Светлана Рощина
Программа кружка русской народной куклы для детей подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ
Программа кружка русской народной куклы для детей подготовительной группы
1.1 Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по развитию художественно – эстетической деятельности детей дошкольного возраста нами определены, компетентностный и личностно – деятельностный подходы.
Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной художественно – эстетической деятельности и саморазвитие ребенка.
Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество ДОУ с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Представленная парциальная программа по развитию конструктивно - модельной деятельности детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами начального образования.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию художественно – эстетической деятельности детей.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Художественно – эстетическая деятельность позволяет ребенку с легкостью начинать ориентировочную деятельность, которая постепенно становится более целенаправленной и осмысленной, увлекает ребенка возможностью поэкспериментировать.
В результате художественно-эстетической деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу, что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста.
Общеразвивающая направленность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание художественно-эстетической образования по развитию деятельности может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:
- «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов художественно-эстетической деятельности);
- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части элементарных художественных представлений).
1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
1.3 Промежуточные результаты освоения программы
5 – 7 лет
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек.
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».
В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Обучение начинается с самых простых куколок, с учетом возрастных особенностей детей, т. к. некоторые куклы требуют умения и ловкости рук даже для взрослых.
Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях специального времени, направленного на реализацию национально-регионального компонента. Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.
В результате проведенной работы к концу второго учебного года дети должны
- знать: историю народной игрушки; правила безопасности труда; как работать с выкройками;
- уметь:
правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов;
выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью; с иглой (пластмассовой);
- владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; шитья, украшения готовых кукол.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего развития художественно-эстетической деятельности ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. Зарождается оценка и самооценка. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач,
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
2.2 Цели и задачи рабочей программы.
Цель курса – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с традициями русского народа;
познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
познакомить с приёмами шитья.
Развивающие:
способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
формировать эстетический и художественный вкус;
побуждать к самостоятельному созданию кукол, дать возможность экспериментировать с тканью;
предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
прививать основы культуры труда;
способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
Содержание занятий:
Введение в образовательную программу
Цель и задачи на 2 года. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Правила внутреннего распорядка. Организация занятий. Содержание рабочего места.
История народной куклы, русский костюм.
История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Показ презентаций.
Типы и назначения кукол.
Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые, их функции и предназначении. Показ образцов.
Тряпичная народная кукла.
Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.
2.3 Методическое обеспечение образовательной программы
Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление кукол, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Итог работы: выставка в конце каждого учебного года обучения.
2.4 Содержание работы
Формы и методы работы.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т. д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы: В программе используются различные методы и приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми силуэта куклы с использование различных инструментов и материалов для изготовления);
эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
2.5 Технологии обучения
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающаяся на познавательный интерес
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества
- проектная технология.
Перспективный план кружка
(6 -7 лет)
Раздел I. Русская народная кукла.
Требования к знаниям и умениям:
- знать когда появились куклы;
- кто и для чего создаёт куклы;
- из чего делают традиционную народную куклу;
- осуществлять основные операции при работе с тканью и ножницам
Раздел II. Обереговые куклы.
Тема 1. Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Колокольчик (Танцующая Кукла).
Тема 2. Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы День и Ночь.
Тема 3. Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы «Зерновушка»
Тема 4. Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Долюшка.
Тема 5. Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Северная Берегиня.
Тема 6. Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы «Птица - Радость» (счастья).
Тема 7. Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы
Веснянка (Авдотья-Весновка)
Раздел III. Обрядовые куклы.
Тема 1. Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой куклы
«Коза».
Тема 2. Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой куклы Купавка.
Тема 3. Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой Покосница.
Тема 4. Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой «Пасхальная Голубка».
Раздел IV. Игровые куклы.
Тема 1. Краткая характеристика и технология изготовления игровой куклы «Зайчик-на-Пальчик».
Тема 2. Краткая характеристика и технология изготовления игровой куклы «Хороводница».
Тема 3. Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой куклы «Кукла на ложке»
Тама 4. Краткая характеристика и технология изготовления игровой куклы «Сорока - Ворона».
Тема 5. Мастер-класс от «Василинок».
Требования к знаниям и умениям:
- знать историю игровой куклы;
- уметь создавать художественный образ в народных традициях;
- уметь работать по замыслу.