Надежда Кириллова
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Ушинский К. Д.
В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществилось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими.
Темочки:
В настоящее время педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения.
Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определённой деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Между тем трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. Профстандарт регулирует работу кадров, ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации.
Современный воспитательно - образовательный процесс характеризуется значительными изменениями, как в содержательном, так и смысловом аспектах. Если раньше педагог и ребёнок находились по разные стороны системы, представляя собой передающую и принимающую стороны, то сегодня в воспитании и образовании ценится сотрудничество, способность педагога не только научить, но и увлечь, заинтересовать воспитанников, взрастить в них зерна будущего созидателя. Для этого воспитатель должен: владеть методикой дошкольного образования постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные и коммуникационные технологии, нетрадиционные методики; быть творческой личностью, быть проводником для детей в мир сказки и фантазии, вызывать в детях восторг, любовь, нежность, удивление. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки и ещё много из чего; с вниманием относиться к вопросам и пожеланиям родителей, быть с ними предельно вежливым и терпеливым (знать психологию взрослого человека, ведь родители все такие разные); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора. Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т. д. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения. Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.
Задача современного воспитателя : воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Об этом свидетельствуют и нормативные документы в системе образования. Статья 48 «Закона об образовании в РФ» четко определяет профессиональные обязанности педагогических работников, в том числе это и «систематически повышать свой профессиональный уровень». ФГОС дошкольного образования гласит, «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, ДОУ определяет основные пути развития его профессиональной компетентности :
система повышения квалификации, аттестация педагогических работников на квалификационную категорию, самообразование педагогов, активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов; владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; участие в различных конкурсах, исследовательских работах, обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций. Педагоги ДОУ имеют по 2-3 специальности дошкольного образования, обладают совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования.
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей. В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании. Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс
может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций. Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. А воспитать творческую, самодостаточную личность может
только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Таким образом, мы видим, что цель методической работы – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. Понятно, что решение основных задач образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.