Папки-передвижки

Программа кружка по валеологии «Хочу быть здоровым!»

Татьяна Рогалева
Программа кружка по валеологии «Хочу быть здоровым!»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа кружка по валеологии

Актуальность темы:

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

Публикация «Программа кружка по валеологии „Хочу быть здоровым!“» размещена в разделах

В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

• Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;

• Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

• Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;

• Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

И. И. Мечников считал, что самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.

Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье : если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения. Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:

Определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

Создание валеологически развивающей среды ДОУ:

Формирование подходов к взаимодействию с семьей;

Целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника: задачи валеологического воспитания должны решаться во всех образовательных областях и видах детской деятельности;

Диагностика валеологической культуры дошкольника;

Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.

В связи с этим наш детский сад стал уделять большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы мной была разработана программа валеологичекого воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая была реализована через кружковую работу.

Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе.

Пояснительная записка.

Программа кружка по валеологии «Хочу быть здоровым разработана в соответствии с Законом «Об образовании», ФГОС дошкольного образования.

Программа кружка рассчитана для детей 6-7 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.

Задачи образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:

1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.

3. Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.

4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.

5. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.

6. Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

7. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.

Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, КВНы, развлечения, практическая деятельность. Занятия с детьми проходят с октября месяца по апрель, 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут. Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение). Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям и др.

Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:

знание правил гигиены и ухода за своим телом;

знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Программа валеологического воспитания состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.

I. «Человек – живое существо»

II. «В гостях у Мойдодыра»

III. «Помоги себе сам»

IV. «Золотые правила питания»

V. «Человек и природа»

VI. «Откуда берутся болезни»

VII. «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.

Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.

Задача раздела «Помоги себе сам» заключается в следующем: «Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу.

Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.

В разделе «Человек и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.

«Откуда берутся болезни» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.

Последний раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» ставит задачи: «Дать детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека»

Учебный план:

1. Человек – живое существо

Содержание раздела Количество часов Форма проведения Срок исполнения

1. Из чего мы состоим? (наличие основных жизненноважных органов и систем) 1 Беседа, игра Октябрь

2. Органы чувств 1 Беседа, дидактические игры, игровые упражнения Октябрь

3. Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жиль, режим, человеческое общение) 1 Беседа, рисование Октябрь

4. В здоровом теле – здоровый дух (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм) 1 Подвижные игры, беседы Октябрь

2. В гостях у Мойдодыра

1. Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами) 1 Рисование, практикум Ноябрь

2. Почему болят зубы? (советы доктора Зубболита и бобра Суперзуба) 1 Беседа, игры, кроссворд Ноябрь

3. От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела) 1 Игра, практикум Ноябрь

4. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (закаливание организма) 1 Рассматривание картинок, игры Ноябрь

3. Помоги себе сам

1. Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03) 1 Игры, беседы, рисование Декабрь

2. Правила поведения на улице 1 Практические занятия Декабрь

3. Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым) 1 Обыгрывание ситуаций, беседы Декабрь

4. Оказание первой доврачебной помощи 1 практикум Декабрь

5. Золотые правила питания

1. Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты) 1 Беседы, рисование Январь

2. Здоровая пища для всей семьи 1 Беседы, рисование, чтение худ. лит. Январь

3. Правила поведения за столом 1 Беседы, практика Январь

4. Сервировка стола (приглашаем к нам на день рождения) 1 Ролевая игра, рисование Январь

5. Человек и природа

1. Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги 1 Беседа, игры Февраль

2. Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология) 1 Правила поведения на природе Февраль

3. Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе) 1 Беседа, игры Февраль

4. Умей сказать «нет» (о вредных привычках) 1 Беседа, игра февраль

6. Откуда берутся болезни?

1. Болезни и здоровье. Признаки заболевания 1 Беседа, игры Март

2. Боль физическая и душевная 1 Психологический тренинг,

упражнения Март

3. Как вести себя во время болезни 1 Чтение худ. лит-ры, беседа, игры. Март

4. Профилактика заболеваний 1 Беседа, игры, практикум Март

7. Овощи и фрукты – полезные продукты

1. Ценность овощей и фруктов. 1 Беседы, рисование, загадки Апрель

2. Лук – от семи недуг (о пользе лука и чеснока) 1 Аромотерапия, д\игры Апрель

3. Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо природы 1 Беседа, игры, загадки Апрель

4. «Именины витаминов» 1 КВН Апрель

Итого: 28 часов

Уровень подготовки детей.

К концу года ребенок должен знать и иметь представление:

- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;

- о пользе закаливания;

- о ценности своего здоровья;

- об основных функциях организма;

- об основных витаминах в продуктах питания;

- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;

- о первой помощи при травме;

- о необходимости обращаться ко взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;

- о правилах ухода за зубами;

Ребенок должен уметь:

- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;

- проводить закаливающие процедуры;

- правильно пользоваться личными вещами;

- вовремя и правильно мыть руки;

- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;

- оказывать первую медицинскую помощь.

Литература:

1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р. // Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С. 10-13.

2. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника текст: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.

3. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях текст: методическое пособие /Т. Л. Богина. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 112с. -(Библиотека воспитателя)

4. Борисова, Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками текст: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)

5. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка текст. – М. : Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).

6. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? : текст В. Деркунская, Н. Поведенок Дошкольное воспитание. – 2004.-№11.- С. 12-15.

7. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми текст : методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп. – М. : 2001.- 94 с.

8. Кондратьева. Н. Н. Мы. Программа экологического образования текст: программа – 2-е изд. – М. :АРКТИ, 2002. – 172 с.

9. Лоскин, В. А., Голубева, Л. Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М. : Просвещение, 2002. – 110с.

10. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений текст, таблицы: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2000. – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).

Приложение 1

Диагностика валеологической культуры ребенка (старший дошкольный возраст)

Раздел: «Человек – живое существо»

Ф. И. ребенка

показатели

1. Имеет устойчивые представления о человеке половых различиях и особенностях внешнего вида.

2. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем.

3. Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье)

4. Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений.

5. Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих.

6. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность.

Раздел: «В гостях у Мойдодыра»

Ф. И. ребенка

показатели

1. Знает и выполняет основные правила ухода за зубами

2. Знает основные причины болезни зубов.

3Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.

4. Знает основные принципы и виды закаливания организма.

5С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома.

6. Умеет одеваться в соответствии с погодой.

7. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж.

8. Без напоминания, по мере необходимости моет руки (перед едой, после прогулки, после посещения туалета)

Раздел: «Помоги себе сам»

Ф. И. ребенка

показатели

1Умеет пользоваться опасными бытовыми приборами под присмотром взрослых (игла, ножницы, нож.)

2. Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер.)

3. Знает и называет свой адрес, место работы родителей, как с ними можно связаться в случае необходимости.

4. Умеет элементарно себя обезопасить от контакта с незнакомыми людьми на улице.

5. Умеет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану.)

6. Умеет пользоваться телефоном, вызывать службы спасения (01,02,03)

7. Знает и соблюдает правила дорожного движения.

8. Умеет культурно вести себя в общественных местах соблюдая правила безопасного поведения.

9. Знает и выполняет правила безопасного поведения в п/играх.

Раздел: «Человек и природа»

Ф. И. ребенка

показатели

1. Знает правила поведения в природе.

2. Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы.

3. Знает некоторые лекарственные растения и их свойства.

4. Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении.

5. Знает о влиянии загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей.

6. Имеет представление о Красной книге.

7. Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы.

8. Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе.

9. Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты.

Разделы: «Золотые правила питания»

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

Ф. И. ребенка

показатели

1. Умеет правильно питаться, соблюдать меру в еде.

2. Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты, разумно их употреблять.

3. Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом.

4. Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы.

5. Знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов.

6. Знает о целебных свойствах лука и чеснока.

7. Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма.

Раздел: «Откуда берутся болезни?»

Ф. И. ребенка

показатели

1. Умеет определять состояние своего здоровья и здоровья окружающих.

2. Умеет назвать и показать, что у него болит, какая часть тела, какой орган.

3. Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний.

4. Имеет представления о душевно и физической боли.

5. Знает как себя вести во время болезни.

6. Знает и выполняет элементарные правила ухода за больным человеком.

7. Знает, что такое лекарства, какую пользу и вред могут принести человеку.

8. Имеет общее представления о прививках, для чего они нужны человеку.

Публикации по теме:

Конспект занятия Быть здоровым я хочу НОД «Физическое развитие»Тема «Быть здоровым я хочу»Возраст старший Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Педагогический проект «Быть здоровым я хочу!» Пояснительная записка. Семья и детский сад – это важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребенка. У семейного и.

План-конспект «Я здоровым быть хочу» План – конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме:«Я здоровым быть хочу» Цель: формировать у детей представление.

План программа для детей младшего школьного возраста «Я здоровье берегу и здоровым быть хочу!» ]Методическое обеспечение: Программа «Я здоровье берегу и здоровым быть хочу» разработана для детей 7-12 лет, Программа рассчитана на 6.

Презентация «Проект «Хочу быть здоровым!» Презентация «Проект «Хочу быть здоровым!» С 19 по 30 ноября 2018 года в нашем детском саду № 435 проходил информационный проект «Хочу.

Проект для детей 5–6 лет «Быть здоровым я хочу» Проект: «Быть здоровым я хочу» Тип: образовательный; Вид проекта: познавательно – речевое развитие; Продолжительность: 2 недели; Участники.

Проект «Быть здоровым я хочу» для детей 5–7 лет Проект «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ Я ХОЧУ!» Авторы проекта: Шалагина Лариса Александровна, Макеева Светлана Владимировна, воспитатели группы №12. Вид.

Проект «Я хочу здоровым быть» для детей 6–7 лет ПРОЕКТ «Я ХОЧУ ЗДОРОВЫМ БЫТЬ». Подготовительная группа (6-7 лет) Воспитатель: Петрова Марина Анатольевна Актуальность. Забота о здоровье.

Стенгазета «Я здоровым быть хочу»Стенгазета «Я здоровым быть хочу» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в дошкольном возрасте идет.

Занятие «Быть здоровым я хочу» Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Быть здоровым я хочу» Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по валеологии «Хочу быть здоровым!»
Опубликовано: 20 мая 2019 в 12:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по валеологии «Хочу быть здоровым!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рогалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД