Папки-передвижки

Программа по экологии для старших дошкольников и младших школьников «Сбереги свой край»

Марина Николаевна Иванова
Программа по экологии для старших дошкольников и младших школьников «Сбереги свой край»

Программа по экологии для старших дошкольников и младших школьников

Пояснительная записка.

История человечества неразрывно связана с историей природы. Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. А изменения, происходящие в природе, являются результатом производственной деятельности людей. Сегодня вся биосфера охвачена человеческой активностью. Важной задачей современного общества, в сложившейся ситуации, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем, является экологическое воспитание подрастающего поколения.

Публикация «Программа по экологии для старших дошкольников и младших школьников „Сбереги свой край“» размещена в разделах

В проекте Федерального закона "Об экологической культуре" подчеркивается, что в дошкольном, а затем и в младшем школьном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к природе, ее изменениям, открыт для познания ее тайн и красоты. Поэтому важно не упустить время и нацелить педагогическую деятельность на реализацию задач экологического образования старших дошкольников и младших школьников, предполагающих воспитание экологической культуры, то есть выработку навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека c ней.

Однако формирование начальных основ экологической культуры у воспитанников детских домов требует особого подхода, особого внимания. Так как именно эта категория детей наименее социализирована, характеризуется наличием потребительского отношения к природным ресурсам и иждивенческих взглядов на проблемы в окружающей среде. Существующие программы по экологическому воспитанию не учитывают этих особенностей, они опираются либо на конкретную возрастную категорию обучающихся (а воспитанники детских домов – с рождения до 18 лет, либо на однородную по развитию группу (обучающиеся детских домов - это как нормально развивающиеся, так и воспитанники с ЗПР, умственной отсталостью, нарушениями двигательной и сенсорной сфер) и не рассчитаны на режим функционирования детского дома.

Таким образом, была разработана собственная программа по формированию основ экологической культуры и экологического сознания у воспитанников детского дома «Сбереги свой край.

Программа имеет своей целью экологическое воспитание и образование старших дошкольников и младших школьников, при этом охватывает все аспекты взаимодействия их с окружающим миром: учение, общение со сверстниками и взрослыми, внеклассные мероприятия и занятия, взаимосвязь с живой и неживой природой, жизнь детей вне школы. Она учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника и социальные условия его жизни.

Изучение данной программы важно по двум причинам:

- необходимостью рассматривать экологическое воспитание и образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего детства (в дальнейшем, и юношества);

- актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

«Красная нить» данной программы, всех её разделов заключается в том, что дети уже сейчас должны готовиться к взрослой жизни в существующем обществе и стремиться уравнять имеющийся баланс между людьми и природой, т. к. равновесие нарушено и не в пользу природы.

Цель:

Создание условий обеспечивающих эффективную работу по формированию экологического сознания и экологической культуры воспитанников на основе краеведения.

Задачи:

Обучающие:

• Расширение и систематизация знаний у воспитанников об окружающем мире в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями;

• формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни, труда и отдыха человека;

• изучение местных экологических проблем, содействие их решению, практическое улучшение состояния окружающей среды;

• формирование активной позиции детей и подростков в решении экологических проблем, обогащение их личного опыта по взаимодействию с окружающим миром.

Коррекционно- развивающие:

• Развитие психических процессов и познавательной деятельности

• Формирование логического мышления,

• Развитие коммуникативных навыков

• Формирование элементарной исследовательской деятельности

• Выявление и развитие творческих способностей воспитанников;

• Развитие эмоционально-волевой сферы

Воспитательные:

• развитие интереса к проблемам охраны природы, сохранение и преумножение природных богатств;

• привитие чувства доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

• воспитание чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

• содействие в формировании экологического восприятия и сознания общественной активности;

• укрепление здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе

Новизна программы заключается в :

объединении экологического, биологического, художественного и психологического подходов к изучению системы «Человек - Природа», учете субкультуры Я детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме;

использовании нетрадиционных приёмов, способствующих поддержанию интереса к экологическим проблемам, существующих в селе, городе и мире в целом, и стимулирующих познавательную активность воспитанников.

Концептуальные основы воспитательной программы

«Сбереги свой край» :

• Большое значение придавал природе, как фактору воспитания детей c раннего возраста известный отечественный педагог К. Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на вcеcтороннее, развитие их в процессе общения с природой, он писал: "Логика природы – есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудком сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род".

• Теория Я. А. Каменского о человеке как части природы, которая предполагает создание "всеобщего естественного метода воспитания", который вытекает из "природы вещей и основывается "на самой человеческой природе".

В реализации программы необходимо найти подход к каждому воспитаннику, прежде всего, в соответствии с его биологической природой (то есть учет врожденных черт ребенка, учитывают его возрастные, индивидуальные особенности, естественность развития, учет феноменов детства.

• Принцип личностно-ориентированного подхода

Осмысление экологических проблем в контексте личностно -ориентированного воспитания дает новый взгляд на экологическую ситуацию, в которой отношение к природе выступает важнейшим составляющим культуры, а уровень развития общей культуры определяется степенью «очеловечивания», гуманизации природы (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.)

• Идеи Л. С. Выготского

- о развитии детей с патологией и нормально развивающихся сверстников

- о зоне ближайшего и актуального развития

Л. С. Выготский исходит из своей культурно-исторической концепции, психического развития человека, считая, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды — сперва как деятельность коллективная вместе с учителем, социальная, второй раз — как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления». Такова суть генетического закона развития высших психических функций человека — фундаментальный закон развития человеческого сознания и поведения.

Обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Методологическая основа программы

Реализация задач экологического образования и воспитания требует определённых форм и методов обучения. В своей программе мы отдаём предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

1.

стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, через деловые или сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии, сочинения, рисунки, листовки по экологическим проблемам;

2.

обеспечивают развитие элементарных исследовательских навыков, коммуникативных и коллективных умений ;

3.

вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного назначения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистки территории, пропаганда экологических знаний – листовки, газеты, лекции, спектакли).

Основными принципами, заложенными в программу, являются:

непрерывности (в условиях ГКОУ «Таремский детский дом» организуется обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения по вопросам окружающей среды на всех этапах; принцип непрерывности является реальным гарантом возможности самореализации в обществе);

систематичности (обеспечение системной организации экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности);

гуманизации (исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф);

взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект воспитанников, развить способность мыслить глобально, действовать локально

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Умение наблюдать и понимать природу ;

• Повышение интереса к природе родного края ;

• Сформированность знаний, умений, навыков и представлений сообразно возрасту ;

• Сформированность нравственно - ориентированного «я» ;

• Соблюдение правил поведения в природе ;

• Потребность в познавательной и социальной активности

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :

Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуются:

1. Взаимодействие ГКОУ «Таремский детский дом» с комитетом экологии администрации Нижегородской области, управлением экологии администрации г. Павлово.

2. Установление прямого взаимодействия с образовательными учреждениями и другими организациями, заинтересованными в экологическом образовании и воспитании, активное участие образовательных учреждений в реализации программы.

3. Разработка и реализация экологических проектов и акций различных уровней.

4. Наличие соответствующей материально-технической базы.

5. Разработка методического инструментария экологической площадки с учётом современных операционных и технических достижений в экологической педагогике.

6. Информационно-методическое сопровождение программы (пакет методических материалов)

Связь с социумом

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование

Таблица №6

№ Название раздела Кол-во часов сроки

1 Чтобы Землю охранять, нужно очень много знать:

-сезонные явления

-животный мир

-растительный мир

-экологические проблемы 17

6

4

4

3 В течение года

2 Край родной навек любимый:

-история нашего села

-достопримечательности нашего села

-проблемы, характерные для нашего села 7

2

3

2

3 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

-солнечные лучики

-путешествие капельки

-невидимый друг 6

2

2

2

4 Лаборатория добрых дел:

-экологические акции

-проекты 2

В течение года

Виды деятельности

Таблица №7

месяц тема общеобразовательная преобразующая познавательная

сентябрь Дары осени Беседа об осени

«Подарки осени»

-практическая работа

-конкурс загадок о дарах осени

октябрь Человек в гостях у природы «Я- человек»

«Чем мы дышим?»

-создание плакатов -беседа «Поговорим о матушке природе»

-экскурсия

ноябрь Лес-дом для животных «Кладовая леса»

«Хозяин леса» -трудовой десант

-создание экологических макетов -беседа

декабрь «Поможем птицам перезимовать» Беседа о Зиме

Рассматривание картины «Зимующие птицы»

-практическая работа

-изготовление и установка кормушек -экскурсия

январь Животный и растительный мир зимой «Рассматривание картины «Звери зимой»

«Сравнение диких и домашних животных»

- Практическая работа «Окапывание стволов деревьев»

- Акция «Помоги друзьям своим меньшим!» - Беседа с просмотром фильмов и презентаций

февраль «Водный мир и его обитатели» Наблюдение за рыбками в аквариуме

«Свойства воды» - Просмотр фильма «Животный мир морей и океанов» и обсуждение

- Беседа-рассуждение «Что мы должны делать, чтобы сберечь водный мир»

март Природа нашего края «Край родной, где я живу»

«Кормилица-земля» - Создание альбомов -Тропа здоровья «Пойдём по дорогам и кручам и край свой любимый изучим»

- Посещение музея,

выставочного зала г. Павлово

-КВН «Знаешь ли ты свою малую Родину?»

апрель 1 апреля «Всемирный день птиц» Наблюдение за птицами

«Сравнение домашних и диких птиц»

- Практическая работа

«Скворечники из подручного материала»

-Экологическая выставка рисунков

май Насекомые - польза и вред. Беседа о насекомых

Солнечные лучики - Акция «Внимание! Майский жук!» - Беседа - рассуждение

июнь Озёра малой родины Обитатели водоёмов

Путешествие капельки -трудовой десант

- КТД «Аукцион экологических знаний» -Исследовательская деятельность

- Экскурсия

июль Зеленая аптека - лекарственные растения. «Подорожник нам поможет»

Невидимый друг - Сбор лекарственных растений

-познавательно-развлекательная программа «Фито бар» - Беседа с презентациями

август Муравьи - друзья леса Беседа о насекомых.

Наблюдение за Божьей коровкой. -Акция «Спешите делать добрые дела» - Экскурсия к муравейнику

- Инсценировка «Муха-Цокотуха»

- Просмотр мультфильма «Путешествие муравья»

,

Планирование проектов

Таблица №8

№ Название проекта Сроки реализации

1 «Поможем птицам перезимовать» Декабрь-февраль

2 «Природа нашего края» Март-май

3 «Озёра малой Родины» Июнь-август

4 «Человек в гостях у природы» Сентябрь-ноябрь

В деятельности по воспитанию экологической культуры используются и другие формы работы, которые входят в режим дня воспитанников: наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы, экологические игры, дидактические игры, выращивание рассады цветов для клумбы, труд на прогулке и др.

Перспективы

• Создание зимнего уголка природы

• Внедрение новых технологий «Гарденотерапия»

• Привлечение старших школьников

• Организация кружковой деятельности

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-39

2.

Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. № 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.

3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

4. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20

5. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.

6.

Боровская Л. А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города. //Начальная школа. - 1991, № 8, с. 46-48.

7.

Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 1991.

8. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн. : Нар. асвета, 1972.

9.

Величковский В. Т. Здоровье человека и окружающая среда. - М: «Новая школа», 1997 г.

10.

Винокуров Ю. Е Экологическое право РФ (курс лекций). - М: МНЭПУ, 1997 г.

11.

Дежкин В. Беседы об экологии. - М. : Молодая гвардия, 1975.

12.

Долбилова Н. Н. Фенологические наблюдения в природе. Методическое пособие. - Липецк: ЛГПУ, 2003.

13.

Долбилова Н. Н., Ржевуская Н. А. Экологические экскурсии в городе. Методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ, 2003.

14. Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес. //Начальная школа. -1991, № 7, с. 30-34.

15.

Заикина Е. А. Игра в экологическом образовании младших школьников. //Дополнительное образование. – 2004, № 2, с. 19-29.

16.

Залыгин С. Экология и культура. //Новый мир. -1992, № 9, с. 3.

17.

Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М. : Знание, 1986.

18.

Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание. //Воспитание школьников. -1985, № 6, с. 30-35.

19.

Зыков И. В. Календарь природы. - Кемеровское книжное издательство, 1963.

20. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

21.

Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. - М, 1984 г., с. 5-15.

22.

Лось В. А. Человек и природа. - М. : Политиздат, 1978.

23. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с.

24.

Мамедов Н. М. Проблемы экологии. - М. : Знание, 1989.

25.

Молодова Л. П. Экологические праздники для детей : Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн. : Асар, 1997.

26.

Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-метод. Пособие для воспитателей садов и учителей. – Мн. : Асар - 1996.

27. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду. - М Мозаика-Синтез, 1999.

28. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.

29. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада. : кн. для воспитателей дед. сада. - М. : Просвещение, 2004. - 208 с.

30. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №7. С. 26-34/

31. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе. //Начальная школа. -1986, № 8, с. 63-64.

32. Холомкина А. И. Осенняя экскурсия в парк. //Начальная школа. -1984, № 9, с. 63-65.

.

Публикации по теме:

Презентация «Мы любим мир живого. Кто спас шмеля?» Истории с раскрасками для старших дошкольников и младших школьников» ЛЮБИТЬ И ЗНАТЬ ПРИРОДУ Вы должны знать, что нельзя поймать ежика и принести его домой, нельзя поймать белочку и посадить ее в клетку. Какая.

Презентация «Мы не можем друг без друга» — учим старших дошкольников и младших школьников придумывать чистоговорки» Детей, начиная со старшего дошкольного возраста, не очень сложно научить придумывать рифмовки, ритмовки и чистоговорки. Например, для сочинения.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Семейное чтение с раскрасками «Подружка — совесть» для старших дошкольников и младших школьников Многие родители в своем желании доставить своим детям различные удовольствия, сделать их жизнь возможно более радостной, помнят о книгах.

Презентация «Стихи о характерах с раскрасками «Нам нравится учиться» для старших дошкольников и младших школьников» Сидели как-то дети во дворе и громко распевали: Солнышко, ядрышко, Выгляни в окошко, Нас согрей немножко! По улице шел дедушка. Он засмеялся.

Презентация «Стихи с раскрасками для старших дошкольников и младших школьников о характерах «О нашей любознательности» Дорогие мои воспитатели, педагоги и родители, заинтересованные в позитивном воспитании детей! Продолжаю публиковать небольшие подборки детских.

Сценарий конкурсной литературной игры для старших дошкольников и младших школьников «По страницам любимых книг»Сценарий конкурсной литературной игры для старших дошкольников и младших школьников «По страницам любимых книг» Предварительная подготовка: игра построена по принципу телевизионной игры «Своя игра». Группа детей делится на 2 команды. Каждая команда.

Стихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьниковСтихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьников "ПИСЬМО С ФРОНТА" Рисунок Буянова Никиты Приближается великая дата – 75-летие Победы! И верно нет человека в нашей стране, не думающего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по экологии для старших дошкольников и младших школьников «Сбереги свой край»
Опубликовано: 1 марта 2022 в 22:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по экологии для старших дошкольников и младших школьников «Сбереги свой край»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД