Наталья Устинова
Программа по развитию экспериментальной деятельности у детей «В гостях у Фиксиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательности. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь. Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир по средствам ориентировочного – исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Цель:
1. Обеспечить положительную динамику познавательной активности дошкольников в совместной деятельности с взрослыми;
2. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Задачи:
• Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы (познавательно – речевое);
• Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий (социально - личностное);
• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (социализация);
• Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, развивать умение детей взаимодействовать с взрослым, выполняя общую коллективную работу (социально –личностное).
Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Количество занятий в месяц 4,
всего 36.
Ожидаемый результат.
1. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения.
2. Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.
3. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.
4. Проявляет высокую познавательную активность, «забрасывает» старших разнообразными вопросами об окружающем мире.
Тематическое планирование.
Сентябрь - 4 часа
1.«Узнаем, какая вода»
2. Игры с веерами и султанчиками
3. Поиграем с солнышком
4. Свойства песка
Октябрь - 4 часа
1.«Чудесный мешочек»
2. Поиграем с ветерком
3.«Что в коробке»
4. Почему осенью бывает грязно
Ноябрь - 4 часа
1. Волшебные дощечки
2. Найди по звуку
3. Легкий - тяжелый
4. Глина: ее качества и свойства
Декабрь - 4 часа
1. Горячо – холодно
2."Чудесный мешочек"
3. Окрашивание воды
4. Снег, какой он? (во время снегопада)
Январь - 4 часа
1. Игры с соломинкой
2. Снег, какой он? (в морозную погоду)
3. Как из снега получить воду
4. Как воду превратить в лед
Февраль - 4 часа
1. Изготовление цветных льдинок
2. Мороз и снег
3. Свойства льда
4. Ветер по морю гуляет
Март - 4 часа
1. Плавает – тонет
2. Бумага, ее качества и свойства
3. Посадка лука
4.«Поплывет, не поплывет»
Апрель - 4 часа
1. Здравствуй солнечный зайчик
2. Веточка березы
3. Древесина: ее качество и свойство
4. Что в пакете?
Май - 4 часа
1. Спрячь пуговку
2. Пирожки для Мишки
3. Сравнение песка, почвы, глины
4. Ткань: ее качества и свойства
Содержание программы.
Работа с детьми по данной программе направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей решаются следующие задачи:
-Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
-Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
-Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
-Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
Список литературы.
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва 1999 г.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты» Екатеринбург 1995г.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство – пресс 2010 г.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» Москва: Мозаика – Синтез, 2007 г. (методическое пособие)