наталья масюк
Программа по ЗОЖ «Ребята-докторята»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Все лучшее общество стремится отдать детям. Здоровье детей - это будущее страны. В Конвенции о правах ребенка сказано: «Каждый ребенок имеет право на жизнь и на здоровое развитие» (статья 6)
Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний - следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня, малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения - всего того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной социально-экономической и экологической ситуации в стране может достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности, физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни - важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.
Публикация «Программа по ЗОЖ „Ребята-докторята“» размещена в разделах
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;
• "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г. с изменениями от 27 августа 2015 года.
Актуальность программы.
Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей. За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает. Таким образом, проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. В связи с этим актуальным становится формирование валеологической культуры дошкольников и направление на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста.
Новизна программы в том, что она основывается на современной науке-валеологии. Организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую, умственную работоспособность детей, что в свою очередь дает оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Детям необходимо изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий.
Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, коммуникация, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями стандартами
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года, возраст детей 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы). Выполнение программы группы осуществляется согласно плану.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
-группа оснащена техническим оборудованием (мультимедийный проектор, экран, телевизор, видеоплеер, магнитофон).
-имеются видеоматериалы, методическая литература по теме.
- уголок «Ребята докторята» в групповом помещении;
-приобретены развивающие игр, настольно-печатные игры, дидактические игры по валеологии.
-имеется наглядный материал, плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки по теме;
-создана библиотека детской художественной литературы.
Цель программы
Формирование валеологической культуры дошкольников, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих, посредством специально-разработанной, систематической и планомерной работы в условиях реализации общеобразовательных и специальных программ, которые реализуются в ДОУ.
Задачи программы :
1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
2. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.
3. Сформировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
4. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
5. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
6. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.
7. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Принципы построения программы
• Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
• Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
• Принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
• Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
• Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
• Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
• Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
• Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
• Принцип взаимодействия детского сада и семьи преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
• Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Методы реализации программы.
Наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• показ сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• организация выставок работ, фотовыставок.
Словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• заучивание стихов, пословиц о здоровье, гигиене;
• беседы (диалоги, интервью);
• рассказы воспитателя;
• моделирование ситуаций.
Игровые методы:
• проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, речевых подвижных игр, пальчиковых и др.).
• загадывание загадок;
• проведение викторин, конкурсов, развлечений, досугов.
Практические методы:
• организация продуктивной деятельности;
• оформление альбомов, выставок;
• постановка сказок, отрывков литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
Прогнозируемые результаты.
1. Сформированные навыки здорового образа жизни.
2. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3. Сформированные знания гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
4. Сформированные у детей необходимых знаний о рациональном правильном питании.
5. Сформированные знаний о строении и функционировании человеческого организма.
6. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
7. Повышение приоритета здорового образа жизни у детей и родителей
Принципы взаимодействия с детьми:
• Ребенок сам - молодец, у него - все получается, возникающие трудности - преодолимы;
• Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
• Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
• Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Формы работы с детьми:
1. презентации о здоровом образе жизни;
2. организация встреч с медицинским персоналом в ДОУ;
3. организация экскурсий в поликлинику;
4. игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры и игры малой подвижности;
5. художественная деятельность индивидуальная и коллективная: рисование, аппликации;
6. чтение художественной литературы и беседы;
7. загадывание и отгадывание загадок о профессии доктора, медицинской сестры;
8. театрализация;
9. квест-игра;
10. развивать физические качества детей (ловкость, быстроту реакции, выносливость);
11. просмотр фильмов и видеороликов;
12. практическая работа по проведению пропаганды и агитации;
13. конкурсно - соревновательные мероприятия;
14. обучающие экскурсии по детскому саду «Медицинский кабинет».
15. проведение акции и раздача листовок «Здоровый образ жизни», «Закаляйся и будь здоров!» и др.
Формы работы с родителями:
Родительское собрание «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Совместно с родителями организация уголков здоровья в группе.
Наглядная агитация в группе.
Изготовление памяток по теме «Наше здоровье- в наших руках!» и других.
Организация выставок совместных работ по теме «Будь здоров!».
Профилактика здорового образа жизни путем чтения художественной литературы.
Открытые показы по проведению учебно-воспитательного процесса по основам валеологического воспитания у детей дошкольного возраста.
Содержание программы :
1. Раздел: «Личная гигиена и культура поведения»
Цель: формировать первичное представление о личной гигиене, прививать в детях аккуратность и чистоплотность.
- «Бережем свое здоровье»
Формировать умение детей правильно мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовым платком. Воспитывать основы здорового образа жизни.
- «Правила личной гигиены»
Формировать представления детей о здоровом образе жизни. Систематизировать знания детей о необходимости соблюдения гигиенических процедур. Закрепить последовательность действий во время мытья рук. Учить видеть красоту в чистоте и опрятности.
- «Советы доктора Воды»
Формировать представления детей о здоровом образе жизни. Систематизировать знания детей о необходимости соблюдения гигиенических процедур, закрепить предметы личной гигиены. Учить видеть красоту в чистоте и опрятности.
- «В королевстве Чистоты»
Закрепить знание о предметах личной гигиены, последовательности действий при мытье рук. Создать позитивное отношение к ежедневному соблюдение гигиенических процедур, довести до сознания детей важность их соблюдения. важность их соблюдения. Развивать внимание, логическое мышление. Формировать основы здорового образа жизни, интерес к экспериментированию. Воспитывать аккуратность, чистоплотность.
- «Сказочное путешествие»
Воспитывать культуру общения и поведения. Развивать эмоциональную сферу ребенка, используя музыкальные фрагменты. Закреплять культурно-гигиенические навыки и знания по охране жизни и здоровья.
- «Встреча с Незнайкой»
Формировать первоначальные этические и коммуникативные нормы поведения. Способствовать развитию любознательности, воспитанию патриотизма, внимания и мышления.
- «Наши добрые поступки»
Воспитание уважения к старшим. Показ возможных вариантов культурного поведения, побуждение к совершению добрых поступков. Дифференциация добрых и злых поступков. Выработка негативного отношения к злым людям и плохим поступкам.
- «Карлсон в гостях у детей»
Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, вежливые слова, благодарность: «пожалуйста, спасибо, благодарю и т. д.». Закреплять умение здороваться и прощаться. Показ культурного поведения за столом.
- «Что делать, если у тебя плохое настроение?»
Продолжать учить детей различать эмоции. Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния. Познакомить детей со способами саморегулировании.
- «Путешествие в страну микробов» (о гигиене)
Закрепить правила ухода за зубами, последовательность чистки зубов.
- «Полезные и вредные привычки»
Рассказать детям, для чего надо спать; что делает наше тело во время сна.
Формировать основы здорового образа жизни.
2. Раздел «Человек и его защита»
Цель: формировать представление о культуре питания, о полезных продуктах и роли витаминов для здоровья человека ситуациях, источниках опасности.
-«Секреты здоровья».
Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» (о спорте и закаливании)
- «Я здоровье берегу» (гигиена и закаливание)
- «Мой друг техника»
Познакомить с мерами безопасного использования аппаратуры для здоровья человека. Формировать основы здорового образа жизни.
3. Раздел «Здоровье детей»
Цель: Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Расширять знания о профилактике простудных заболеваний. Воспитывать понятия о здоровом образе жизни. Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.
-«Проделки Королевы Простуды»
Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Расширять знания о профилактике простудных заболеваний. Воспитывать понятия о здоровом образе жизни. Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.
-«Витамины укрепляют организм»
Познакомить детей с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
-«Что такое здоровье?»
Формировать представление о здоровье, болезнях, микробах. Сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней. Научить заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей.
-«Как беречь здоровье ребенка»
Формировать представление о способах оказаний первой помощи при несчастных случаях. Сформировать представление о главной ценности жизни - здоровье.
-«Сон - лучшее лекарство»
Показать значение сна в жизни человека и сохранении его здоровья. Познакомить с действиями детей, влияющими на сон. Формировать представление о правильном режиме дня. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
-«Красивая осанка».
Познакомить детей с позвоночником и его функциями. Дать представление о том, что такое осанка. Рассказать, что нужно делать, чтобы осанка была правильной. Учить следить за осанкой. Воспитывать привычку следить за своим здоровьем.
4. Раздел «Безопасность детей»
Цель: формировать представление о безопасном поведении детей в разных ситуациях, источниках опасности.
-«Правила пользования электроприборами»
Формировать представление о правилах безопасного для здоровья пользования приборами. Рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ним обращении.
- «О правилах поведения в общественном транспорте»
Формировать представления о правилах безопасного поведения в транспорте. Уточнить знания об элементарных правилах дорожного движения. Развивать познавательный интерес.
- «Когда родителей нет дома»
Учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни. Сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Формировать основы безопасного поведения детей дома.
- «Служба 01, 02, 03»
Учить детей называть номера телефонов экстренных службы, знать определение и отношение номера к службе в каких случаях это необходимо.
- «Если чужой приходит в дом»
Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец.
- «Каждому предмету - свое место»
Уточнить знания детей о правилах колющими, режущими предметами. Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.
- «Сказка про Колобок»
Дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.
- «Опасности вокруг нас» (безопасность дома и на улице)
- «Я путешественник» (безопасность в природе)
-«Будь осторожен» (о безопасности)
Закрепить знания детей о возможных опасностях среди растений, грибов, ягод, при контактах с животными, о безопасном поведении на воде; воспитывать любовь к природе; научить правильному поведению в природе; сформировать представление о том, что здоровье - главная ценность в жизни человека.
5. Раздел «Врачи наши друзья»
Цель: Познакомить детей с профессией врача и медсестры, выполняемой работы, предметами, которые помогают в труде. Развивать интерес, любознательность. Воспитывать у детей культуру поведения-правила поведения в больнице, уважение труду врача. Формировать понимание ценности здоровья, представление о здоровье как важной ценности, способах его сохранения и укрепления
- «У нас в гостях Айболит»
Познакомить детей с профессией врача и медсестры, выполняемой работы, предметами, которые помогают в труде. Развивать интерес, любознательность. Воспитывать у детей культуру поведения-правила поведения в больнице, уважение труду врача. Формировать понимание ценности здоровья
-«Экскурсия в медицинский кабинет»
Продолжать знакомить с профессиями врача и медицинской сестры. Закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, медицинской сестре. Учить осознавать воспринимать врачебные предписания и строго выполнять их. Воспитывать уважение к людям этих профессий.
- «Полезные и вредные лекарства»
Познакомить детей с правилами пользования лекарствами. Рассказать детям о том, что витамины и таблетки могут не только помогать человеку вылечиться, но и стать причиной отравления или другой болезни. Поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья. Воспитывать осторожность.
- «Я в мире людей» (психологическое здоровье)
- «Я среди друзей» (психическое здоровье)
- «Проделки Королевы Простуды»
- «Зеленая аптека» (о народных средствах для сохранения здоровья)
Учить, самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы само оздоровления, уметь оказывать элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
6. Раздел «Мой организм»
Цель: формировать представления дошкольников об организме, необходимости заботиться и беречь свой организм, о физическом и психоэмоциональном благополучии.
-«Как устроен человек»
Уточнить знания детей о строении тела человека. Формировать представление о роли частей тела и органов чувств человека. Развивать зрительно - моторную память, внимание. Воспитывать чувство гордости, что ты человек.
-«Кто мы?»
Продолжать формировать у детей понятия «Я - человек», «Мы - люди». Учить видеть сходство и различие друг с другом, между человеком и животным. Развивать наблюдательность. Воспитывать чувство уважения к сверстникам.
-«Враги и защитники глаз. Бережем глаза»
Показать о важности значения зрения в жизни человека. Формировать у детей навыки ухода за собой и глазами. Сформировать представление о том, что здоровье - главная ценность в жизни человека. Учить упражнениям для глаз, тренировать зрительную память.
-«Чтобы ушки слышали»
Закрепить знания детей о значении хорошего слуха. Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами. Научить ребенка осознанно заботиться о своем слухе. Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к своему телу и окружающим людям.
- «Ушки, носик и глаза помогают нам всегда»
Уточнять и закреплять знания детей об органах слуха, зрения, обоняния. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Формировать логическое мышление, эстетический вкус. Развивать творческую фантазию, слух. Закреплять умение петь громко или тихо в соответствии с темпом музыки.
-«Здоровые зубы и правила ухода за ними. Чтобы зубы были крепкими». Расширять представления о зубах и значении ухода за полостью рта. Формировать представление о здоровом образе жизни. Закрепить правила ухода за зубами и правила чистки. Учить ежедневно, совершать гигиенические процедуры полости рта. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относиться к себе.
-«В гостях у Острозуба»
Формировать представление детей о значении зубов в нашей жизни. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за зубами, последовательностью чистки, с правилами выбора зубной щетки и пасты. Расширять знания о правильном питании. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
-«Пусть будут здоровы наши ножки»
Развивать у детей умение заботиться о своих ногах. Расширять представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Формировать представление о болезнях ног, правилах гигиены, отношения к своему здоровью. Развивать и укреплять мышцы и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.
Литература
Агаджанова С. Н. «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми» Информационно-деловое оснащение ДОУ, М. 2010г.
Аганджановой С. Н. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях».// Под ред. В. И. Орла и. СПб., Детство-пресс, 2016
Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка». - М., 2003
Богина Т. Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях». М., Мозаика, 2015.
Бочкарев О. И. «Система работы по формированию ЗОЖ». Волгоград, 2018
Брехман И. И. «Валеология - наука о здоровье». М., 2015.
Гаврючина Л. В. Методическое пособие «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» / М. 2018 г.
Истомина И. В. «Расти здоровым»; В. Я. Хозяинова/К. 2009г
Карепова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников». Волгоград, 2010
Микляеева Н. В. «Развитие способностей детей средствами двигательно – игровой деятельности». М., 2014
Овчинникова Т. С. «Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях». КАРО, СПб., 2014
Швецов А. Г. «Формирование здоровья детей в ДОУ». М., Владос-пресс,2016
Энциклопедия для детей «Тело человека» Элиза Прати / М. 2018г.