Ольга Богданова
Программа диагностики целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
диагностики целевых ориентиров
на этапе завершения дошкольного детства
Цель: изучение социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка
Задачи:
• Исследование особенностей мыслительной деятельности выпускников ДОУ
• Выявление сформированности регулятивного компонента дошкольников
• Выявление сформированности личностных качеств дошкольников
• Исследование коммуникативных умений дошкольников
Публикация «Программа диагностики целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства» размещена в разделах
Исследование особенностей мыслительной деятельности выпускников ДОУ:
Методика «Последовательные картинки» Стребелева Е. А. «Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 6-7 лет». «Последовательные картинки» Векслер. (Е. Ковалева, Е. Синицына «Готовим ребенка к школе» М., 2000)
Цель: выявление уровня развития логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения.
Методика «Подбор простых невербальных аналогий» Н. Е. Семаго, М. М. Семаго Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка». – Айрис Пресс М., 2005
Цель: исследование возможности установления логических связей и отношений между понятиями (предметами, осуществляемая с помощью анализа подбора простых невербальных аналогий.
Методика «Четвертый лишний». Павлова Н. Н, Руденко Л. Г. Экспресс – диагностика в детском саду : комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М. : Генезис, 2008 (модификация).
Беседа с ребенком. Н. И. Гудкина (А. Ф Ануфриев «Как преодолеть трудности в обучении детей» М., 1989).
Планируемый результат:
- Проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать
- Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания
- Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором живет
- Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности
- Обладает развитым воображением
- Проявляет творческие способности
Выявление сформированности регулятивного компонента дошкольников :
Методика «Продолжи узор» Н. Е. Семаго, М. М. Семаго. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения.
Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции так и двигательной программы, умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
«Шифровка» (Методика Пьерона-Рузера). Н. Е. Семаго, М. М. Семаго. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения.
Цель: выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности).
Планируемый результат:
- Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело
- Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
- Ребенок способен к принятию собственных решений
- Он может контролировать свои движения и управлять ими
Выявление сформированности личностных качеств дошкольников :
Оценка мотивационной готовности к школе. Модификация методики Солдатовой Д. В. // Справочник практического психолога ДОУ №4 2013
Цель: выявление сформированности мотивации учебной деятельности
Методика «Ориентир» И. Н. Агафонова, Н. Н. Хрущева, Э. Д. Антипова, М. С Перфильева. Методика представляет собой карту структурированного наблюдения за поведением воспитанников, позволяющую сделать заключение о сформированности важнейших личностных качеств.
Планируемый результат:
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
- Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
- Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства
Исследование коммуникативных умений дошкольников :
Изучение развития общения со взрослыми и сверстниками (М. И. Лисина) Л. И. Шипицына «Азбука общения» С-Петебург, 2003
Оценка коммуникативных умений детей
(наблюдение за свободным общением)
№ п/п Фамилия, имя ребенка Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета
/3 балла – высокий/ Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое
/2балла – средний/ Ребенок малоактивен и мало разговорчив в общении с детьми и взрослыми, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание
/1 балл – низкий/ Общая оценка в баллах Уровень речевой комму-никации
Критерии оценки коммуникативных умений детей
Планируемый результат:
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
-Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Вывод:
Изучение социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка позволяет провести анализ сформированности предпосылок к учебной деятельности (сформированности волевой и мотивационной готовности к школе) и наметить направление работы педагогов, специалистов и привлечь к данному процессу родителей воспитанников.
Используемая литература:
А. Ф Ануфриев «Как преодолеть трудности в обучении детей» М., 1989
Е. Ковалева, Е. Синицына «Готовим ребенка к школе» М., 2000
Н. Е. Семаго, М. М. Семаго. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения.
Справочник практического психолога ДОУ №4 2013.