космач елена
Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» для детей от 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Музыкальные шедевры»
О. П. Радынова
Ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.
Публикация «Программа О, П, Радыновой „Музыкальные шедевры“ для детей от 3 до 7 лет» размещена в разделах
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет, учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет.
Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
1. музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
2. песня, танец, марш;
3. музыка рассказывает о животных и птицах;
4. природа и музыка;
5. сказка в музыке;
6. музыкальные инструменты и игрушки
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии. Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей : словесный, наглядный, практический. Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей». Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярче и эмоциональный отклик ребенка. Чем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через музыку
Содержание программы «Музыкальные шедевры»
Содержание музыкального образования в большой степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Музыкальные способности, навыки и умения могут развиваться на репертуаре, имеющем различную художественную ценность. Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.
Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве — народном и профессиональном. У современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием.
Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.
Музыкальное искусство — едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Народная педагогика, бережно хранящая обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная отзывчивость на музыку — центр музыкальности — проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни.
Становление музыкальной культуры личности, а через нее — художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или пе-рестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен.
Музыка — интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир. Крупный теоретик музыкознания Б. В. Асафьев, подчеркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, чтокоторый он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Б. В. Асафьев отмечал, что в каждую историческую эпоху в музыке отражался излюбленный круг образов, тем, интонаций, что в музыке разных времен существовал свой «интонационный словарь» эпохи.
Программа «Музыкальные шедевры» основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда и который предполагает определенный сензитивный период (до трех лет). Чтобы «овладеть» музыкальным языком, чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок должен находиться в музыкальной среде, накопить опыт восприятия музыкальных произведений высокого искусства. Накапливая опыт восприятия различной по стилю музыки, ребенок постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Слушая музыкальные произведения низкого художественного уровня и ощущая положительное отношение к ним взрослого (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов, ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных эталонах музыкального искусства.
Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях и наблюдения практики свидетельствует о том, что при использовании гибких методов и форм организации музыкальной деятельности детей, создании условий для самовыражения ребенка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений высокого искусства как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития.
Это подтверждает необходимость формирования основ музыкальной, а через нее — художественной, эстетической и общей культуры уже в раннем детстве, актуальность поиска определенных принципов подбора и систематизации репертуара, основанного на произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, поиска гибких методов его преподнесения, стимулирующих творческую и эстетическую активность детей.
Создание педагогической системы, основанной на произведениях музыкальной классики, требует решения проблемы доступности музыкальных произведений восприятию ребенка. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
В программе подобраны произведения высокого искусства, доступные детям по продолжительности звучания и соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей разного возраста. Автором собраны и систематизированы шедевры музыкальной классики, подобранные таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. Содержание программы насыщено разнообразием увлекательных для ребенка сравнений произведений, развивающих его представления о музыкальном искусстве. Подобранный по определенным принципам и в определенной последовательности репертуар способствует нахождению ребенком личностного смысла в музыке.
Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»
Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являются для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципа: тематическому, концентрическому (цикличности, контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности.
Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.
Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.
Первая тема — «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является ведущей, стержневой, сквозной темой программы, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определенное эмоциональное содержание. Она включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес («Порыв» Р. Шумана, «Слеза» М. Мусоргского, «Шутка» И. Баха, «Раскаяние» С. Прокофьева и пр., а также непрограммную музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Слушая произведения с одинаковыми названиями («Мелодия» Х. Глюка, «Мелодия» П. Чайковского, «Цыганская мелодия» А. Дворжака) дети учатся различать оттенки настроений (разные оттенки грусти). Сравнивая «Шутку» И. Баха, «Юмореску» П. Чайковского. «Скерцо» П. Чайковского и «Юмореску Р. Щедрина» дети различают разные оттенки шутливого настроения (добродушную шутку, насмешливую или злую) и пр. Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, эмоционально-оценочному отношению. В младшем возрасте применяются произведения, доступные детям по эмоционально-образному содержанию (веселые, шутливые и спокойные, нежные, светлые и пр.) Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, рас-ширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр., развивается «словарь эмоций».
Вторая тема программы — «Песня, танец, марш» является основополагающей по программе для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети накапливают опыт представлений о первичных жанрах на репертуаре классической и народной музыки, опыт музыкальной деятельности. С помощью этой темы осуществляется преемственность дошкольного и школьного музыкального образования.
Третья тема — «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает детям представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развивать образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты образов персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках и т. п.).
Четвертая тема — «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, танца, находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях, оркестровке. У детей развиваются эстетические чувства, образная речь (применение эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные разными видами искусств).
Пятая тема — «Сказка в музыке» знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передают характер персонажей в танцевальных, образных движениях, пантомиме, рисунках. Тема позволяет развивать пред-ставления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческое воображение.
Шестая тема программы — «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит детей с произведениями, имитирующими подражания звучаниям музыкальных инструментов (тамбурину, гармонике, музыкальным табакеркам, колокольчикам, колоколам, шарманкам и пр., а также с музыкальными инструментами симфонического оркестра и народными. Дети осознают выразительные возможности тембровых красок разных инструментов, передающих разное настроение.
Эта тема позволяет легко возвращаться к первой в следующей возрастной группе, что обуславливает другой принцип программы — концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем во всех возрастных группах). Концентрический, спиралевидный принцип программы позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в р личных видах музыкальной и художественной деятельности умений навыков, способствует творческому их применению.
Одним из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара.
В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Например, «Кукушка» А. Аренского— печальная, грустная, «Кукушка в чаще леса» К. Сен-Сана — таинственно-удивленная, песня Д. Кабалевского о кукушке «Артистка» — смешная, веселая, песня «Кукушка» М. Красева - лиричная, светлая. Подобным образом сравниваются «Дождик, дождик» «Окликание дождя» А. Лядова, «Дождь и радуга» С. Прокофьева, «Дождик» Г. Свиридова, «Грустный дождик» Д. К абалевского, «Облака плывут» С. Майкапара, «Гроза» Л. Бетховена (фрагмент из симфонии) или «Баба-яга» П. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Баба-яга» А. Лядова. В теме Танец можно сравнить два или несколько одинаковых танцев (программа содержит 10 менуэтов, 8 гавотов, более 20 вальсов и т. д.). Аналогия подобран и систематизирован репертуар программы по всей шее тематическим блокам ( более 350 произведений: ноты, аудиозаписи, конспекты занятий). В каждой теме имеется большой выбор произведений для сравнений их детьми, с учетом возраста и музыкаль-ного развития. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию уже на предкоммуникативной стад восприятия, заинтересовывают детей, заостряют внимание. Изучение репертуара в сравнениях способствует осознанности восприятия, постижению семантики музыкального языка.
Принцип адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психо-физиологических особенностей каждого ребенка (подгрупп детей). Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учет опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми времени, необходимого для достижения музыкального и общегоразвития ребенка. Кроме того, принцип адаптивности программы крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах (в случае применения одного и того же репертуара, а также форм организации музыкальной деятельности детей.
Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки. Слушание предполагает выявление отношения детей к музыке, проявление личностного смысла, побуждение к творческой эстетической активности (музыкально-ритмические движения, ритмопластика, дирижирование, подпевание, пение, певческие импровизации, оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах, рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр-драматизаций, детских опер на сказочные народные сюжеты с использованием фольклора и песенных импровизаций детей, постановка спектаклей-игр на сюжеты литературных произведений с использованием музыки, спектаклей-игр на музыку классических детских балетов с включением импровизаций детей, кукольного театра с музыкой).
Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие постижению выразительности языка музыки, других искусств. Проявление синестезии возможно уже в раннем возрасте. Соотнося данные слухового, коммуникативного, речевого, двигательного опыта, ребенок глубже постигает выразительность языка музыки и других искусств. На ступени дошкольного детства важно накапливать опыт восприятия и проявления эмоционально-оценочного отношения к шедеврам мировой культуры, развивать с дошкольного возраста в детях чувство красоты.