Татьяна Владимировна
Программа кружка «Волшебные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
художественной направленности
«Волшебные ладошки»
для младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Срок реализации программы : 1 учебный год
Автор-составитель: воспитатель
Саликова Татьяна Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…. 3
Актуальность программы…. 3
Новизна и педагогическая направленность программы….…. 4
Цель программы…. 5
Задачи программы…. 5
Публикация «Программа кружка „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Возраст детей и срок реализации программы…. 5
Форма организация занятий…. 6
Планируемые результаты реализации программы…. 6
Календарный учебный график…. 7
1. Учебно-тематический план…. 7
2. Содержание программы…. 8
3. Методическое обеспечение программы…. …. 16
4. Организационно-педагогические условия реализации программы…. …. 16
Литература…. 17
Пояснительная записка
«Волшебные ладошки» – общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
(3-4 лет).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность программы
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Новизна и педагогическая направленность
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Программа «Волшебные ладошки» заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнение всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной). Педагог пробуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Знакомясь с прикладным творчеством, дети познают прекрасное, усваивают эталоны красоты. В рамках программы дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных техник в рисовании, каждый раз раскрывая для себя новое, создают свои творческие работы. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Цель программы : развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы :
Обучающие:
• Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
• Развивать психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, фантазию, а так же мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Формирующие:
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Данная программа отличается от уже существующих своей адресной направленностью на детей младшего дошкольного возраста, применением разнообразных нетрадиционных техник рисования.
Возраст детей и срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 3-4 лет.
Форма организации занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой форме. Длительность занятий с детьми 3-4 лет –– 15 минут.
В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия, и др.). Занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях.
Планируемые результаты реализации программы.
Главным результатом является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
К концу срока реализации программы у ребенка могут быть сформированы:
• специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
• умение чувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• развитие воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Календарный учебный график.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий с детьми 3-4 лет –– 15 минут. Количество занятий в год – 32.
1. Учебно-тематический план.
№
Тема занятия Количество занятий
1. Дождик кап-кап-кап 1
2. Мухомор 1
3. Разноцветные листочки осень подарила (коллективная работа) 1
4. Компоты и варенье в баночке 1
5. Веточка рябины 1
6. Ах, какие ягодки на тарелочке лежат 1
7. Усатый полосатый друг 1
8. Звездное небо 1
9. Солнышко за тучкой 1
10. Мой щенок дружок 1
11. Первый снег 1
12. Дед Мороз идет на праздник 1
13. В лесу родилась елочка 1
14. Елочка красавица (коллективная работа) 1
15. Снеговик 1
16. Зайка беленький прыг-скок 1
17. Волшебный лес 1
18. А снег идет и идет за окном 1
19. Кораблик для папы 1
20. Подводное царство (коллективная работа) 1
21. Колючий ежик 1
22. Веточка мимозы маме в подарок 1
23. Платочек для бабушки 1
24. Цыпленок 1
25. Бусы для куклы Кати 1
26. Солнышко лучистое улыбнулось ласково (коллективная работа) 1
27. Разноцветные бабочки 1
28. Пятнышки для жирафа 1
29. Носит одуванчик желтый сарафанчик 1
30. Вот какой у нас салют 1
31. Золотая рыбка в аквариуме живет 1
32. Божьи коровки на лужайке 1
Итого 32
2. Содержание программы.
№ Тема занятия Цель Материалы Методические приемы
1 2 3 4 5
Октябрь
1 Дождик кап-кап-кап Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - листы бумаги белого цвета с нарисованными тучками разной величины;
- синяя гуашь в мисочках,
- салфетки,
- зонтик для игры;
- магнитофон Рисование пальчиками
2 Мухомор Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. - вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;
- гуашь белого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации мухоморов; Рисование пальчиками
3 Разноцветные листочки осень подарила
(Коллективная работа)
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой печатание листьями.
Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. - нарисованное дерево без листьев на ватмане белого цвета;
- гуашь разноцветная в чашечках;
-листочки разных деревьев;
- салфетки. Отпечаток листьями
4 Компоты и варенье в баночках Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать. - вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;
- гуашь красного, синего и желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- банки с вареньем;
- чайные ложки. Рисование пальчиками
Ноябрь
5 Ах, какие ягодки на тарелочке лежат Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования пальчиками.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца.
- листы бумаги белого цвета с нарисованными тарелками;
- салфетки;
-гуашь красного и розового цвета в чашечках;
-картинки с ягодами. Рисование пальчиками
6 Усатый -полосатый друг Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку. - листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;
- игрушка котенок;
- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;
- салфетки; Рисование пальчиками
7 Звездное небо Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. - листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным небом. Рисование пальчиками
8 Солнышко за тучкой Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -отпечаток картофелем.
Учить детей делать отпечаток картофелем.
Воспитывать аккуратность.
Развивать чувство ритма и композиции, мышление, память. - нарисованное солнце на белом листе;
-гуашь синего цвета в чашечках;
-салфетки;
-кружки картофеля; Отпечаток картофелем
9 Мой щенок дружок Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой-рисование методом тычка. Учить рисовать методом тычка.
Закреплять умение правильно держать кисть.
Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования листы белого цвета с силуэтом щенка;
-Кисть с жестким ворсом;
-гуашь коричневого цвета;
-стаканы с водой;
-салфетки. Рисование методом тычка
Декабрь
10 Первый снег
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой-рисование ватной палочкой
Учить рисовать снег ватной палочкой.
Воспитывать аккуратность.
Развивать чувство ритма и композиции. - листы бумаги синего цвета;
-гуашь белого цвета;
-салфетки. Рисование ватной палочкой
11 Борода Деда Мороза
(1-е занятие)
Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- листы светло-голубого цвета;
- белая гуашь в чашечках,
- салфетки. Рисование ладошками
12 Борода Деда Мороза
(2-е занятие) Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия;
- гуашь белого, зеленого и черного цвета в чашечках;
- салфетки.
- магнитофон.
Рисование пальчиками
13 В лесу родилась елочка Продолжать учить рисовать детей методом тычка.
Прививать аккуратность при работе с гуашью.
Закреплять умение правильно держать кисть.
Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования
листы белого цвета с силуэтом елочки;
-Кисть с жестким ворсом;
-гуашь зеленого цвета;
-стаканы с водой;
-салфетки. Рисование методом тычка
Январь
14 Елочка-красавица
(коллективная работа) Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке;
Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. - лист ватмана;
- зеленая гуашь в чашечке;
- салфетки;
- магнитофон. Рисование ладошками
15 Снеговик Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой -отпечаток картофелем.
Учить детей аккуратно макать картофель в гуашь и делать отпечаток.
Воспитывать аккуратность.
Развивать эстетический вкус. листы бумаги голубого цвета;
- гуашь белого цвета в чашечке;
- салфетки;
- магнитофон. Отпечаток картофелем
16 Зайка беленький прыг- скок
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.
Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;
- гуашь белого цвета в чашечке;
- салфетки;
- магнитофон. Рисование методом тычка
17 Волшебный лес Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-отпечаток капустным листом.
Учить создавать ритмические композиции, делать отпечаток капустным листом. Воспитывать аккуратность.
Развивать чувство ритма и композиции. листы бумаги голубого цвета;
- гуашь белого цвета в чашечке;
- салфетки;
-кисточки;
- магнитофон.
Отпечаток капустным листом
Февраль
18 А снег идет и идет за окном Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. - листы бумаги квадратной формы, синего цвета – «окна»;
- гуашь белого цвета в чашечке;
- салфетки;
- магнитофон. Рисование пальчиками
19 Кораблик для папы Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-оттиск поролоном.
Учить создавать ритмические композиции, делать оттиск поролоном.
Воспитывать аккуратность.
Развивать чувство ритма и композиции. нарисованный кораблик на голубом листе бумаги;
-гуашь белого цвета в чашечке;
- салфетки.
Оттиск поролоном
20 Подводное царство (коллективная работа) Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - печатанья ладошками.
Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. лист ватмана голубого цвета;
- гуашь разноцветная в чашечках;
- салфетки;
- магнитофон Рисование ладошками
21 Колючий ежик Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
листы бумаги белого цвета с силуэтом ёжика;
- салфетки;
-гуашь черного цвета в чашечках. Рисование ладошками
Март
22 Веточка мимозы маме в подарок Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности.
Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много).
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Вызвать желание сделать в подарок маме - красивый букет. листы бумаги с нарисованными веточками мимозы;
- гуашь желтого цвета в чашечке;
- салфетки;
- магнитофон. Рисование пальчиками
23 Платочек для бабушки
Совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками, печатками.
Воспитывать аккуратность. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. Воспитывать любовь к близким. - Лист белой бумаги 25*25 см;
- ватные палочки;
- гуашь разных цветов,
-влажные салфетки.
Рисование пальчиками, ватными палочками.
24 Цыпленок
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.
Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - листы бумаги белого цвета с нарисованным силуэтом цыпленка;
- гуашь желтого цвета в чашечке;
- салфетки. Рисование методом тычка
25 Бусы для куклы Кати Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус;
- кукла Катя;
- гуашь разноцветная;
- чашечки для краски;
- салфетки. Рисование пальчиками
Апрель
26 Солнышко лучистое улыбнулось ласково
(коллективная работа) Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками.
Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;
- гуашь жёлтого цвета в чашечке;
- салфетки. Рисование ладошками
27 Разноцветные бабочки Упражнять в технике печатания ладошками.
Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки – ладошкой.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Воспитывать интерес к рисованию. листы бумаги белого цвета;
- гуашь разного цвета в чашечках;
- салфетки. Рисование ладошками
28 Пятнышки для жирафа Упражнять в технике рисования пальчиками.
Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки –пальчиками.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Воспитывать интерес к рисованию. листы бумаги с нарисованным жирафом;
- гуашь коричневого цвета в чашечках;
- салфетки. Рисование пальчиками
29 Носит одуванчик желтый сарафанчик Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой-отпечаток воздушным шариком. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке листы бумаги светло-зеленого цвета;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки. Рисование воздушными шариками
Май
30 Вот какой у нас салют… Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.
Познакомить детей с праздником «День Победы» и рассказать, что праздник не обходится без салюта.
Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. листы бумаги синего цвета;
- гуашь разных цветов в чашечках;
-иллюстрации с изображением салюта;
- салфетки. Рисование методом тычка
31 Золотая рыбка в аквариуме живет Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Вызвать желание помочь маме-рыбке. вырезанные из белой бумаги силуэты рыб;
- мама-рыбка (образец);
- гуашь желтого цвета;
- чашечки для краски;
- салфетки;
Рисование пальчиками
32 Божьи коровки на лужайке. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;
- чёрная гуашь в чашечках;
- ватман;
- салфетки. Рисование пальчиками
3. Методическое обеспечение программы.
При проведении занятий используются приемы и методы: игровые, словесные (беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, наглядные (показ образца, рассматривание картинок, репродукций, практические.
4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Для эффективного развития творческой деятельности младших дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
1) Разработанное планирование образовательной работы по художественно-эстетической деятельности.
2) Создание творческой среды для занятий художественной деятельностью.
Для проведения занятий необходимо помещение, хорошо освещенное, проветренное, проведена влажная уборка в соответствии с СанПиН. Количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.
Оборудование, методические пособия, наглядный демонстрационный материал должны быть содержательно-насыщенны, безопасны, практичны, доступны. Для проведения занятий необходимо следующее оборудование, материалы и инструменты:
Оборудование:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Гуашь.
3. Акварельные краски.
4. Ватман.
5. Картофель.
6. Поролон.
7. Капустные листы.
8. Воздушные шары.
9. Листья деревьев.
10. Кисточки.
11. Чашечки для гуаши.
12. Баночки для воды.
13. Заготовки рисунков.
14. Салфетки влажные.
15. Клеенка.
Литература:
1. И. А. Лыкова «Цветные ладошки» - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012.
6. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс», 2003.
7. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д.