ольга деманкина
Программа по экологии «Любить природу, значит, любить Родину»
▼ Скачать + Заказать документы
“Любить природу – значит любить Родину”
(М. Пришвин)
Введение
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, защита природы. Программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поэтому в Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.
Быть истинным Человеком, патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Великий русский педагог К. Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – "одному из могущественных агентов в воспитании человека". Обращение к отеческому наследию воспитывает в детях уважение, гордость за землю, на которой они живут.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность".
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. И воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. По мнению К. Д. Ушинского "…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни".
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.
Именно взгляд на экологическое воспитание дошкольников через призму народных традиций и духовной культуры казачества и является отличительной чертой программы "Берёзка".
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход - один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития. Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры - важнейшее условие развития детей).
Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка" создана с учетом Федеральных государственных требований дошкольного образования. В её основе - годовой цикл народного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.
Проанализировав понятийный аппарат "Экологического воспитания" можно сделать вывод, что главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!
Объективная необходимость создания программы "Берёзка" состоит из двух аспектов: теоретического и практического.
Теоретический аспект - это систематизация собственного методического опыта, экспериментальных данных, диагностического материала по экологическому воспитанию старших дошкольников, полученному в ходе эксперимента. С 2009 года детский сад работает над темой: "Формирование экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной, деятельности на основе регионального компонента".
Практический аспект - это создание единого воспитательно-образовательного пространства по экологическому воспитанию в системе: ДОУ - семьи воспитанников- природоохранные организации. В МБДОУ «Детский сад с. Никольское» оборудованы экотропа, фитоклумба, участки леса и луга. Создана "Красная книга ДОУ", ежемесячно выпускается газета "Березовые вести", организована творческая группа педагогов "Эколог".
Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки авторской программы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях конкретного ДОУ, её актуальности и педагогической целесообразности.
1.3. Цели и задачи программ.
Цель программы :
Формирование у старших дошкольников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.
Задачи:
Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Спасского района, как частицей природных богатств Татарстана.
Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Использовать совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т. д., совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и православных праздников.
Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию дошкольников.
Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей ДОУ и семьи в деле экологического воспитания ребенка - одно из ведущих направлений программы "Берёзка".
1.4. Отличительные особенности данной программы
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены и современные программы экологического воспитания и образования дошкольников: "Юный эколог" С. Николаевой, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой "Наш дом – природа" (1998, нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа "Берёзка" ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.
Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Формирование основ экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний.
Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
Программа экологического воспитания и образования "Берёзка" рассчитана на детей подготовительной к школе группы -6-7лет.
1.6. Сроки реализации программы
Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.
1.7. Формы и режим занятий
Занятия по программе "Берёзка" начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.
Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность
Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются следующие формы занятий:
Игра;
Беседа
Экскурсия
Конкурс
Наблюдение
Экспериментальная деятельность
Акция
Выставка
Защита проектов
Викторина
Лабораторное занятие
Открытое занятие
Практическое занятие
Презентация
Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл.
Каждый такой цикл включает 2-3 "рабочих" занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).
Сезонный блок ( а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником, развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.
1.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки
К семи годам ребё нок:
знает животный и растительный мир своего села, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Республики Татарстан;
проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
знает природоохранные объекты в районе;
знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: "Яблочный Спас", "Масленица", "Вербное Воскресенье", "Пасха", "Троица", "День Земли", "День птиц", "День посадки деревьев", "Всемирный день охраны окружающей среды".
Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т. д. Сформирован комплект диагностических таблиц по каждому блоку программы и обобщающие диагностические карты.
Оценка знаний об окружающем мире.
Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
Осознанность- степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.
Доказательность- умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.
Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.
Оценка отношения к окружающему миру.
Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений.
Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь.
Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам.
1.9. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной
программ.
В ходе реализации программы "Берёзка" используются следующие формы подведения итогов:
Открытые занятия с элементами проектной деятельности.
С экологическими проектами воспитанники ДОУ участвовали в районном этапе конкурса "Красивый детский сад" (2010 г)
Экологические акции : "Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля" ,"Птичья столовая", "Первоцвет" и др.
Выпуск экологической газеты ДОУ "Берёзовые вести".
Рисование на экологическую тематику.
Досуги, экологические, народные праздники и т. п.
Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии
2. Содержание программы
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.
Блок "Наша Родина – с. Никольское"
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного села, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:
Диагностика знаний детей о родном селе.
Консультирование родителей о экологическом воспитании в семье
Экскурсия в парк.
Кукольный спектакль-сказка "Кто как к зиме готовится" (в постановке взрослых)
Выставка детских рисунков "Я люблю свое село!"
Тематическое интегрированное занятие "Батюшка Покров, не будь суров"
Организация семейного "капустника"
Оформление папки-передвижки "Осенние праздники. Отмечаем всей семьей"
Блок "Знай, люби и сохраняй"
Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира Спасского района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса. Рекомендованы также такие виды работы, как:
Экологическая акция "Рождественская елочка", "Кормушка"
Развлечение совместно с родителями "Как на масляной неделе"
Конкурс экологических рисунков-плакатов "Береги природу родного края!"
Блок "Я - исследователь"
Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.
Блок "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"
Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быта, традиций. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса - значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:
Экологическая акция "Наша клумба".
Развлечение совместно с родителями "Берёзкины именины".
Выпуск информационного буклета "Советы здоровья".
Конкурс экологических рисунков-плакатов "Наш дом-планета Земля!".
Экскурсия в храм для освящения яблок.
"Семейный поход".
3. Учебно - тематический план.
Учебно-тематический план по программе "Берёзка"
1
I блок. «Наша Родина – с. Никольское»
Темы:
«Приметы осени. Наш парк»
«Батюшка Покров, не будь суров»
«Знакомые незнакомцы»
«Школа гномика Здоровячка»
10 занятий
2
II блок. «Знай, люби и сохраняй»
Темы:
«Животный мир нашего района»
«Рождественская елочка»
«Птичья столовая»
«Что такое заповедник?»
«Как на масляной неделе»
«Школа гномика Здоровячка»
12 занятий
3
III блок. «Я-исследователь»
Темы:
«Живое-неживое»
«Верба-вербочка»
«Наши друзья-растения»
«Путешествие по эко-тропе»
«Это интересно знать»
«Школа гномика Здоровячка»
12 занятий
4
IVблок. «Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!»
Темы:
«Березкины именины»(Троица)
«Волшебница-вода»
«Солнечный секрет»
«Ветер, ветер,ты могуч!»
«Путешествие по эко-тропинке»
«Школа гномика Здоровячка»
«Яблочный Спас-яблочки припас»
12 занятий
Итоговые занятия
2
ИТОГО:
48ч
Итоговые занятия.
(январь) Зимний экологический праздник;
(август) Экологический КВН "Юные защитники природы";
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению рекомендован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка;
Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку;
предложенные материалы используется с учетом конкретных условий организации работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы на равнозначные по содержанию.
4. Методическое обеспечение
1) Учебные и методические пособия по программе
(см. список литературы).
2) Материалы из опыта работы:
a) физкультминутки, загадки;
б) конспекты занятий;
в) экологические викторины;
г) экологические досуги, праздники;
д) дидактические игры;
е) диагностические карты, анкеты;
ж) компьютерные презентации на темы: "Мое село", "Вода", "Воздух", "Заповедные места", "Песок", "Глина", "Советы здоровья" и др.
Литература.
1. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной.
2. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Я и природа" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005
3. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Волшебница вода" М., Линка-Пресс, 1997.
4. Программа "Наш дом – природа", Блок занятий "Воздух – невидимка" М., Линка-Пресс, 1997.
5. Программа "Наш дом – природа", "Что у нас под ногами" Блок занятий "Песок. Глина. Камни" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005
6. Программа "Наш дом – природа", "Почва – живая земля", Блок занятий "Почва" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005
7. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.
8. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
9. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
10. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.
11. Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997.
12. Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997.
13. Экологический проект "Дерево". Обруч, №2, 1997.
14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.
15. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998.
16. Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998.
17. Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998.