Яковлева Наталия
Программа дополнительного образования по ознакомлению с окружающим «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила ЯковлеваН. П
Пояснительная записка.
Дети любого возраста – очень любопытны и любознательны. Они задают взрослым множество вопросов о том, что им интересно и любопытно. И пока они не получат на свой вопрос исчерпывающий ответ, они не перестают задавать вопросы вновь и вновь. Чтобы ответить на все детские «почему», «зачем» и «как», доступнее и проще всего, показать наглядно и доходчиво.
Темочки:
Для этого в нашей группе был создан мини – музей хлеба. Музей обладает уникальным потенциалом социально – воспитательной работы с детьми, помогает быстрее понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, которые становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывают патриотические чувства и творчество.
Актуальность.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Я выбрала тему кружка «Хлеб – всему голова» потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им.
А что мы видим сейчас? Дети, живущие в наше время, подчас даже и не задумываются над тем, как и кто, выращивает хлеб, сколько трудится людей, чтобы хлеб попал к нам на стол.
Очень часто больно видеть, как дети балуются хлебом, могут не доесть хлеб и даже выбрасывают его в мусор. Мы часто говорим и слышим такие слова:
- Бери хлеба столько, сколько съешь;
- Не оставляй недоеденных кусков;
- Никогда не бросай хлеб;
- Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Цель:
• Воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб. Закрепление знаний детей о хлебе как об одном из величайших богатств на земле.
Задачи:
• Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
• Показать каким трудом добывается хлеб для всех людей.
• Прививать и воспитывать бережное отношение к хлебу; чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
• Обогащать словарный запас детей: земледелец, механизатор, комбайнер, страда, урожай.
• Формировать представление о выращивании хлеба от зерна до колоска.
• Дать знания о процессе приготовления хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
• Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий.
• Обобщать знания, отражая детьми в продуктивной и игровой деятельности.
Предполагаемый результат:
Работа по теме «Хлеб – всему голова» поможет в образовательном процессе :
• Сформировать у детей представление о ценности хлеба.
• Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.
• Донести до сознания детей, что хлеб – это итог огромного труда многих людей.
• Воспитать бережное отношение к хлебу.
• Развить интерес к профессиям пекаря, комбайнера, тракториста.
Тематическое планирование
Тема цикла мероприятий Программное содержание Месяц
Экскурсия по музею хлеба
Закреплять знания правил поведения в музее. Обобщать и систематизировать представления о процессе изготовления хлеба. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы товарищей. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу Сентябрь 2019
Чтение стихотворений В. Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день, пахать пора…», Н. Красильникова «Колосок». Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра. Сентябрь 2019
«Там и рай, где хлеба край». Презентация
(народные пословицы о хлебе).
Познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе, закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в выращивании и производстве хлеба. Октябрь
2019
«Великое чудо — Хлеб» к всемирному Дню хлеба — 16 Октября
Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают. Октябрь
2019
Дидактические игры «Такой разный хлеб» и «Хлебные профессии»
Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память. Ноябрь
2019
КВН «Хлеб да каша — пища наша!» Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь (давать полные ответы на вопросы); активизировать внимание и память, развивать логическое мышление. Ноябрь
2019
Эксперимент
«Превращение зерна в муку» Развивать интерес к экспериментированию, учить с помощью кофемолки превращать зерно в муку, сравнивать цвет муки, что нужно сделать, чтобы мука стала белой. Декабрь
2019
Игровые технологии по лексической теме «Хлеб» : «Что мы делали – не скажем, а как делали покажем»,
«Скажи, какой», «Подбери признак», «Правда или ложь», «Назови правильно»,
«Дружные зерна» Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.
Развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас. Декабрь
2019
Лепка из солёного теста «Хлеб, хлебобулочные изделия»
Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта, уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях, формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки, развивать мелкую моторику рук, развивать воображение. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Январь
2020
Чтение с последующим обсуждением украинской сказки «Хлеборобы» Прививать у детей интерес к народному творчеству стран ближнего зарубежья. Расширять представления детей о работе хлебороба. Воспитывать чувства сочувствия и переживания к героям сказки. Январь
2020
Значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека (беседа, практическая работа) Ознакомить детей с хлебопекарными свойствами муки, изделиями из теста; научить определять доброкачественность муки органолептическим методом; развивать умение сравнения и анализа, интереса к процессу;
воспитывать самостоятельность и чувства ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться в коллективе, культуру общения, аккуратности и культуры труда при выполнении работы. Февраль
2020
Занятие по познавательно-речевому развитию «Хлеб, хлеб, хлебушек»
Создать условия для формирования у воспитанников бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу. Упражнять в подборе прилагательных, образованных от существительных, закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми, познакомить детей с новым словом «жито».
Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу, обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.
Развивать логическое мышление.
Словарная работа: познакомить со словами : злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая. Февраль
2020
Литературная викторина по сказкам Продолжать прививать любовь к русским народным сказкам. Март
2020
Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»
Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения. Март
2020
ИЗО «Хлеб, хлебобулочные изделия»
Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы рисования. Апрель
2020
Воспитание любви к хлебу и уважение к труду хлебороба (беседа) Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые выращивают хлеб. Апрель
2020
«Вкус хлеба войны» (презентация, беседа)
Продолжать с детьми процесс выращивания зёрен. Закрепить с детьми знания о том, в какой последовательности высаживают зёрна, какие условия необходимы для выращивания колосков. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Май
2020
«В гостях у Маши и медведя». Итоговое занятие по теме «Хлеб и хлебобулочные изделия»
Закрепить знания детей о хлебе и хлебобулочных изделий. Продолжать учить детей подбирать признаки и действия к объектам, учить логически определять последовательность появления хлеба с помощью игры «Что сначала, что потом? Продолжать учить правильно употреблять существительные множественного числа, продолжать учить детей правильно употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, продолжать учить правильно изменять существительные по падежам. Учить детей соотносить изображение с соответствующей геометрической фигурой, отвечать на вопросы полными ответами, использовать способ ответов «по цепочке».
Познакомить детей со значением слова «противень». Закрепить пословицы и поговорки о хлебе.
Воспитывать у детей уважительное отношение к хлебу. Развивать мелкую и общую моторику детей с помощью физкультминутки и пальчиковой гимнастики, развивать связную речь, зрительное внимание, память, логическое и наглядно-образное мышление.
Май
2020