Дмитрий Киреев
Программа физического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту комплексной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. Данная программа дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Отличительной особенностью данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность к обучению двигательным навыкам, соответствующим возрасту и физическому развитию ребенка. Рабочая программа предполагает привлечение детей к систематическим НОД физической культуры; укреплению здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; формирование культуры движений.
Публикация «Программа физического развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Цель программы : физическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных навыков, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.
Задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей.
2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
5. Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания : рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные НОД).
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован спортивный зал для занятий с разнообразным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность НОД, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Принципы физического развития
Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к педагогу физической культуры, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т. д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания такие как:
- всестороннее и гармоническое развитие личности;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
- цикличное построение занятий;
- возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Виды и средства физкультурной деятельности
1. Закаливание: в повседневной жизни; специальные меры закаливания;
2. Гигиенические факторы: рациональное питание; режим; гигиена одежды и питания;
3. Физические упражнения : НОД с элементами ЛФК; утренняя гимнастика; подвижные спортивные игры; физкультурные НОД; развивающие игры.
Специфика реализации ОО «Физическое развитие» представлена на схеме.
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель: гармоничное физическое развитие; формирование у детей интереса и ценностного
отношения к занятиям физической культурой; формирование основ здорового образа жизни
Задачи физического развития
Оздоровительные задачи: • охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; • всестороннее физическое совершенствование функций организма; • повышение работоспособности детского организма Образовательные задачи: • формирование и навыков; • развитие физических качеств; • овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья Воспитательные задачи: • формирование интереса к занятиям физическими упражнениями и потребностью в них; • разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)
Направления физического развития
Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
• связанной с выполнением упражнений;
• направленной на развитие координации движений и гибкости; • способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
• связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни, Овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Принципы физического развития
Дидактические
• Систематичность и последовательность.
• Развивающее обучение.
• Доступность.
• Воспитывающее обучение.
• Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
• Сознательность и активность ребенка.
• Наглядность.
• Непрерывность.
• Последовательность наращивания тренирующих воздействий.
• Цикличность
• Сбалансированность нагрузок.
• Рациональность чередования деятельности и отдыха.
• Возрастная адекватность.
• Оздоровительная направленность всего образовательного процесса. • Осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания
Методы физического развития
Наглядные
• Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры).
• Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни).
• Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) Словесные
• Объяснения, пояснения, указания.
• Подача команд, распоряжений, сигналов.
• Вопросы к детям.
• Образный сюжетный рассказ, беседа.
• Словесная инструкция
Практические
• Повторение упражнений без изменений и с изменениями.
• Проведение упражнений в игровой форме.
• Проведение упражнений в соревновательной форме
Средства физического
развития
Формы физического
развития
Двигательная активность,
физические упражнения
Физкультурные занятия
Музыкальные занятия
Подвижные игры
Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода) Физкультурные упражнения на прогулке
Утренняя гимнастика
Гимнастика пробуждения, физминутки
Психо-гигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий) Самостоятельная двигательно-игровая
деятельность детей
Спортивные игры, развлечения, праздники, соревнования
Закаливающие процедуры
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Основные цели и задачи реализации образовательной области
«Физическое развитие»
Цель: совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей в семье в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к НОД физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- воспитанию в условиях свободного двигательного режима устойчивого интереса и потребности в двигательной деятельности;
- овладению «азбукой движений», обогащению двигательного опыта, развитию физических качеств и способности переносить небольшие статические нагрузки;
- овладению культурой движения;
- самостоятельности использования накопленного двигательного опыта, правил безопасности движения;
- развитию интереса ребёнка к составляющим его здоровья.
Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные НОД, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка.
Физкультурные НОД выполняют ряд задач по физическому воспитанию :
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
- удовлетворять естественную потребность в движении;
- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
- давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
- создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни, способствовать активизации мышления, развивать творчество.
Иными словами, на НОД по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Режим проведения непрерывной образовательной деятельности
по физическому развитию
Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю.
Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
- в группе раннего возраста – 10 минут;
- в младшей группе – 15 минут;
- в средней группе – 20 минут;
- в старшей группе – 25 минут;
- в подготовительной группе – 30 минут.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию организовывается на открытом воздухе.
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников. Содержание работы по образовательной области «Физическое развитие» планируется в соответствии с программой «Детство».
III. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
• Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
• Образовательная область «Физическое развитие». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие /Т. С. Грядкина ред. : А. Г. Гогоберидзе. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-144 с.
• Тарасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М. ,2005. – 176 с.
• Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной организации. / Авт. - сост. О. А. Горбатенко, Т. А. Кардаильская. – Волгоград: Учитель, 2019. – 163 с.
• Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы. /Авт. - сост. О. Н. Моргунова. – Волгоград: ТЦ «Учитель», 2005. – 127 с.
• Физическое развитие детей : методические материалы к комплексеой образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»/ С. Ю. Мещерякова, Л. Н. Галигузова. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2019. -40 с. – (ФГОС дошкольное образования).
• Спортивно-развивающие комплексы. Первая младшая группа: планирование, развлекательные интегрированные занятия, педагогические консультации. / Авт. - сост. И. В. Померанцева и др. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2019. – 104 с.
• Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М., 2000
• Колосова Е. В. Проведение физкультурных занятий и подвижных игр для детей, учебно-методическое пособие/ Саратов : ИЦ «Наука», 2019.-155с.
• Организация формирования и развития физической культуры детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. / И. В. Новикова, Л. Н. Крючкова/ Саратов 2017.
• Соколова С. А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.- 80 с.
• Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста: комплекс упражнений / Н. Г. Коновалова, Л. В. Корниенко. Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, ООО «Методкнига». 2019. – 54 с.
• Громова О. Е. Подвижные игры для детей. 2-е издание, испр. И доп. – М. :ТЦ Сфера, 2019. –128 с.
• Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет / Авт. - сост. Н. М. Соломенникова. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2019. – 135 с.
• Детские олимпийские игры: занятия с детьми 2-7 лет/ Л. А. Соколова. – Волгоград: Учитель, 2015. 78 с.