Папки-передвижки

Программа кружка «Бумажные фантазии». Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста

Любовь Русын
Программа кружка «Бумажные фантазии». Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития детского творчества у детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).

Ручной труд, так же как и игра и рисование, особая форма детской деятельности. Интерес к ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста, а именно:

Публикация «Программа кружка „Бумажные фантазии“, Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определённого осмысленного результата;

2. желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Разработанная мной программа кружка «Бумажные фантазии» позволяет найти ответы на вопросы, касающиеся развития детского творчества у детей младшего дошкольного возраста, такие как:

- определиться с целью и задачами;

- правильно построить педагогический процесс;

- выбрать методы и приёмы работы с детьми, родителями.

Ручной труд – увлекательное занятие для дошкольников, универсальное средство развития детского творчества.

Развивать творчество детей можно по–разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из картона, природного и бросового материала, солёного теста, бумаги.

В процессе работы с этими материалами дети познают их свойства, возможности преобразования и использования их в различных композициях. Создавая поделки своими руками, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается воображение, фантазия, воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма. Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бастрам: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, картона, листьев, коробок, бутылок и т. д., познают свойства различных материалов, овладевают разнообразными способами действий с ними.

В процессе творческой деятельности у детей появляется созидательное отношение к окружающему, согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация движений, гибкость.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В тоже время у ребёнка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Разработанная программа кружка является дополнением к разделам основной общеобразовательной программы детского сада «Труд» и «Художественное творчество».

Новизна программы отражается в содержании учебного материала, подходах к обучению творческой деятельности, отборе форм и методов.

Целью программы кружка «Бумажные фантазии» является развитие у детей творческих способностей, мелкой моторики рук, эстетического вкуса, фантазии.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие мира, природы;

2. Развивать мелкую моторику пальчиков рук, воображение, фантазию;

3. Воспитывать внимание, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, помочь друг другу;

4. Познакомить с различными видами бумаги, приёмами работы с ней.

5. Учить оформлять поделку.

Основной формой работы кружка «Бумажные фантазии» являются занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. Кружок посещают 10 детей. Занятия проводятся с октября по апрель. Кроме занятий проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком, направленная на решение конкретных задач.

Как занятия, так и индивидуальная работа построены на игровых приёмах, которые способствуют развитию творческих способностей.

В программу кружка включены разнообразные виды ручного труда: аппликация, оригами и лепка.

На занятиях дети имеют возможность работать с различными видами бумаги : цветная, гофрированная, мелованная и картона: цветного и белого.

В работе предусмотрены следующие методы и приё мы:

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

В образовательном процессе используются разнообразные формы:

• Беседа

• Экспериментирование

• Заучивание пословиц и поговорок

• Участие в выставках

• Знакомство с бумагой и её свойствами

• Изготовление поделок

Весь образовательный процесс делится на 3 этапа:

I этап – знакомство со свойствами материалов.

II этап – обучение приёмам изготовления.

III этап – изготовление поделок.

В основе образовательного процесса лежат следующие

педагогические принципы:

1. уважение личности ребёнка

2. деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний.

3. креативности. Создание условий для творческой активности детей.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

• Активность и самостоятельность в творческой деятельности

• Умение видеть необычное в обычном предмете.

• Коммуникативность

Развитие мелкой моторики рук

• Умение работать с ножницами, клеем

• Умение преобразовывать различные материалы в красивые поделки, знакомство со свойствами материалов

• Снижение закомплексованности

Результаты творчества детей будут представлены в выставках и в оформлении работами интерьера группы. 2. Работа с родителями.

Главные помощники в развитии творческих способностей – родители! Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка.

В системе образования особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей. Вся работа в детском саду невозможна без активного участия родителей.

В разработанной программе кружка «Бумажные фантазии» используются разнообразные формы работы с родителями: использование папок – передвижек, оформление информационных стендов, проведение индивидуальных консультаций, мастер – классов, анкетирования, организация выставок.

Папки – передвижки:

1. «Ручной труд – средство всестороннего развития детей».

2. «Оригами – это просто, доступно и очень интересно».

3. «Аппликация из гофрированной бумаги».

Консультации:

1. «Умные поделки».

2. «Играя – творим».

3. «Фантазируйте вместе с детьми».

Кроме того, родители принимают участие в приобретении материалов для работы. В конце каждого месяца проводится выставка поделок, выполненных родителями вместе с детьми для родителей, детей из других групп, педагогов и сотрудников детского сада.

Отношения родителей и педагогов ДОУ должны быть направлены на всестороннее развитие, пусть пока маленьких, но уникальных личностей.

Главное для педагогов и родителей – будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

3. Диагностика.

В начале и в конце учебного года проводится педагогическая диагностика (мониторинг образовательной деятельности). С целью в начале года: выявить уровень творческого развития детей, развития мелкой моторики рук, личностных качеств ребёнка для корректировки плана работы, правильного распределения учебной нагрузки. В конце года: определить уровень полученных знаний и умений, сравнить результаты с началом года.

При проведении педагогической диагностики педагог обращает внимание на следующее:

1. Умение детей называть материал, из которого сделана поделка.

2. Умение называть свойства материала, из которого выполнена поделка.

3. Умение самостоятельно создавать поделки.

4. Проявление фантазии, воображения.

5. Умение с небольшой помощью педагога скреплять, соединять детали поделки друг с другом (развитие мелкой моторики).

Диагностика проводится в форме занятия, в игровой форме. Умения детей оцениваются по трёх бальной системе.

Ребенку предлагается проявить своё творчество с бумагой.

1. «Из какой бумаги сделана поделка (Поделка из цветной бумаги. Поделка из картона. Поделка из гофрированной бумаги).

Цель: Выявить, правильно ли ребёнок называет материал, из которого сделана поделка.

3 балла – называет три вида бумаги.

2 балла – называет два вида бумаги.

1 балл – не называет ни одного вида бумаги.

2. «Чудеса с гофрированной бумагой».

Цель: Выяснить, знает ли ребёнок основные приёмы с гофрированной бумагой.

3 балла – называет основные приёмы работы - бумага «тянется», «мнётся», «рвётся», «скручивается», «складывается», легко режется ножницами.

2 балла – называет несколько приёмов работы с бумагой.

1 балл – не знает ни одного приёма работы с бумагой.

3. Предложить сложить бумагу «гармошкой». Выложить аппликацию из заранее приготовленных деталей. «Цветок».

Цель: Выявить самостоятельность в создании поделки.

3 балла – ребёнок сам создаёт поделку.

2 балла – с небольшой помощью педагога.

1 балл – не проявляет самостоятельности при изготовлении поделки.

4. Оформи тарелочку для куклы. (Составить узор на тарелочке из готовых деталей).

Цель: Оценить фантазию при украшении поделки.

3балла – самостоятельно украшает поделку, проявляя фантазию.

2балла – с небольшой помощью.

1балл – не проявляет фантазии при украшении поделки.

5. Оригами «Мышка».

Цель: Самостоятельно или с небольшой помощью педагога соединяет детали.

3балла – самостоятельно выполняет поделку.

2 балла – с небольшой помощью педагога.

1 балл – не проявляет интереса к поделке.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ПДД «Улица города» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по ПДД «Улица города» для детей младшего дошкольного возраста Формирование у детей навыков осознанного поведения на дороге - основная задача, которая стоит перед детским садом. И мы, воспитатели детского.

Мнемотаблицы для запоминания стихотворений Данная методическая разработка предоставлена воспитателям в помощь для запоминания стихотворений. При заучивании стихотворений детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Бумажные фантазии». Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 00:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Бумажные фантазии». Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Русын в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД