Харченко Наталия Николаевна
Конспект занятия по профилактике ДТТ для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактическое занятие для детей дошкольного возраста
Мероприятие рассчитано на детей дошкольного возраста как участников дорожного движения, передвигающихся пешком и на велосипеде, а также их родителей.
Цель занятия :
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в городской среде. Снижение рисков травматизма при перевозке детей.
Задачи занятия :
1. Образовательные:
- познакомить детей с первоначальными знаниями о правилах безопасного поведения в городской среде;
Публикация «Конспект занятия по профилактике ДТТ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- выработка у детей качественно новых двигательных навыков координирования своих движений с движениями других людей и перемещением предметов;
- познакомить родителей с системой безопасности при перевозке детей.
2. Воспитательные:
- содействовать формированию установки на безопасное поведение на дорогах;
- воспитать личность безопасного типа.
3. Развивающие:
- развивать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
Методические указания к проведению занятия :
В результате проведения занятия дети должны усвоить систему раннего обнаружения опасностей, взаимодействие с другими участниками дорожного движения с помощью звуковых, световых сигналов, жестов, а также скорости движения и расположения (например, не стоять у пешеходного перехода, если не планируете переходить, расположение на проезжей части участников движения, где положено двигаться пешеходам в случае отсутствия тротуаров, как переходить в случае отсутствия пешеходных переходов, достаточно ли соблюдать ПДД, необходимость использования световозвращающих элементов и средств защиты при езде на велосипеде.
Занятие состоит из двух параллельно проводимых мероприятий:
- первое мероприятие револьверного типа, рассчитанное на детскую аудиторию, состоит из двух рабочих зон. Максимальный охват участников данного мероприятия составляет 46 человек.
Общая группа участников делится на 2 подгруппы каждая из которых занимает свою локацию. Каждые 30 минут подгруппы меняются локациями. Занятие длится 60 минут, что позволяет каждой группе посетить обе локации.
- второе мероприятие рассчитано на аудиторию взрослых, проводится в виде мастер класса для родителей и педагогов.
Занятие проходит :
- в очной форме в виде практических занятий игровой формы;
- с участием тренеров по защитному вождению (3 человека) и аниматоров (2 человека).
Оборудование:
- 1 локация - асфальтированная площадка размером 10 х 10 метров, стол-макет, набор масштабных машинок – 2 набора, набор макетов людей – 2 набора, набор знаков настольных – 2 набора, светофоры настольные – 3 шт. ;
- 2 локация - макет велосипедиста ростовой магнитный – 1 шт., макет велосипеда ростовой магнитный – 1 шт., макет шлема – 1 шт., макет налокотников - 1 шт., макет наколенников – 1 шт., макет перчаток – 1 шт., макет зажимов для штанов – 1 шт., макет световозвращающих наклеек на велосипедиста – 1 комплект, макет клаксона – 1 шт., макет катафотов – 1 комплект, макет фликеров на спицы колеса – 2 комплекта, макет фонаря и фары – 1 комплект, шлем велосипедный – 1 шт., налокотники – 1 шт., наколенники – 1 шт., зажим на штаны – 1 шт.
- 3 локация - кресло детское 0+ с креплением под ремень – 1 шт., кресло детское с креплением на подставку через isofix – 1 шт., кукла ребенка масштабная – 2 шт., макет для крепления кресел – 2 шт.
- 4 локация - Светофор – 1 шт., вешки с номерами – 4 шт., мел – 1 упаковка, конусы разметки – 30 малых и 20 больших, знаки дорожного движения: пешеходный переход, пешеходная зона, конец вело пешеходной дороги, вело дорога, пересечение равнозначных дорог; вело шлемы – 4 шт., велосипеды – 3 шт. (малые, велосипед – 1 (большой, велосипед 3х колёсный – 1 шт.
Описание локаций:
Локация 1 – Стол-макет
Учебная локация, рассматривающая систему раннего обнаружения опасностей. Занятие проводится на стол–макете.
Цель локации - участники, на примере моделирования типовых ситуаций, знакомятся с принципами оценки и прогнозирования рисков.
Предполагаемая площадка для проведения мероприятия – детские сады. Занятие длится 15 минут.
Условия проведения локации предполагают асфальтированную площадку размером 10 х 10 метров для установки макет – стола и размещения участников.
Для проведения мероприятия задействуются тренер - воссоздаёт на стол–макете типовые сложные ситуации, аниматор - совместно с детьми обсуждает и ищет пути решения.
Примерный, рекомендательный сценарий проведения:
Тренер собирает участников мероприятия у стол–макета. В режиме диалога он задает детям вопросы о ПДД, получая тем самым возможность оценить уровень знаний. Вопросы подбираются в зависимости от возраста участников.
Каждый верный ответ сопровождается имитацией ситуации с применением данного правила с использованием стол–макета.
Примеры ситуаций:
• Выход из-за препятствия
Моделируется ситуация с затруднённым осмотром, с невозможностью раннего выявления опасностей водителем (стоящий автомобиль вблизи места перехода, арки, движение вдоль обочины, кусты, высокие ограждения вдоль дороги). Ограничение возможностей обнаружения.
• Пересечение вело - пешеходной дороги со въездами во двор
Приоритет при пересечении, система распределения внимания между направлением движения и поиском опасностей.
• Опасность проезда, прохода мимо поворотов (въезды, заезды на прилегающие территории).
Контроль зеркал, преимущество при движении по дороге.
• Объезд препятствий на дороге
Контроль зеркал и система выявления опасностей: велосипедист часто не смотрит назад, совершая маневры.
• Движение велосипедистов в потоке
Попутное следование по дороге, ограничения ПДД.
• Преимущество движения в разных ситуациях (при движении по тротуару, проезжей части).
• Расположение на проезжей части участников движения. Где положено двигаться пешеходам в случае отсутствия тротуаров. Как переходить в случае отсутствия пешеходных переходов. Достаточно ли соблюдать ПДД.
Проезд пересечений вместе с автомобилями (для велосипедистов).
• Переход дороги с велосипедом
Необходимость спешиваться с велосипеда, ПДД, система контроля рисков при переходе дороги.
• Сигналы коммуникации
Взаимодействие с другими участниками дорожного движения с помощью звуковых, световых сигналов, жестов, а также скорости движения и расположения (например, не стоять у пешеходного перехода, если не планируете переходить).
В игровой форме тренер разъясняет участникам правила дорожного движения, отвечая на вопросы и объясняя сложности их применения.
Выводы тренера подводят участников к необходимости правильно распределять внимание и оценивать риски.
Локация 2 - световозвращающие элементы и оборудование велосипеда
Цель локации - в игровой форме познакомить участников с системой оснащения велосипеда с позиции безопасности.
Предполагаемая площадка для проведения мероприятия – детские сады. Занятие длится 15 минут.
Условия проведения локации предполагают асфальтированную площадку размером 10 х 10 метров для постройки макетов велосипеда, велосипедиста и размещения участников.
Для проведения мероприятия задействуются тренер и аниматор.
Примерный, рекомендательный сценарий проведения:
Обсуждая возможности обнаружения угроз, тренер разъясняет необходимость использования световозвращающих элементов и средств защиты велосипедиста.
Тренер:
1. Обсуждает с участниками наиболее распространенные виды травм, которые могут быть получены при падении с велосипеда, а также рассказывает о системе настройки руля и седла по высоте с точки зрения безопасности.
2. Предлагает участникам закрепить на магнитной доске необходимые части защиты велосипедиста (дает разъяснения к каждому элементу) :
- Шлем. Значительная часть травм при падении с велосипедов приходится на голову. При падении, даже опираясь на руки, человек не может удержать голову. Шлем велосипедиста изготовлен из прессованного пенопласта строго определенной формы. В момент падения он смягчает удар за счет внутренней деформации. Шлем является средством одноразовой защиты, который необходимо менять после каждого падения. Он имеет размер и регулировку, после настройки ремня шлема он не должен стеснять движения или придавливать подбородок.
- Перчатки. При падении велосипедист неосознанно выставляет вперед руки. При падении на асфальт это приводит в самом легком случае к сильным ссадинам. Для защиты рук используются специальные перчатки с закрытой ладонью и налокотники. Перчатки подбираются по размеру таким образом, чтобы защищающие элементы располагались в правильном положении и не стесняли движение.
- Наколенники. Ноги велосипедиста защищают наколенники. Наиболее эффективными считаются удлиненные версии с защитой голени. Наколенники подбираются по размеру таким образом, чтоб защищающие элементы располагались в правильном положении и не стесняли движение.
Важно помнить, что все элементы защиты должны подбираются под конкретного человека.
Кроме того, для лучшей защиты и исключения вероятности попадания штанов во вращающиеся детали можно использовать зажимы для брюк.
Выбирая стиль одежды для прогулки на велосипеде, стоит остановиться на зауженных, эластичных и закрытых моделях.
Наличие световозвращающих элементов значительно повышает уровень защиты.
3. Предлагает снарядить необходимые элементами пассивной защиты велосипед, комментируя наиболее значимые элементы защиты.
- Клаксон – не должен иметь резкого звука, это может напугать других участников и спрогнозировать их дальнейшие действия будет сложно. По звуку он должен отличаться от автомобильного, так как пешеходы не реагируют на автомобильный клаксон находясь на тротуаре.
- Катафоты – как элемент раннего обнаружения, для определения направления движущегося велосипедиста используется специальная цветографическая схема. Спереди устанавливаем белый отражатель, по бокам и на колесах желтые, на задней части красные.
- Фонари и фары – для лучшего обнаружения фонарь и фара должны иметь функцию мерцания. Мерцающие огни в разы сильнее привлекают внимание. Спереди устанавливаем белую, позади красную. Использование сверх ярких диодов может привести к ослеплению, поэтому лучше, если фара снабжена рассеивателем. Направляем фару вниз таким образом, чтобы она освещала примерно 6 – 8 метров. При движении в темное время суток риск попасть в яму увеличивается, при этом если фара освещает всего 5 метров вперед, то при скорости 15 км/ч у велосипедиста будет чуть больше секунды на принятие решения.
- Зеркала – должны быть с большой площадью отражения, расположены как можно шире. При настройке необходимо расположить зеркала таким образом, чтобы в крае зеркала был виден локоть. Нужно помнить, что при повороте руля картинка смещается в сторону, поэтому контроль зеркала должен осуществляться до поворота руля. Сначала посмотреть, затем сделать. Это возможно лишь при заранее спланированном пути, в связи с этим для велосипедиста особенно важно смотреть в даль.
- Настройка велосипеда. Настраивая велосипед перед поездкой, необходимо учесть возможность быстро спешиться без травм.
Высота сиденья настраивается, исходя из роста велосипедиста. При настройке необходимо учитывать возможность опереться на ногу в случае остановки. Верхняя точка сиденья должна соответствовать длине ноги опирающейся на землю стопой. Руки велосипедиста должны быть в полусогнутом положении, при этом расположены на руле в положении максимальной доступности управляющих элементов.