Надежда Терещенко
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
г. Иркутск
ПРОГРАММА
По гражданско-патриотическому воспитанию
«Мы из будущего»
Иркутск 2012
Авторский коллектив – социальные педагоги отделения восстановительного лечения и реабилитации (г. Шелехов) :
Моргач Елена Валерьевна,
Чина Надежда Васильевна,
Хохлова Татьяна Александровна.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Научный редактор – Н. А. Переломова, профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой управления инновационными процессами и педагогических технологий ИПКРО.
Рецензент – кафедра управления инновационными процессами и педагогических технологий.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Литература
Раздел «Гражданско-патриотическое воспитание»
Раздел «Духовно-нравственное воспитание»
Раздел «Историко-краеведческая деятельность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы
Основной целью деятельности социального учреждения является оказание ребенку с ограниченными возможностями помощи в социализации и возможно полной интеграции в социуме.
В ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» проходят реабилитацию дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы, нарушениями слуха и речи, с психическими расстройствами и расстройствами поведения, с врожденными аномалиями (пороками) развития, многие из которых испытывают социальную депривацию.
Одним из важных направлений решения задачи социальной интеграции является, на наш взгляд, гражданско-патриотическое воспитание, которое реализуется в учреждении через кратковременные социальные проекты и через долгосрочную программу. Одной из таких форм работы с детьми и подростками в отделении восстановительного лечения и реабилитации стала разработка и реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы из будущего».
Сегодня, когда идет становление гражданского общества, важно, чтобы дети росли сыновьями России, а не «Ваньками, родства не помнящими». Именно задача воспитания любви к родине, чувства гордости за ее героическое прошлое, за тот вклад, который вносит Россия в развитие мирового сообщества, в укрепление мира на планете, в развитие науки и техники легла в основу разработки программы «Мы из будущего».
Пребывание ребенка на реабилитации носит временный характер. Поэтому в программе выделены несколько разделов, цели и задачи, которых могут реализовываться автономно, независимо от других направлений, предусмотренных программой. В целом программа направлена на воспитание патриотизма как необходимость вернуться к лучшим традициям нашей страны, края, города, к таким вечным понятиям, как род, родство, родина. Это и привитие любви к родным местам, и гордости за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своего народа и страны.
Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все этапы становления и развития личности ребёнка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Конечно, чувство патриотизма многогранно и содержательно. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Программа по патриотическому воспитанию направлена на работу с детьми, формирование у них чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Она определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания детей, её основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания юного поколения, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Цель программы : в рамках реализации задач комплексной реабилитации создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы :
1. Социализация детей и подростков с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников.
2. Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
3. Формирование ведущих интегративных качеств личности.
4. Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.
5. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
6. Привлечение детей и подростков к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
7. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт работы педагогов по патриотическому воспитанию.
Программа «Мы из будущего» рассчитана на детей и подростков, находящихся на реабилитации в Областном реабилитационном центре в возрасте от 5 до 18 лет. Основными участниками мероприятий Программы являются, дети и их родители, педагогический персонал, члены клуба «Я и мой ребенок».
Для решения поставленных задач используются ресурсы и социально-педагогическое пространство реабилитационного центра, сотрудничество с городским краеведческим музеем, детской библиотекой, досуговым центром «Очаг», домом культуры «Металлург» и другими общественными организациями г. Шелехова.
Тематический план и формы занятий разнообразны и разработаны с учётом особенностей детей, находящихся на реабилитации в центре:
мастер-классы,
музыкально-литературные композиции,
экскурсии,
вечера-встречи,
выставки
посещение концертов,
беседы,
сюжетно – ролевые игры,
праздники и развлечения,
чтение художественной литературы,
трудовая деятельность.
На экскурсии и на все мероприятия приглашаются не только дети, но и их родители. На таких мероприятиях дети не только получают новые знания и впечатления. Это улучшает микроклимат в семье, способствует адаптации ребёнка в обществе. Дети и родители имеют дополнительную возможность пообщаться, поделиться впечатлениями, у них улучшается настроение, что положительно сказывается на всём реабилитационном процессе.
Прогнозируемые результаты :
1. Интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников.
2. Формирование активной жизненной позиции, чувства гражданственности и патриотизма.
3. Знание символов и эмблем нашего государства, города, области, понимание их значения.
4. Умение делать обобщения и выводы.
5. Развитие творческих способностей.
Программа разработана по трем направлениям воспитания :
1. гражданско-патриотическое;
2. историко-краеведческое;
3. духовно-нравственное.
Содержание деятельности
Направления патриоти-ческого воспитания Задачи Формы патриотической работы, мероприятия
1. Гражданско-патриотическое воспитание Воспитание в детях лучших личностных качеств гражданина и патриота.
Приобщение молодого поколения к трудовому и ратному подвигу народа. 1. Цикл занятий на тему «Что мы Родиной зовем?»
2. Музыкально – литературная композиция «Песни победы»
3. Спортивно – игровая программа «Будем в армии служить»
4. Праздник «Наша Родина - Россия»
5. Развлечение, посвященное 350–летию Иркутска.
2. Духовно-нравственное воспитание Формирование у детей представлений о народной культуре, её богатстве и красоте средствами эстетического воспитания.
Формирование личностных качеств. 1. Развлечение «Жанры фольклора».
2. Музыкальное развлечение, посвященное Дню матери
3. Шоу–программа «Супермама».
4. Посещение концертов, выставок.
5. Участия в городских мероприятиях.
6. Фольклорный праздник «Починки»
7. Концерт «Если добрый ты…»
8. Праздник «Берегите воду».
3. Историко-краеведческое воспитание Воспитание чувства любви к малой и большой Родине.
Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. 1. Экскурсии в Шелеховский музей.
2. Блок экскурсий «Исторические памятники Шелехова»
3. Беседа «Городок под названием Шелехов»
4. Цикл краеведческих занятий на тему» Мой Байкал»
5. Развлечение «Удивительное путешествие по Байкалу»
6. Поездка в нерпинарий.
7. Занятие на тему «Знакомство с городами Сибири»