Косолова Людмила
Программа «Не рисованные картины»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики «Не рисованные картины» поможет детям приобрести широкий круг разнообразных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства и изобразительного творчества в процессе выполнения художественных изделий из различных материалов.
Публикация «Программа „Не рисованные картины“» размещена в разделах
Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом очень важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. Основой цивилизованного социума всегда является культура, цель которой – воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности. Этот процесс немыслим без осознания красоты окружающего мира в ходе практической творческой деятельности.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Декоративное искусство, обладающее специфическими, художественно - образными средствами воздействия на личность имеет огромный воспитатель-ный, образовательный и развивающий потенциал.
Художественное творчество располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, мелкой моторики, креативного мышления и творческой активности. А именно: познакомить детей с новыми техниками ДПИ и научить создавать картины, не рисуя их.
Данная программа - это цикл занятий, направленный на то, чтобы дети познакомились и овладели техниками «Кинусайга», «Айрис Фолдинг» и «Пластилинография».
Практическая значимость обусловлена развитием образного и конструктивного мышления, мелкой моторики рук, наблюдательности и воображения, творческих способностей, художественного вкуса и эсте-тических чувств.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Практическая значимость программы : нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники - это настоящее поле для творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных изотехнологий.
Цель: создание условий для художественно-эстетического развития детей и раскрытия творческого потенциала через овладение различными техниками декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с новыми техниками декоративно-прикладного искусства, возможностями их применения в повседневной жизни;
- учить приемам выполнения техники кинусайга, айрис фолдинг, пластилинографии;
- обогащать словарный запас;
2. Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, трудолюбие;
- воспитывать уважительное отношение к культуре другой страны.
3. Развивающие:
- развивать интерес к декоративно-прикладному творчеству, художественно-творческую активность;
- развивать мелкую моторику.
Новизна и отличительная особенность программы «Не рисованные картины» по нетрадиционным техникам является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются новые, ещё малораспространённые техники. «Нетрадиционное рисование» доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа предназначена для детей 4-5 лет, где содержание образования определяется психолого-возрастными особенностями обучающихся.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению. Дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве. Им свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений.
Занятия по программе сочетают в себе теоретические и практические занятия. Все занятия носят творческий характер.
Занятия с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
• Развивают уверенность в своих силах.
• Способствуют снятию детских страхов.
• Учат детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждают детей к творческим поискам и решениям.
• Учат детей работать с разнообразными материалами – бумагой, картоном, пластилином и тканью различной фактуры.
• Развивают мелкую моторику рук.
• Развивают творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
• Воспитывают уверенность в своих творческих возможностях.
Форма организации занятий – групповая, что обусловлено целями и задачами программы. Группы формируются по 7-10 детей.
Ведущими формами организации обучения являются: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка, практическая работа, занятия-творчество с элементами эксперимента, самостоятельная работа.
Основные методы, используемые на занятиях: словесный (рассказ, объяснение, беседа); наглядный (образцы работ педагога, иллюстрации); практический (индивидуальные, самостоятельные, коллективные работы, репродуктивный (повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой, игровой.
Программа рассчитана на 36 занятий. Занятия проходят 1 раза в неделю 2 по 0,5 часа. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. При создании коллективной работы дети объединяются в группу.
Планируемые результаты:
- освоение детьми приёмов выполнения картин в техниках кинусайга, айрис фолдинг, пластилинография;
- создание учащимися эстетических, художественно законченных индивидуальных и коллективных работ-картин.
Подведение итогов реализации программы «Не рисованные картины» проходит в форме выставки детских работ «Чему я научился».
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций, пальчиковая гимнастика).
2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование раздела Теория Практика Всего часов
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Знакомство с техниками 1 - 1
3 Знакомство с техникой
«Айрис фолдинг» 2 8 10
4 Знакомство с техникой «Пластилинография» 2 8 10
5 Знакомство с техникой «Кинусайга» 2 10 12
6 Итоговое занятие - 2 2
8 28
Итого
36 часов
Тематическое планирование
дата Тема Теория Практика
1. Вводное занятие.
(1 час)
Познакомить детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Познакомить с правилами техники безопасности. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
2. Знакомство с техниками ДПИ
(1 час) Краткий обзор техник, просмотр слайдов и готовых работ, образцов, выполненных в различных техниках.
3 Знакомство с техникой «Айрис фолдинг»
(10 часов) Познакомить детей с историей возникновения техники айрис фолдинг, показать приёмы работы в данной технике
(2 часа)
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные этапы работы. Создают свои творческие работы (7 часов)
Коллективная работа: картина в технике айрис фолдинг (1 час)
4 Знакомство с техникой «Пластилинография» Познакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы. (2 часа) Дети на практике осваивают приемы пластилинографии. (7 часов)
Коллективная работа: дети самостоятельно изготавливают панно, декорируют изделие. (1 час)
5 Знакомство с техникой «Кинусайга» Познакомить детей со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки, познакомить детей с историей возникновения техники кинусайга и с приёмами работы в данной технике (2 часа) Дети на практике знакомятся с видами ткани и её свойствами осваивают приемы техники, получают навыки работы. (9 часов)
Коллективная работа: дети вместе с воспитателем изготавливают картину в технике кинусайга
(1 час)
6 Итоговое занятие Оформление выставочных работ. Презентация выставки «Чему я научился».
(2 часа)
Содержание программы
Для знакомства с нетрадиционными изотехниками, осваивания приёмов и отработки навыков работы нами были разработаны технологические карты и подробное описание:
Картины в технике кинусайга создаются так:
• Проект будущей картины рисуется на бумаге. Рисунок похож на раскраску: четкие границы-линии между элементами, дробление элементов по цветам и оттенкам.
• Потом линии рисунка надо перенести на пеноплен.
• По линиям в пеноплене прорезаются желобки-канавки, глубиной 2 миллиметра.
• Рисунок на бумаге надо раскрасить, чтобы иметь представление, ткань каких цветов и оттенков потребуется.
• Фрагменты рисунка (а их может быть очень и очень много) нумеруются (и на бумаге, и на пеноплене).
• Затем из ткани вырезается кусочек, по форме соответствующий определенному фрагменту, но несколько больше (можно сказать, это своеобразный припуск на швы). Этот припуск по краям просто крохотный, всего 1 миллиметр.
• Каждый кусочек ткани прикладывается на свое место, а края-припуски заправляются в прорезанные в дереве канавки.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Выбрать рисунок
2. Наклеить пеноплен нужного размера на картон
3. Перевести рисунок на пеноплен при помощи копировальной бумаги.
4. Рисунок на бумаге раскрасить
5. Фрагменты рисунка пронумеровать (и на бумаге, и на пеноплене).
6. Ножом по контуру рисунка на пеноплене сделать прорезы, глубиной 2-3 миллиметра.
7. Подготовить лоскутки ткани так, чтобы они соответствовали форме детали, но, при этом, были больше, примерно, на 1 миллиметр с каждой стороны.
8. Заполнить лоскутками картину, заправляя края в прорези.
9. Сделать рамку.
Техническое оснащение занятий (техника кинусайга)
пенопластовые заготовки, пеноплен
разнообразные ткани
ножницы для разрезания ткани
клей ПВА, которым ткань будет приклеиваться к поверхности пенопласта, пеноплена
карандаш для нанесения рисунка
стек (или любой похожий инструмент) для заправления краев ткани в прорези.
Список литературы:
• Денисова Л. Ф. Изысканный лоскут. Москва, 2009
• Агишева Т. А. Подарки своими руками. Ярославль. Академия развития, 2008.
• Вали Б. Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.
• Зайцева А. А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М. : Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)
• Р. Ф Таран Лоскутная фантазия. Художественная аппликация., АСТ – Сталкер 2007г.
• Джен Кренц Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Издательство Ниола – пресс 2007г.
• «Дошкольное воспитание» - журнал. - 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008.
• Горунович Е. А. Содержание и методика обучения детей 5-6-летнего возраста декоративной деятельности и ручному художественному труду. - Минск, 1989.
• Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М. ,- 2000.
• Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М., - 2005.
• Кошелев В. М. Художественный и ручной труд в детском саду. - М., - 2002
• Куцакова Л. B. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М., - 2005.
• Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников. - М., - 2008.
• Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.- М., - 2008.
• Шалаева Д. А. Энциклопедия поделок для детей. Москва, 2009.
Обучение детей технике пластилинография:
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребё нком:
- освоить приемы надавливания и вдавливания;
- освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;
- освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;
- научиться работать на ограниченном пространстве.
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребё нком:
- научиться не выходить за контур рисунка;
- научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;
- использовать несколько цветов пластилина;
- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.);
- научиться пользоваться специальной стекой-печаткой;
- научиться доводить дело до конца и аккуратно выполнять свои работы;
- научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;
- научиться действовать по образцу воспитателя;
- научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребё нком:
- самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы;
- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Список литературы
1. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002
4. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997
5. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999
Обучение детей технике айрис фолдинг:
1. Знакомство с техникой, показ работ. Заготовка бумажных полос: разметка бумаги разной по фактуре, плотности и цвету, резание ножницами, сгибание бумажной полосы вдоль пополам.
2. Декоративная композиция «Лейка». Способ выкладывания полос – комбинированный («горизонтальный ряд», «вертикальный ряд»). Работа по предложенному айрис-шаблону.
3. Декоративная композиция «Ваза». Способ выкладывания полос – комбинированный («горизонтальный ряд», «вертикальный ряд», «наклонный ряд»). Работа по предложенному айрис-шаблону.
4. Декоративная композиция «Ящерица». Способ выкладывания полос – «зигзаг». Работа по предложенному айрис-шаблону. Цветовое решение. Подбор материала. Творческое оформление работы.
5. Декоративная композиция «Конверт». Способ выкладывания полос – «диафрагма». Базовый элемент – ромб. Работа по предложенному айрис-шаблону. Творческое оформление работы.
6. Построение шаблона для техники айрис-фолдинг.
7. Самостоятельная разработка айрис-шаблона, в выбранном контурном изображении.
Список литературы:
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М. : Лист, 1998.
2. Амоков В. Б. Искусство аппликации. — М. : Школьная пресса, 2002. 3.
3. Джексон Д. Поделки из бумаги- М. : Росмэн, 1996г
4. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
5. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб. : Детство-Пресс, 2004
6. Кобитина И. И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М. : Творческий центр «Сфера», 2000.
7. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М. : Астрель, 2001.