Алеся Макаренко
Программа по лексическим темам для детей с ОНР
▼ Скачать
Речь — могучее средство общения и
взаимодействия людей.
А. А. Люблинская
Пояснительная записка
Развитие речи ребенка является одной из центральных задач МБДОУ. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Возможность человека жить полноценной жизнью и быть успешным в обществе во многом связана с его коммуникативными способностями, с умением говорить и общаться. Язык является главным средством и основным инструментом человеческих отношений. Для человека жизненно важно внятно выражать свои мысли, а для его разностороннего развития и социализации важно еще и умение вступить в беседу и поддержать ее.
Публикация «Программа по лексическим темам для детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Целью данной программы является : Воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Задачи:
- формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения; - Развитие грамматического строя речи ; - Развитие мелкой и артикуляционной моторики; - Развитие координации движений с речью;
- Учить детей внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы, отвечать на вопросы строчками из данных произведений;
- Развивать связную речь, учить понимать ее выразительность, плавность, красоту;
- привлечение родителей к активному участию в развитии речи ребенка.
Основные принципы :
В основе программы лежат следующие принципы:
• Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
• Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
• Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
• Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
• Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
• Принцип Комплексности. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других.
Средства для достижения цели
В коррекиионно- развивающей работе используются различные средства:
- ТСО (музыкальный центр, мультимедийный проектор);
— наглядный и дидактический материал по различным тематикам( «Времена года», «Овощи, фрукты», «Одежда», «Посуда», «Обувь», «Мебель», «Животные» и т. д;
— настольно-печатные игры «Звуки на все руки», «Логопедическое лото», «Размышляй - ка», «Найди четвертый лишний» и т. п.
Ожидаемые результаты:
Ребенок должен:
1. Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.
2. Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие четверостишья.
3. Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
4. Правильно формулировать собственное высказывание.
5. Уметь составлять небольшие рассказы по описанию, придумывать загадки о предметах, пересказывать короткие тексты.
Законодательное и научно – методическое обеспечение программы.
• Закон РФ «Об образовании»
• Конвенция о правах ребенка.
• Конституция РФ, ст. 38, 41, 43, 48.
• Устав МДОУ№35 «Лесная сказка»
• Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.1249-03.
Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей пятилетнего возраста имеющих отклонения в речевом развитии. Для более эффективного изучения лексического материала был составлен перспективный план по лексическим темам. Каждая тема длится одну неделю. Тема определяется с учетом времени года, календарных дат, логически следуют друг за другом.
2 раза в неделю по 25 минут в группе для детей с нарушением речи проводятся логопедические фронтальные занятия.
Индивидуальная работа с детьми проводится ежедневно. Занятия способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, фонетического восприятия, общей, артикуляционной и мелкой моторики, памяти и мышления и т. д.
Введение
Данная программа основывается на типовой программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Проанализировав основную программу МБДОУ – «От рождения до года», мы отметили, что при определении содержания работы развитию речи выделены следующие направления работы:
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
- Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания.
Формирование словаря:
- Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
- Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
- Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Грамматический строй речи
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья, в том числе глаголов с приставками (забегал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
Развивать умение поддерживать беседу
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.
Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, подумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Рекомендации по проведению занятий.
Для того,чтобы занятия были эффективными, следует соблюдать следующие правила:
• продолжительность занятий 25 минут;
• количество занятий по развитию речи 2 раза в неделю.
• не торопите детей при выполнении заданий: каждый способен работать в своем темпе;
• если кто-то из детей отказывается от выполнения задания, не настаивайте, не заставляйте;
• при выполнении графических заданий важно добиться не скорости, а точности, аккуратности;
• каждый раз обращайте внимание на то, как дети сидят, как держат ручку, на правильное положение тетради, листа;
• для закрепления лексических тем необходимо использовать загадки, стихотворения.
• во время занятий необходимо делать динамические паузы-игры для тренировки пальчиков (повторять 3-5 раз);
• паузу нужно сделать, когда дети начинают отвлекаться, что свидетельствует об утомлении.
Проанализировав основную программу МБДОУ – «От рождения до года», отмечено, что при определении содержания работы по развитию речи, выделены следующие направления работы:
- формирование словаря,
- звуковой культуры речи,
- грамматический строй речи,
- связной речи;
Наряду с основной программой для МБДОУ используются программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи, по которым ведё тся работа в нашем детском саду в группе компенсирующей направленности:
«Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР и ФФН» Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина
«Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н. В. Нищева;
Структура, содержание и форма предлагаемых занятий позволяют предположить, что уровень связной речи значительно повысится, так как многие методы и приемы работы по развитию связной речи были ранее использованы и показывали прекрасные результаты.