух – невидимка" М., Линка-Пресс, 1997.

5. Программа "Наш дом – природа", "Что у нас под ногами" Блок занятий "Песок. Глина. Камни" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005

6. Программа "Наш дом – природа", "Почва – живая земля", Блок занятий "Почва" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005

7. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.

8. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.

9. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.

10. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.

11. Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997.

12. Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997.

13. Экологический проект "Дерево". Обруч, №2, 1997.

14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.

15. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998.

16. Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998.

17. Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998.

Публикации по теме:

Как научить дошкольника любить и беречь природу Зеленое царство растений, расположенных чаще всего на окне, начнет вызывать интерес ребенка к себе, если взрослые члены семьи вовлекут его.

Консультация для родителей на тему: «Научите детей любить природу». Невозможно требовать от детей гуманного, доброго от-ношения к природе, если мы, взрослые, до сих пор не научились относиться к ней с благодарностью;.

Консультация для родителей «Научим детей знать и любить родную природу» Что знают наши дети о "зелёном друге", о нашем лесе? Лес - это не только множество деревьев! Это ещё и дом и сказочно богатая столовая для.

Любить природуЛюбить природу Экологическое воспитание детей должно начинаться с семьи и детского сада. С ранних лет мы учим детей бережно относиться к природе,ко всему,что.

Сценарий спортивного развлечения «Буду в армии служить, буду Родину любить!» Ход мероприятия: В зале родители, приглашённые гости. Вход детей в зал и выполнение упражнений под песню Газманова «Вперед Россия» Инструктор:.

Спортивные соревнования «Буду Родину любить, буду в армии служить!» Цель: воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к родине. Задачи: формирование чувства долга и любви.

Статья «Учимся любить и беречь природу» (из опыта работы) Экологическое воспитание и образование дошкольников чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Год 2017 объявлен годом экологии в России.

Учимся любить природу.Учимся любить природу. Цель: формирование основ экологической культуры детей Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.

Учимся любить природуУчимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.

Учимся любить природу — фотоотчётУчимся любить природу — фотоотчёт Научить ребёнка любить природу - одна из главных задач дошкольного образования. Здесь только беседами, чтением книг о природе не обойтись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по экологии «Любить природу, значит, любить Родину»
Опубликовано: 31 октября 2017 в 17:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по экологии «Любить природу, значит, любить Родину»» (включая файлы) размещена пользователем ольга деманкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД