Любовь Русын
Программа кружка «Бумажные фантазии». Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития детского творчества у детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).
Ручной труд, так же как и игра и рисование, особая форма детской деятельности. Интерес к ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста, а именно:
Публикация «Программа кружка „Бумажные фантазии“, Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Поделки из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
1. желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определённого осмысленного результата;
2. желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Разработанная мной программа кружка «Бумажные фантазии» позволяет найти ответы на вопросы, касающиеся развития детского творчества у детей младшего дошкольного возраста, такие как:
- определиться с целью и задачами;
- правильно построить педагогический процесс;
- выбрать методы и приёмы работы с детьми, родителями.
Ручной труд – увлекательное занятие для дошкольников, универсальное средство развития детского творчества.
Развивать творчество детей можно по–разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из картона, природного и бросового материала, солёного теста, бумаги.
В процессе работы с этими материалами дети познают их свойства, возможности преобразования и использования их в различных композициях. Создавая поделки своими руками, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается воображение, фантазия, воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма. Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бастрам: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, картона, листьев, коробок, бутылок и т. д., познают свойства различных материалов, овладевают разнообразными способами действий с ними.
В процессе творческой деятельности у детей появляется созидательное отношение к окружающему, согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация движений, гибкость.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В тоже время у ребёнка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Разработанная программа кружка является дополнением к разделам основной общеобразовательной программы детского сада «Труд» и «Художественное творчество».
Новизна программы отражается в содержании учебного материала, подходах к обучению творческой деятельности, отборе форм и методов.
Целью программы кружка «Бумажные фантазии» является развитие у детей творческих способностей, мелкой моторики рук, эстетического вкуса, фантазии.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие мира, природы;
2. Развивать мелкую моторику пальчиков рук, воображение, фантазию;
3. Воспитывать внимание, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, помочь друг другу;
4. Познакомить с различными видами бумаги, приёмами работы с ней.
5. Учить оформлять поделку.
Основной формой работы кружка «Бумажные фантазии» являются занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. Кружок посещают 10 детей. Занятия проводятся с октября по апрель. Кроме занятий проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком, направленная на решение конкретных задач.
Как занятия, так и индивидуальная работа построены на игровых приёмах, которые способствуют развитию творческих способностей.
В программу кружка включены разнообразные виды ручного труда: аппликация, оригами и лепка.
На занятиях дети имеют возможность работать с различными видами бумаги : цветная, гофрированная, мелованная и картона: цветного и белого.
В работе предусмотрены следующие методы и приё мы:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
В образовательном процессе используются разнообразные формы:
• Беседа
• Экспериментирование
• Заучивание пословиц и поговорок
• Участие в выставках
• Знакомство с бумагой и её свойствами
• Изготовление поделок
Весь образовательный процесс делится на 3 этапа:
I этап – знакомство со свойствами материалов.
II этап – обучение приёмам изготовления.
III этап – изготовление поделок.
В основе образовательного процесса лежат следующие
педагогические принципы:
1. уважение личности ребёнка
2. деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний.
3. креативности. Создание условий для творческой активности детей.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
• Активность и самостоятельность в творческой деятельности
• Умение видеть необычное в обычном предмете.
• Коммуникативность
• Развитие мелкой моторики рук
• Умение работать с ножницами, клеем
• Умение преобразовывать различные материалы в красивые поделки, знакомство со свойствами материалов
• Снижение закомплексованности
Результаты творчества детей будут представлены в выставках и в оформлении работами интерьера группы. 2. Работа с родителями.
Главные помощники в развитии творческих способностей – родители! Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка.
В системе образования особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей. Вся работа в детском саду невозможна без активного участия родителей.
В разработанной программе кружка «Бумажные фантазии» используются разнообразные формы работы с родителями: использование папок – передвижек, оформление информационных стендов, проведение индивидуальных консультаций, мастер – классов, анкетирования, организация выставок.
Папки – передвижки:
1. «Ручной труд – средство всестороннего развития детей».
2. «Оригами – это просто, доступно и очень интересно».
3. «Аппликация из гофрированной бумаги».
Консультации:
1. «Умные поделки».
2. «Играя – творим».
3. «Фантазируйте вместе с детьми».
Кроме того, родители принимают участие в приобретении материалов для работы. В конце каждого месяца проводится выставка поделок, выполненных родителями вместе с детьми для родителей, детей из других групп, педагогов и сотрудников детского сада.
Отношения родителей и педагогов ДОУ должны быть направлены на всестороннее развитие, пусть пока маленьких, но уникальных личностей.
Главное для педагогов и родителей – будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.
3. Диагностика.
В начале и в конце учебного года проводится педагогическая диагностика (мониторинг образовательной деятельности). С целью в начале года: выявить уровень творческого развития детей, развития мелкой моторики рук, личностных качеств ребёнка для корректировки плана работы, правильного распределения учебной нагрузки. В конце года: определить уровень полученных знаний и умений, сравнить результаты с началом года.
При проведении педагогической диагностики педагог обращает внимание на следующее:
1. Умение детей называть материал, из которого сделана поделка.
2. Умение называть свойства материала, из которого выполнена поделка.
3. Умение самостоятельно создавать поделки.
4. Проявление фантазии, воображения.
5. Умение с небольшой помощью педагога скреплять, соединять детали поделки друг с другом (развитие мелкой моторики).
Диагностика проводится в форме занятия, в игровой форме. Умения детей оцениваются по трёх бальной системе.
Ребенку предлагается проявить своё творчество с бумагой.
1. «Из какой бумаги сделана поделка?» (Поделка из цветной бумаги. Поделка из картона. Поделка из гофрированной бумаги).
Цель: Выявить, правильно ли ребёнок называет материал, из которого сделана поделка.
3 балла – называет три вида бумаги.
2 балла – называет два вида бумаги.
1 балл – не называет ни одного вида бумаги.
2. «Чудеса с гофрированной бумагой».
Цель: Выяснить, знает ли ребёнок основные приёмы с гофрированной бумагой.
3 балла – называет основные приёмы работы - бумага «тянется», «мнётся», «рвётся», «скручивается», «складывается», легко режется ножницами.
2 балла – называет несколько приёмов работы с бумагой.
1 балл – не знает ни одного приёма работы с бумагой.
3. Предложить сложить бумагу «гармошкой». Выложить аппликацию из заранее приготовленных деталей. «Цветок».
Цель: Выявить самостоятельность в создании поделки.
3 балла – ребёнок сам создаёт поделку.
2 балла – с небольшой помощью педагога.
1 балл – не проявляет самостоятельности при изготовлении поделки.
4. Оформи тарелочку для куклы. (Составить узор на тарелочке из готовых деталей).
Цель: Оценить фантазию при украшении поделки.
3балла – самостоятельно украшает поделку, проявляя фантазию.
2балла – с небольшой помощью.
1балл – не проявляет фантазии при украшении поделки.
5. Оригами «Мышка».
Цель: Самостоятельно или с небольшой помощью педагога соединяет детали.
3балла – самостоятельно выполняет поделку.
2 балла – с небольшой помощью педагога.
1 балл – не проявляет интереса к поделке.