Наталья Ривняк
Профориентационная работа с учащимися начальных классов в процессе учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ривняк Н. П.,
учитель начальных классов
«Ачинская школа № 3»
Публикация «Профориентационная работа с учащимися начальных классов в процессе учебной деятельности» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В статье представлен опыт профориентационной работы с учащимися начальных классов с интеллектуальной недостаточностью в процессе учебной деятельности. Большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Выбрать будущую профессию в современном обществе нелегко. Особенно трудно это нашим детям, имеющим проблемы в интеллектуальном и физическом развитии. Их дальнейшее трудоустройство затруднено ограниченным количеством профессий, по которым они могут быть трудоустроены. Но они имеют такое же право на труд, им нужна помощь в развитии своих способностей и в реализации гражданских прав. Поэтому наша задача – воспитать трудоспособных и полезных членов общества, развить у них жизненно-необходимые навыки, подготовить к посильным видам труда, учитывая при этом их потенциальные возможности.
Целью своей профориентационной работы считаю : расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.
Выбор профессии в начальной школе не является главной задачей, поскольку ведущая роль отводится учебной деятельности. В процессе её учащиеся получают разнообразные представления о мире профессий (учитель, шофёр, врач, повар).
На уроках чтения, окружащего мира пополняются первоначальные представления детей о роли труда в жизни людей. Например: пословицы о труде, песенки о труде. Учащимсяся даётся возможность «примерить» на себя различные профессии через игровую деятельность. А. Макаренко писал: «Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет». На уроках и во внеурочное время провожу ролевые игры: «Мы пассажиры», «Я водитель», «Я продавец»; дидактические игры «В парикмахерской», «В школьной столовой»; коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, праздники.
Работу по профориентации простраиваю во взаимодействии с психологом, социальным работником, медиком, библиотекарем при соблюдении следующих принципов: систематичность и преемственность; дифференцированный и индивидуальный подход;
оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями; связь профориентации с жизнью.
Профориентационную деятельность осуществляю через ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия (где работают родители, семейные праздники. За счёт них представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
С 1-го года обучения провожу определённую работу по расширению представлений о труде, знакомству с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
Во 2-м классе продолжаю знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляю представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
В 3-м классе продолжаю развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, вырабатываю первые навыки организации своей работы и работы товарищей. Прививаю чувство ответственности за качество выполняемой работы. Учащиеся проявляют активность и инициативу в поисках полезных дел.
В 4-ом классе обобщаю и развиваю представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжаю воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда, расширяю и углубляю представления о различных профессиях.
Отслеживаю результаты своей работы по следующим показателям: знание профессий; понимание значения труда; потребность в выборе профессий; выполнение повседневных обязанностей.
Мониторинг уровня готовности к труду у учащихся
за 2018-2022 учебные года
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Библиографический список:
1. Атутова, П. Г., Кальнес В. А. «Школа и труд». / под ред--- М. : Педагогика, 1987 г.
2. Загашев И. О. «Занятия по профориентации». – М., 2008.
3. Курнешова Л. Е., Романова Е. С. «Организация профориентационной работы в школе».
4. Турчинская К. М. «Профориентация во вспомогательной школе». Киев – 1976.