Валентина Чичерина
Программа кружковой работы. «Я рисую мир»
▼ Скачать +Заказ
Программа
кружковой работы
«Я рисую мир»
группы компенсирующей направленности
для детей от 5до 6 лет №1
Воспитатель: Чичерина В. Б.
Нижневартовск 2012-2013гг
Пояснительная записка
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения и имеет художественно-эстетическую направленность. Создана на основе методических пособий: «Рисование в детском саду с использованием нетрадиционных техник рисования» Р. Казакова, «Я рисую мир» А. В. Белошистая, И. И. Дьяченко, О. В. Мельникова, В. А. Гремячинская издательство – М. : Просвещение 2010. Включает обучение рисованию средствами нетрадиционных техник: рисование мятой бумагой, выдувание клякс, набрызг, граттаж, создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и классической музыки. В результате чего происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение поведения детей и улучшение личных взаимоотношений, умению сотрудничать. Все дети любят рисовать. Однако попытки взрослых работать с ребенком только в русле традиционных техник рисования могут привести к шаблонности в исполнении (ребенок просто копирует образец взрослого) и к потере уверенности в своих силах, поскольку результат его деятельности, как правило, получается далеким от первоначального замысла.
Публикация «Программа кружковой работы, „Я рисую мир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Нетрадиционные техники рисования позволяют любому человеку выразить в рисунке чувства и эмоции. Дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Овладев разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, юный художник получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.
В дальнейшем ребенок сможет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет с желанием переходить к обучению технике рисования. В данном случае рисование доставит ребенку радость и разбудит желание творить и придумывать самостоятельные сюжеты, реализуемые в данной технике!
Значение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития ребенка
• Закрепляет знание цветов, развивает цветовосприятие, чувство композиции, колорита, ритма;
• Знакомит с художественными нетрадиционными техниками ИЗО деятельности и средствами создания образов;
• Учит создавать образы техникой: пальчикового рисования, ладошкой, обрыванием бумаги, кляксографии, монотипии и объединения этих техник в одной композиции.
• Развивает малую мускулатуру кисти, мышечный тонус, зрительно-двигательную координацию.
• Развивает пространственное воображение.
• Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
• Развивает эстетические чувства
• Способствует развитию ассоциативно-образного мышления.
• Вызывает у детей интерес к творчеству и эксперименту.
Цель программы :
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и художественно - эстетическое развитие старших дошкольников.
Задачи программы :
Обучающие
• Знакомство с художественными нетрадиционными техниками ИЗО деятельности и средствами для создания образов.
• Формирование умения следовать устным инструкциям.
• Обучение различным приемам работы с бумагой различной фактуры. Создание композиций с использованием нетрадиционных средств (свеча, мелки, печатки, коктейльные трубочки, зубочистки, восковые мелки, природного материала).
• Применение знаний, полученных на занятиях для создания композиций с изделиями, выполненными в технике необычных способов рисования (рисование мятой бумагой, выдувание клякс, набрызг, граттаж).
• Умение планировать свою деятельность, экспериментировать.
• Вызвать интерес у детей к эксперименту и творчеству.
Развивающие
• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, воли.
• Развитие мелкой моторики рук и глазомера, зрительно-моторной координации.
• Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные
• Воспитание интереса к созданию образов с помощью нетрадиционных средств.
• Расширение коммуникативных способностей детей.
• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
• Воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости, целенаправленности, самостоятельности, волевых качеств, чувства удовлетворения и взаимопомощи.
Организационные принципы
Учитывая возраст и новизну материала, для успешного освоения программы кружка занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Оптимальное количество детей 16 человек.
Занятия проводятся раз в неделю с сентября по май по 25 минут.
Год обучения Количество детей в группе
в месяц в год
1 - старшая группа от 5 до 6 лет 2 18 16
Формы обучения
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Методы обучения:
В основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях
• Фронтальный (одновременная работа со всеми воспитанниками).
• Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
• Групповой (организация работы в подгруппах, парах).
• Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий).
В основе которых лежит способ организации занятий:
• словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)
• наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом, работа по образцу и др.)
• практические (выполнение работ по картам и схемам и др.)
В основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
• репродуктивный – (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
• частично – поисковый (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом).
• исследовательский (экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей).
Общий план занятия:
На каждом занятии используется дополнительный материал: аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т. д.
1. Подготовка к занятию
2. Введение в тему занятия (загадки, стихи)
- показ образца;
- рассматривание образца и анализ;
3. Практическая часть
- показ педагогом процесса изготовления работы;
- самостоятельное изготовление детьми работы;
- оформление образа
- анализ работ детей.
Принципы
Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Ожидаемые результаты:
Прохождение программы кружка «Я рисую мир» предполагает овладение детьми комплексом знаний, умений и навыков:
- Приобретут навыки рисования необычными способами создания рисунков - нетрадиционными техниками рисования: рисование мятой бумагой, выдувание клякс, набрызг, граттаж;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе, научатся сотрудничеству;
Должны знать:
- о нетрадиционных техниках и средствах создания художественных образов и композиций;
- основные понятия и обозначения в изодеятельности;
- основные приемы работы;
- правила техники безопасности.
Должны уметь:
- умение пользоваться различными нетрадиционными средствами в создании композиции;
- следовать устным инструкциям, создавать образ;
- создавать композиции, выполненные в нетрадиционных техниках;
Должны овладеть:
- навыками культуры труда.
Способы фиксации результатов
• Проведение диагностических заданий в начале и конце года
• Составление диагностической карты.
Формы подведения итогов:
• Проведение выставок работ
- в группе
- в детском саду
- организация персональных выставок
-участие в конкурсах рисунков