Марина Николаевна Иванова
Программа по экологии для старших дошкольников и младших школьников «Сбереги свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по экологии для старших дошкольников и младших школьников
Пояснительная записка.
История человечества неразрывно связана с историей природы. Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. А изменения, происходящие в природе, являются результатом производственной деятельности людей. Сегодня вся биосфера охвачена человеческой активностью. Важной задачей современного общества, в сложившейся ситуации, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем, является экологическое воспитание подрастающего поколения.
Публикация «Программа по экологии для старших дошкольников и младших школьников „Сбереги свой край“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В проекте Федерального закона "Об экологической культуре" подчеркивается, что в дошкольном, а затем и в младшем школьном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к природе, ее изменениям, открыт для познания ее тайн и красоты. Поэтому важно не упустить время и нацелить педагогическую деятельность на реализацию задач экологического образования старших дошкольников и младших школьников, предполагающих воспитание экологической культуры, то есть выработку навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека c ней.
Однако формирование начальных основ экологической культуры у воспитанников детских домов требует особого подхода, особого внимания. Так как именно эта категория детей наименее социализирована, характеризуется наличием потребительского отношения к природным ресурсам и иждивенческих взглядов на проблемы в окружающей среде. Существующие программы по экологическому воспитанию не учитывают этих особенностей, они опираются либо на конкретную возрастную категорию обучающихся (а воспитанники детских домов – с рождения до 18 лет, либо на однородную по развитию группу (обучающиеся детских домов - это как нормально развивающиеся, так и воспитанники с ЗПР, умственной отсталостью, нарушениями двигательной и сенсорной сфер) и не рассчитаны на режим функционирования детского дома.
Таким образом, была разработана собственная программа по формированию основ экологической культуры и экологического сознания у воспитанников детского дома «Сбереги свой край!».
Программа имеет своей целью экологическое воспитание и образование старших дошкольников и младших школьников, при этом охватывает все аспекты взаимодействия их с окружающим миром: учение, общение со сверстниками и взрослыми, внеклассные мероприятия и занятия, взаимосвязь с живой и неживой природой, жизнь детей вне школы. Она учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника и социальные условия его жизни.
Изучение данной программы важно по двум причинам:
- необходимостью рассматривать экологическое воспитание и образование как непрерывный и систематический процесс в течение всего детства (в дальнейшем, и юношества);
- актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
«Красная нить» данной программы, всех её разделов заключается в том, что дети уже сейчас должны готовиться к взрослой жизни в существующем обществе и стремиться уравнять имеющийся баланс между людьми и природой, т. к. равновесие нарушено и не в пользу природы.
Цель:
Создание условий обеспечивающих эффективную работу по формированию экологического сознания и экологической культуры воспитанников на основе краеведения.
Задачи:
Обучающие:
• Расширение и систематизация знаний у воспитанников об окружающем мире в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями;
• формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни, труда и отдыха человека;
• изучение местных экологических проблем, содействие их решению, практическое улучшение состояния окружающей среды;
• формирование активной позиции детей и подростков в решении экологических проблем, обогащение их личного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
Коррекционно- развивающие:
• Развитие психических процессов и познавательной деятельности
• Формирование логического мышления,
• Развитие коммуникативных навыков
• Формирование элементарной исследовательской деятельности
• Выявление и развитие творческих способностей воспитанников;
• Развитие эмоционально-волевой сферы
Воспитательные:
• развитие интереса к проблемам охраны природы, сохранение и преумножение природных богатств;
• привитие чувства доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
• воспитание чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
• содействие в формировании экологического восприятия и сознания общественной активности;
• укрепление здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе
Новизна программы заключается в :
•
объединении экологического, биологического, художественного и психологического подходов к изучению системы «Человек - Природа», учете субкультуры Я детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме;
•
использовании нетрадиционных приёмов, способствующих поддержанию интереса к экологическим проблемам, существующих в селе, городе и мире в целом, и стимулирующих познавательную активность воспитанников.
Концептуальные основы воспитательной программы
«Сбереги свой край» :
• Большое значение придавал природе, как фактору воспитания детей c раннего возраста известный отечественный педагог К. Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на вcеcтороннее, развитие их в процессе общения с природой, он писал: "Логика природы – есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудком сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род".
• Теория Я. А. Каменского о человеке как части природы, которая предполагает создание "всеобщего естественного метода воспитания", который вытекает из "природы вещей и основывается "на самой человеческой природе".
В реализации программы необходимо найти подход к каждому воспитаннику, прежде всего, в соответствии с его биологической природой (то есть учет врожденных черт ребенка, учитывают его возрастные, индивидуальные особенности, естественность развития, учет феноменов детства.
• Принцип личностно-ориентированного подхода
Осмысление экологических проблем в контексте личностно -ориентированного воспитания дает новый взгляд на экологическую ситуацию, в которой отношение к природе выступает важнейшим составляющим культуры, а уровень развития общей культуры определяется степенью «очеловечивания», гуманизации природы (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.)
• Идеи Л. С. Выготского
- о развитии детей с патологией и нормально развивающихся сверстников
- о зоне ближайшего и актуального развития
Л. С. Выготский исходит из своей культурно-исторической концепции, психического развития человека, считая, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды — сперва как деятельность коллективная вместе с учителем, социальная, второй раз — как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления». Такова суть генетического закона развития высших психических функций человека — фундаментальный закон развития человеческого сознания и поведения.
Обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.
Методологическая основа программы
Реализация задач экологического образования и воспитания требует определённых форм и методов обучения. В своей программе мы отдаём предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
1.
стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, через деловые или сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии, сочинения, рисунки, листовки по экологическим проблемам;
2.
обеспечивают развитие элементарных исследовательских навыков, коммуникативных и коллективных умений ;
3.
вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного назначения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистки территории, пропаганда экологических знаний – листовки, газеты, лекции, спектакли).
Основными принципами, заложенными в программу, являются:
•
непрерывности (в условиях ГКОУ «Таремский детский дом» организуется обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения по вопросам окружающей среды на всех этапах; принцип непрерывности является реальным гарантом возможности самореализации в обществе);
•
систематичности (обеспечение системной организации экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности);
•
гуманизации (исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф);
•
взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект воспитанников, развить способность мыслить глобально, действовать локально
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Умение наблюдать и понимать природу ;
• Повышение интереса к природе родного края ;
• Сформированность знаний, умений, навыков и представлений сообразно возрасту ;
• Сформированность нравственно - ориентированного «я» ;
• Соблюдение правил поведения в природе ;
• Потребность в познавательной и социальной активности
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуются:
1. Взаимодействие ГКОУ «Таремский детский дом» с комитетом экологии администрации Нижегородской области, управлением экологии администрации г. Павлово.
2. Установление прямого взаимодействия с образовательными учреждениями и другими организациями, заинтересованными в экологическом образовании и воспитании, активное участие образовательных учреждений в реализации программы.
3. Разработка и реализация экологических проектов и акций различных уровней.
4. Наличие соответствующей материально-технической базы.
5. Разработка методического инструментария экологической площадки с учётом современных операционных и технических достижений в экологической педагогике.
6. Информационно-методическое сопровождение программы (пакет методических материалов)
Связь с социумом
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Таблица №6
№ Название раздела Кол-во часов сроки
1 Чтобы Землю охранять, нужно очень много знать:
-сезонные явления
-животный мир
-растительный мир
-экологические проблемы 17
6
4
4
3 В течение года
2 Край родной навек любимый:
-история нашего села
-достопримечательности нашего села
-проблемы, характерные для нашего села 7
2
3
2
3 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
-солнечные лучики
-путешествие капельки
-невидимый друг 6
2
2
2
4 Лаборатория добрых дел:
-экологические акции
-проекты 2
В течение года
Виды деятельности
Таблица №7
месяц тема общеобразовательная преобразующая познавательная
сентябрь Дары осени Беседа об осени
«Подарки осени»
-практическая работа
-конкурс загадок о дарах осени
октябрь Человек в гостях у природы «Я- человек»
«Чем мы дышим?»
-создание плакатов -беседа «Поговорим о матушке природе»
-экскурсия
ноябрь Лес-дом для животных «Кладовая леса»
«Хозяин леса» -трудовой десант
-создание экологических макетов -беседа
декабрь «Поможем птицам перезимовать» Беседа о Зиме
Рассматривание картины «Зимующие птицы»
-практическая работа
-изготовление и установка кормушек -экскурсия
январь Животный и растительный мир зимой «Рассматривание картины «Звери зимой»
«Сравнение диких и домашних животных»
- Практическая работа «Окапывание стволов деревьев»
- Акция «Помоги друзьям своим меньшим!» - Беседа с просмотром фильмов и презентаций
февраль «Водный мир и его обитатели» Наблюдение за рыбками в аквариуме
«Свойства воды» - Просмотр фильма «Животный мир морей и океанов» и обсуждение
- Беседа-рассуждение «Что мы должны делать, чтобы сберечь водный мир»
март Природа нашего края «Край родной, где я живу»
«Кормилица-земля» - Создание альбомов -Тропа здоровья «Пойдём по дорогам и кручам и край свой любимый изучим»
- Посещение музея,
выставочного зала г. Павлово
-КВН «Знаешь ли ты свою малую Родину?»
апрель 1 апреля «Всемирный день птиц» Наблюдение за птицами
«Сравнение домашних и диких птиц»
- Практическая работа
«Скворечники из подручного материала»
-Экологическая выставка рисунков
май Насекомые - польза и вред. Беседа о насекомых
Солнечные лучики - Акция «Внимание! Майский жук!» - Беседа - рассуждение
июнь Озёра малой родины Обитатели водоёмов
Путешествие капельки -трудовой десант
- КТД «Аукцион экологических знаний» -Исследовательская деятельность
- Экскурсия
июль Зеленая аптека - лекарственные растения. «Подорожник нам поможет»
Невидимый друг - Сбор лекарственных растений
-познавательно-развлекательная программа «Фито бар» - Беседа с презентациями
август Муравьи - друзья леса Беседа о насекомых.
Наблюдение за Божьей коровкой. -Акция «Спешите делать добрые дела» - Экскурсия к муравейнику
- Инсценировка «Муха-Цокотуха»
- Просмотр мультфильма «Путешествие муравья»
,
Планирование проектов
Таблица №8
№ Название проекта Сроки реализации
1 «Поможем птицам перезимовать» Декабрь-февраль
2 «Природа нашего края» Март-май
3 «Озёра малой Родины» Июнь-август
4 «Человек в гостях у природы» Сентябрь-ноябрь
В деятельности по воспитанию экологической культуры используются и другие формы работы, которые входят в режим дня воспитанников: наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы, экологические игры, дидактические игры, выращивание рассады цветов для клумбы, труд на прогулке и др.
Перспективы
• Создание зимнего уголка природы
• Внедрение новых технологий «Гарденотерапия»
• Привлечение старших школьников
• Организация кружковой деятельности
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 2. С. 34-39
2.
Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. № 7. С. 2-5; N 11. С. 51-54.
3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
4. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 12-20
5. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 45-49.
6.
Боровская Л. А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города. //Начальная школа. - 1991, № 8, с. 46-48.
7.
Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 1991.
8. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн. : Нар. асвета, 1972.
9.
Величковский В. Т. Здоровье человека и окружающая среда. - М: «Новая школа», 1997 г.
10.
Винокуров Ю. Е Экологическое право РФ (курс лекций). - М: МНЭПУ, 1997 г.
11.
Дежкин В. Беседы об экологии. - М. : Молодая гвардия, 1975.
12.
Долбилова Н. Н. Фенологические наблюдения в природе. Методическое пособие. - Липецк: ЛГПУ, 2003.
13.
Долбилова Н. Н., Ржевуская Н. А. Экологические экскурсии в городе. Методическое пособие. – Липецк: ЛГПУ, 2003.
14. Жестова Н. С. Проведение экскурсии в лес. //Начальная школа. -1991, № 7, с. 30-34.
15.
Заикина Е. А. Игра в экологическом образовании младших школьников. //Дополнительное образование. – 2004, № 2, с. 19-29.
16.
Залыгин С. Экология и культура. //Новый мир. -1992, № 9, с. 3.
17.
Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М. : Знание, 1986.
18.
Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание. //Воспитание школьников. -1985, № 6, с. 30-35.
19.
Зыков И. В. Календарь природы. - Кемеровское книжное издательство, 1963.
20. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
21.
Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. - М, 1984 г., с. 5-15.
22.
Лось В. А. Человек и природа. - М. : Политиздат, 1978.
23. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с.
24.
Мамедов Н. М. Проблемы экологии. - М. : Знание, 1989.
25.
Молодова Л. П. Экологические праздники для детей : Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн. : Асар, 1997.
26.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-метод. Пособие для воспитателей садов и учителей. – Мн. : Асар - 1996.
27. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду. - М Мозаика-Синтез, 1999.
28. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
29. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада. : кн. для воспитателей дед. сада. - М. : Просвещение, 2004. - 208 с.
30. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №7. С. 26-34/
31. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе. //Начальная школа. -1986, № 8, с. 63-64.
32. Холомкина А. И. Осенняя экскурсия в парк. //Начальная школа. -1984, № 9, с. 63-65.
.