Ольга Серова
Профилактика зрительных нарушений с помощью предметно-развивающей среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика зрительных нарушений с помощью предметно-развивающей среды ДОУ
Серова О. Д., воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 177, г. о. Самара
Зрительное восприятие – одна из важнейших составляющих психического развития ребенка в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Целостное представление об окружающем мире для любого ребенка – это основа его успешной социализации. Окружающий мир ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад, отчасти замкнут в пределах детского образовательного учреждения. А это половина дня жизни ребенка! Поэтому создание «среды обитания» в дошкольном учреждении для ребенка и ее использование в его развитии– это важная часть деятельности воспитателя.
Публикация «Профилактика зрительных нарушений с помощью предметно-развивающей среды ДОУ» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Среда дошкольного учреждения должна включатьв себя как уже известноеи привычное для ребенка, так и новое, создающее условия для его развития, обогащать его информацией и мотивировать к поиску вариантов решения возникающих задач, удовлетворять потребность ребенка в общении, познании, самоопределении и самореализации. При всем при этом среда должна быть здоровье сберегающая!
В 2011г. утверждены Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 1 сентября 2013г. вступает в силу закон «Об образовании в РФ». Разрабатываются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Эти документы и другие существующие нормативы призваны,в том числе, структурировать и систематизировать организацию и оснащение соответствующим оборудованием среды дошкольного учреждения, которая в итоге должна иметь предметно-развивающий характер.
Психолог, автор научных работ по развитию детей дошкольного возраста, С. Л. Новоселова определяет «предметно развивающую среду»как систему материальных объектов и средствдеятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развитияего духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Современное общество нацелено на внедрение личностно-ориентированного образования, которое невозможно сформировать без создания предметно-развивающей среды, основанной на принципах, прописанных в Федеральных государственных требованиях:
• принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
• принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
• принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
• принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Чтобы образовательное пространство дошкольного учреждения представляло собой развивающую среду необходимо, чтобы все входящие в него компоненты, в ходе взаимодействия друг с другом приобрели определенные свойства в соответствии с принципами, утвержденными федеральными государственными требованиями.
Известные научные деятели в области дефектологии Л. И. Плаксина и Л. С. Сековец к основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относят :
• природное окружение и его объекты;
• культурно-дизайнерское оборудование и атрибутику;
• физкультурное-развивающие модули и оборудование;
• системные блоки оздоровительных комплектов;
• игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;
• коррекционно-развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры и тренинги;
• игры - драматизации;
• театрально-музыкальные салоны и блоки;
• дидактические пособия, развивающие эстетические и гедонистические способности восприятия красоты.
Необходимо заметить, что в предметно-развивающую среду авторы включают коррекционно-развивающую среду. Именно «включают», так как проводят определенное разграничение понятий.
Обозначая предметно-развивающую среду общеобразовательных дошкольных учреждений, как «комплексную систему взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных блоков, секторов или модулей, в которых определены ее содержательная сторона, формы и средства ее организации и функционировании», Л. И. Плаксина и Л. С. Сековец выделяют часть в среде с направленностью, нацеленнойнепосредственно на коррекцию психофизических нарушений детей.
Коррекционно-развивающая среда в итоге отличается от предметно-развивающей тем, что решает задачи коррекционной помощи и организации условий для преодоления и сглаживания трудностей, возникающихв образовательном процессеу детей с какими-либо отклонениями в развитии.
Я работаю воспитателем в детском саду комбинированного вида №177 г. о. Самара, где наряду с общеразвивающими группами детей функционируют специальные коррекционные группы, которые посещают дети с нарушениями зрения, в частности с косоглазием и амблиопией.
Одной из актуальных задач коллектива нашего детского садика является создание предметно-развивающей среды и условий для разнообразной деятельности детей. Учитывая, что в учреждении находятся дети с разными физическими возможностями, при организации предметно-развивающей среды необходима многоплановая и творческая деятельность всехпедагогов дошкольного учреждения. В нашем случае – это не только воспитателей общеразвивающих групп, но и узких специалистов, работающих в нашем учреждении: психолога, дефектолога (тифлопедагога, логопеда.
Основой предметно-развивающей среды в нашем детском саду являются: природные объекты во дворе; игровые и спортивные площадки; разнообразное оборудование; студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; информационные средства обучения и воспитания. Имеется большой актовый зал, где проводятся праздники детей.
Большое значение уделяется благоприятной окружающей обстановке в группах: удобная мебель в игровой, красивая посуда, манящие кроватки. В детском саду созданы развивающие зоны, уголки для совместной активной, а также самостоятельной деятельности детей: игровой, двигательной, изобразительной, конструктивной, музыкальной и т. д. Зоны содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.
Работа по совершенствованию предметно-развивающей среды продолжается и является важным креативным процессом как детей, так и специалистов детского сада.
Однако стоит заметить, что любое введение в предметно-развивающуюсредукаких-либо блоков, центров, модулей не всегда соотносится с возможностями отдельных детей. Поэтому об этом надо помнить, если дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Предметно-развивающая среда должна быть приспособлена для них и при этом иметь коррекционную направленность, т. е. включать коррекционно-развивающую среду. Эффективность коррекционного воздействия среды зависит от оснащения ее специальным оборудованием, дидактическими материалами.
В нашем детском саду элементы коррекционно-развивающей среды для детей с косоглазием и амблиопией повсеместно включены в предметно-развивающую среду учреждения. Особые внимание уделяется игрушкам, наглядным пособиям, играм, используемым как средство коррекции первичного дефекта.
В коррекционно-развивающей среде для детей с нарушением зренияиспользуются игрушки с яркой и контрастной окраской, игрушки, сочетающие цвето-свето-звуковые эффекты. В групповых комнатах и спальнях на стенах размещены различные зрительные тренажёры. Расположены пособия по развитию цветового восприятия, пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины. Проводятся занятия для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности. А также профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения.
Оформлена «Тропа сокола», где диагностируется острота зрения детей. Дефектологом дана инструкция воспитателям по ее использованию, что позволяет выявлять зрительные нарушения у детей из общеразвивающих групп.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что включение в предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения элементов коррекционно-развивающей среды носит не только коррекционный характер для детей с косоглазием и амблиопией. Включение работает как профилактика зрительных нарушений и помощь в развитии зрительного восприятия дошкольников всего детского сада.