Марина Николаевна Холодова
Профилактика детского травматизма в помещениях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм в ДОУ.
Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения в группах во время игр, при столкновении друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т. д.
Существуют объективные причины детского травматизма : ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость (азарт и лихачество, особенно у мальчиков). На первый взгляд кажется, что травма малыша - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так.
Публикация «Профилактика детского травматизма в помещениях ДОУ» размещена в разделах
Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых.
Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дошкольники получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности. Все наиболее типичные, част встречающиеся травмы, можно классифицировать.
По видам:
падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом);
Травмоопасные ситуации :
в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.);
в результате шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
Основными причинами возникновения повреждений в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых.
Основная "вакцина" против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма в ДОУ. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за дошкольниками.
Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста малыша. Лестничные марши должны иметь ограждения.
Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев. Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале, также должны быть надежно закреплены. Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных малышам.
Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательными, не оставлять детей одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дошкольники во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами. Всегда надо помнить, что в работе с детским контингентом первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.
Обслуживающему персоналу запрещается:
привлекать малышей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;
оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).
Воспитание навыков безопасного поведения должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию дошкольников событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.
На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке малыши не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Дошкольники должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить воспитанников со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.
В процессе игр важно:
приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т. д. ;
необходимо, чтобы дошкольники овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом;
в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).
В помещении, детского сада, во время работы в уголке природы воспитанников следует обучать навыкам бережного обращения с растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.
Тема детского травматизма - деликатная. Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций. Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное - убедительным и запоминающимся.