Светлана Шамбер
Программа коррекционно-развивающей работы по формированию предложно-падежных форм у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать навык употребления предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи и содержание коррекционно - развивающей работы в старшей группе :
Познавательно – речевое развитие
• Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.
• Формировать навыки ориентировки по простейшей схеме, плану. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.
• Расширить понимание простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Публикация «Программа коррекционно-развивающей работы по формированию предложно-падежных форм у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Задачи и содержание коррекционно - развивающей работы в подготовительной к школе группе:
Познавательно – речевое развитие
• Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.
• Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного числа и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
• Способствовать практическому овладению детьми всеми простыми и основными сложными предлогами.
• Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
• Сформировать умение создавать простейшие чертежи, схемы, в том числе схемы предложений с предлогами.
1. Основные принципы коррекционной работы над предлогами с детьми дошкольного возраста
Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении и включается в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями диктуется необходимостью практического усвоения более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.
В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.
В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводим работу как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений.
Необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела. (клетка, вылетела. (клетка, подлетела. (клетка, отлетела. (клетка, залетела. (клетка).
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
Значение предлога уточняется с помощью графической схемы.
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.
Развитие грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения, тесно связано с развитием лексики. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Мы предлагаем проводить работу с предлогами последовательно в процессе изучения лексических тем. Таким образом уточняется лексическое значение маленьких слов-предлогов. Логопед выполняет различные действия с предметами и одновременно показывает ребёнку соответствующее графическое изображение предлога. Затем ребенку предъявляются предметные картинки, карточки с графическим изображением конкретного предлога и схема-модель предложения. Проводится ряд занятий на закрепление в речи предложных конструкций. Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов.
В схему-модель предложения подставляются картинки предметов. Вместо короткой черточки нужно подставить маленькую карточку с графическим изображением предлога.
Составляется и анализируется предложение. Например: «Девочка (мама) села на стул.», «Конфета (ложка, книга) упала на ковёр.», «Мяч лежит на ковре.».
В течение двух, трёх занятий с одной группой предлогов приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для выработки понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).
2. Описание программы
Программа овладения предложно-падежными конструкциями дошкольниками с ОНР рассчитана на два года: начальный этап охватывает весь год обучения в старшей группе; основной этап соответствует подготовительной к школе группе; на заключительном этапе логопед подбирает речевые игры, помогающие ребенку научиться дифференцировать предлоги.
I год обучения. Старшая группа.
Тематический план
1. Овощи. Предлоги «НА», «С (СО)», «В», «ПОД»
2. Фрукты. Предлоги «НА», «С», «В», «ПОД»
3. Овощи – фрукты. Предлог «ИЗ», «У»
4. Осень. Предлоги «НА», «С», «В», «У», «ПОД»
5. Лес. Грибы и лесные ягоды. Предлоги «НА», «В», «У», «ПОД»
6. Игрушки. Предлоги «НА», «С», «В», «У», «ПОД»
7. Перелетные птицы. Предлоги «В», «НА», «С», «У», «ПОД», «НАД»
8. Домашние птицы. Предлоги «В», «НА», «С», «У», «ПОД»
9. Зима. Предлоги «НА», «С»
10. Зимующие птицы. Предлоги «В», «ИЗ», «У», «ПОД»
11. Одежда. Предлоги «В», «ИЗ»
12. Обувь. Предлоги «В», «ИЗ», «НА», «С», «У», «ПОД»
13. Новогодний праздник. «НА», «С», «В», «У», «ПОД»
14. Зимние забавы. Предлоги «НА», «В», «С»
15. Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА»
16. Домашние животные. Предлоги «ЗА», «ПОД», «В», «У», «С»
17. Посуда. Предлоги «В», «НА», «С», «ОКОЛО», «ЗА», «ПОД»
18. Весна. Предлоги «НА», «С», «В», «У», «ПОД», «ЗА»
19. Мебель. Предлоги «В», «ИЗ», «НА», «С», «ОКОЛО», «ЗА», «ПОД», «К», «ОТ»
20. Транспорт. Предлоги «К», «ОТ», «ПО», «В», «НА», «С»
21. Профессии.. Предлоги «В», «НА», «С», «ЗА», «ПОД»
22. Насекомые. Предлоги «НАД», «ПОД»
• В рамках каждой лексической темы предлагаются тренинги по словоизменению, словообразованию, правильному употреблению предлогов. Помня о том, что часто у детей с ОНР нарушены структура фразы и внутреннее планирование высказывания, мы предлагаем кроме фронтальных занятий автоматизировать и дифференцировать выделенные предлоги индивидуально по картинно-графическим схемам предложений, где используются символы предлогов.
II год обучения. Подготовительная группа.
Тематический план
1. Овощи. Предлоги «НА», «В», «ИЗ»
2. Фрукты. Предлог «НА», «С», «У»
3. Ягоды. Предлоги «НА», «В», «У», «ПОД»
4. Осень. Предлоги «НА», «С»
5. Лес, грибы. Предлоги «НА», «В», «У», «ПОД»
6. Игрушки. Предлоги «НА», «В», «ИЗ», «ПОД», «ИЗ-ПОД»
7. Посуда. Предлоги «В», «НА», «С», «ОКОЛО», «ЗА», «ПОД»
8. Продукты. Предлог «ИЗ»
9. Перелетные птицы. Предлог «НАД»
10. Зима. Предлоги «НА», «С»
11. Зимующие птицы. Предлоги «НА», «С», «В», «У», «ПОД»
12. Одежда. Обувь. Предлоги «С», «БЕЗ», «ПОД», «ИЗ-ПОД»
13. Зимние забавы. Предлоги «НА», «В», «С»
14. Новогодний праздник. «НА», «С», «В», «ПОД», «ИЗ-ПОД» «ЗА», «ИЗ-ЗА», «ПЕРЕД»
15. Дикие животные. Предлоги «В», «ИЗ», «ЗА», «ИЗ-ЗА», «ПОД», «ИЗ-ПОД»
16. Домашние животные. Предлоги «У», «В», «ИЗ», «ЗА», «ИЗ-ЗА», «ПОД», «ИЗ-ПОД»
17. Наш город. Моя улица. Предлоги «В», «НА», «У», «ЗА», «ПЕРЕД»
18. Мебель. Предлоги «ОКОЛО», «МЕЖДУ», «ПОД», «НАД»
19. Весна. Предлоги «НА», «С», «В», «У», «ПОД», «ЗА»
20. Транспорт. Предлоги «К», «ОТ», «ПО», «ЧЕРЕЗ», «В», «С»
21. Профессии. Предлоги «В», «НА», «С», «ЗА», «ПОД»
22. Инструменты. Предлоги «В», «НА», «С», «ПОД»
23. Рыбы. Предлоги «В», «У», «ПОД», «ЗА»
24. Насекомые. Предлоги «НАД», «ПОД»
Библиография:
1. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 1994.
2. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. ,1990.
3. Ильякова Н. Е. «Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет», Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2007
4. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб., 2006.
5. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М, 1977.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб. ,1994.
8.. Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012
9. Новикова Е. В. Секреты предлогов и падежей. Учебно-практическое пособие. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001
10. Рудакова Н. П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2007. №5 С. 12.-19.
11. Рудакова Н. П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2004. №3 С. 5
12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Москва: Айрис-пресс, 2008
13. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. СПб., 1994.
14. Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией/Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской //Расстройства речи и методы их устранения. —М., 1975. —М., 1975