Людмила Ишеева
Программа по нетрадиционной технике рисования
▼ Скачать
Пояснительная записка.
Программа по нетрадиционному рисованию направлена на художественно- творческое развитие детей.
Новизна.
Как и многие воспитатели, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Публикация «Программа по нетрадиционной технике рисования» размещена в разделах
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Актуальность. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.
Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое.
Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Организация работы на фронтальных занятиях не всегда устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятия ограничивались временем и темой.
Такой формой работы стало применение нетрадиционных приемов рисования. Для этого была создана программа по нетрадиционной технике рисования для кружка «Маленький художник». Занятия кружка строились так, чтобы детям было интересно рисовать. Учитывались психологические и педагогические аспекты. Изучалась педагогическая литература.
Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин,: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, листья деревьев, цветов, травы, ягель, овощные штампы и печати, соломка, пористые губки. Эта игра с неизвестным занимает детей, и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Приобщая детей к искусству, используются разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 6 -7 лет средствами нетрадиционного рисования.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Основные задачи программы:
1. Дать представление о видах и жанрах изобразительного искусства.
2. Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту. Формировать эстетический вкус.
3. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
4. Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Важно не дать способностям угаснуть, способствовать их дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу попадут дети с ярко выраженной неординарностью и высоким уровнем творческих способностей. Основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей
Педагогические условия для реализации программы:
Решение этих задач предполагает создание соответствующей развивающей среды. Для занятий выбрана изостудия. Приобретен весь необходимый для нетрадиционного рисования материал, бумага, краски, карандаши. Учитывая возможности детей, продуманы темы для работы кружка, составлен учебно – тематический план.
Изучено и освоено около двух десятков различных техник, ранее не используемых в работе с детьми дошкольного возраста. Обучение предполагается вести на основе коммуникативно – деятельностного метода, который предполагает активное развитие детского творчества в повседневной жизни.
Реализация данной программы рассчитана на 1 год. Возраст детей 6 - 7 лет.
Занятия кружка проводятся во вторую половину дня, в свободное время 2 раза в неделю.
В последние две недели мая проводится диагностика и анализ полученных результатов работы.
Формирование условий непрерывного образования.
Основной формой ознакомления детей с техникой нетрадиционного рисования является занятие кружка.
Средства обучения:
пластилин (барельеф, палочки (граттаж, природный материал (монотипия, тушь (кляксография, свечки (графика).
• рисование ладошкой, пальцами, поролоном, кисточками.
• иллюстрации картин художников, скульптур, зданий архитектуры и т. д. ;
• магнитозаписи и т. д.
Методы работы:
• беседа, наблюдения, объяснение с демонстрацией;
Ожидаемые результаты.
1. Развитие творческих способностей в художественном творчестве детей.
2. Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке.
3. Умение самостоятельно искать нужное решение.
4. Способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование.
5. Овладение детей нетрадиционными приемами и техниками рисования для развития художественного творчества.
6. Способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей.
7. Навыки коммуникативного общения.
8. Участие в конкурсах и выставках детского творчества районного и республиканского характера.
9. Художественно–творческая деятельность предполагает выполнение терапевтической функции, отвлекает дошкольников от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Способы проверки.
В последние две недели мая проводится диагностика и анализ полученных результатов работы.
К концу года ребенок умеет:
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Критерии качества освоения ребенком техники нетрадиционного рисования.
Сравнительный анализ:
Ряд 1 – Дети, не занимавшиеся по данной программе
Ряд 2 – Дети, прошедшие курс обучения по данной программе
Из результатов мониторинга можно судить об эффективности использования нетрадиционных техник рисования на занятиях.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки детских рисунков, открытые мероприятия, семинары – практикумы, участие в конкурсах детского рисунка различного уровня.