Папки-передвижки

Проектная работа «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики»

Элина Ахбулатова
Проектная работа «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

на тему:

«Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики».

Выполнила: Ахбулатова Элина Мурадовна,

Содержание

1. Введение….3

2. Глава 1. Четыре этапа восстановления речи при ринолалии….….5

3. Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа…. 13

4. Выводы….16

5. Заключен…. 18

6. Список литературы…20

Введение

Публикация «Проектная работа „Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики“» размещена в разделах

Нарушение речи, обусловленное открытой гнусавостью, являются тяжелым осложнением при врожденной расщелине неба и причиняют наибольшие страдания ребенку. Его нормальное психическое развитие затрудняет неправильная, плохо развитая речь. Поэтому умственное развитие ребенка даже при здоровой центральной нервной системе, плохо владеющего речью, в той или иной степени задерживается. Клиффорд (1967) указывает, что расщелина неба является фактором, значительно травмирующим детскую психику; более травмирующими являются лишь ампутация, астма и общие увечья. Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывает у такого ребенка тяжелые переживания, что естественно, отражается на формировании его психики. Своевременно не устранив в детском возрасте речевые дефекты впоследствии мешают в труде и повседневной жизни, препятствуют выбору любимой профессии.

Прежде всего дефекты речи у больных с расщелиной неба связаны с нарушением функции небно-глоточного аппарата – невозможностью осуществления замыкания носоглотки. Стремление к компенсации анатомо-функциональных нарушений стимулирует у лиц с расщелиной неба выработку приспособительных механизмов закрытия носоглотки. Проводимые нами исследования показали, что активная мускулатура глотки и гипертрофированные миндалины могут в известной степени компенсировать небно-глоточную недостаточность, обусловленную расщелиной неба. При этом миндалины в отличие от глотки играют пассивную роль,уменьшая просвет глотки за счет своего объема и облегчая образование контакта с мягким небом. Компенсаторная активность мышц глотки проявляется в образовании валика Пассавана, приближающего в заднюю стенку глотки к мягкому небу, и отчасти за счет медиального движения ее боковых стенок.

Следует сочетать с дооперационным и послеоперационным логопедическим обучением хирургическое воссоздания неба. Параллельно с этим проводились занятия лечебной физкультуры, их целью было устранение недоразвития дыхательной мускулатуры, а так же восстановления функций речевого дыхания. Тесно переплетаются задачи ЛФК с задачами логопедического обучения и направлены на восстановление фонации, артикуляции и формирования речевого дыхания.

Не видя результатов дооперационной работы, многие логопеды, от нее отказываются. Но наши наблюдения показали, укрепляют мышцы небной занавески и стенки глотки предоперационные логопедические занятия, так же значительно сокращают сроки логопедической реабилитации, способствуют благоприятному послеоперационному заживлению раны.

Основные речевые нарушения позволяют установить обследование, после этого составляют дооперационный и послеоперационный план логопедической работы.

Наши наблюдения показали, что дети с врожденным несращением неба, имеющий нормальный интеллект и полноценный слух, после своевременного хирургического полноценного восстановления (в функциональном и анатомическом отношениях) небо и комплекса реабилитационных мероприятий, как правило, за время до - и после - операционного логопедического обучения овладевают речевым дыханием, верным произношением гласных, взрывных согласных, звуковым анализом. Развивается фонематический слух, обогащается словарь и речь детей – основа для дальнейшего восстановления речи и обучения в общеобразовательной школе.

Глава 1. Четыре этапа восстановления речи при ринолалии.

Независимо от возраста больных мы разделяли работу по восстановлению речи при ринолалии на четыре этапа.

На первом этапе производят подготовку артикуляционного аппарата больного к изготовлению обтуратора или уранопластики. На втором этапе приучают больного к новым кинестезиям после проведенного оперативного или ортопедического лечения. На третьем этапе устраняют гнусавый оттенок и вводят в спонтанную речь звуки, поставленные на предыдущем этапе. На четвертом – стремятся достичь полной автоматизации закрепленных навыком. Продолжительность каждого этапа в процессе работы определяется индивидуально.

Первый этап. На первом этапе, основной целью выполняемых упражнений является, повышение мышечной активности артикуляционного и мимического аппаратов, повышение глоточного рефлекса, опущение корня и укрепления кончика языка, увеличения подвижности сегментов мягкого неба, небных дужек и задней стенки глотки. Достичь этого можно вокальными и артикуляционными упражнениями. Мы использовали следующие артикуляционные упражнения.

1. При напряженном произнесении звуков А и Э с закрытыми и открытыми крыльями носа мягкое небо поднимается наиболее высоко и больной испытывает незнакомое ему ощущение движение мышц сегментов мягко неба. Нужно произносить звуки длительно и более напряженно чем обычно, голосом средней громкости, так как краткое и громкое произнесение не дадут нужного эффекта.

2. Рвотное движение. Выполняется такое упражнение или логопед вызывает рефлекс задней стенки глотки прикосновением шпателя, или по подражанию. Данные упражнения выполняют на этом этапе ограниченно, в связи с резко сниженным мышечным сегментом мягкого неба. Достаточно одного правильного движения на первом занятии. Дальше больной повторяет дважды три раза в день каждое упражнение. В конце этапа упражнения выполняют до 7-8 раз в день по три движения за раз.

3. Для опускания корня языка массаж. Черенком ложки или шпателем логопед надавливающим движением гладит язык от корня к кончику, понемногу ослабляя нажим. Делают такой массаж 6 раз за день и по пять движений за занятие. Упражнение не вызывает неприятного ощущения, так как рвотный рефлекс при расщеплении неба в основном снижен.

4. Чтобы укрепить кончик языка его прикусывают, облизывают красную кайму губ, им почесывают верхние и нижние зубы, сосут леденец, прижимая его кончиком языка к альвеолярному отростку и пощелкивают.

5. Укрепить мышцы артикуляционного аппарата помогают упражнения артикуляционной гимнастики учитывая индивидуальные особенности больного: для расслабления пожевывание и похлопывание спинки языка, растягивание губ в улыбку, почмокивание, вытягивание их в трубочку, движения им вперед, назад и в стороны, опускание и поднимание языка и т. п.

6. С закрытыми крыльями носа дуть на вату. Для детей можно использовать игрушки – дуть на полоски бумаги, спички, надувать мыльные пузыри, в воду через соломинку. Выполняют такие упражнения по пять движений раз восемь.

7. Упражнение поплевывание – способствует выработке направленной воздушной струи. Выполняют его медленно, в начале с закрытыми, после с открытыми крыльями носа для усиления кинестезий.

Так же в этот период начинают подготовительные артикуляционные упражнения для звуков, которые будут поставлены первыми. Целесообразно на наш взгляд распределять в определенной последовательности звуки, которые необходимо поставить, подбирать их стоит, с наиболее легких и доступных для каждого пациента.

Необходимо приступать на подготовительном этапе к вокальным упражнениям, способствующих развитию голоса, стимулирующих активность задней стенки глотки подъема сегментов мягкого неба и опущению корня языка. У большинства ринолаликов отмечают ключичный тип дыхания, предварительно их необходимо обучать диафрагмальному дыханию. Не является помехой для вокальных упражнений отсутствие музыкального слуха. Пациента направляют на лечебную дыхательную гимнастику, если за 5-6 занятий это не удается.

Поют на подготовительном этапе только гласные звуки, так как они требуют небольшого подъема мягкого неба, после чего переходят к остальным. Только звуки А и Э поют на первых занятиях. После трех недель амбулаторных занятий добавляют звук О, затем через три – И, последним прибавляется звук У. Приступая к пению звуков И и У, небная занавеска настолько бывает натренирована звуками А, Э и О, что почти полностью отсутствует гнусавый оттенок. Выполнять эти упражнения можно как с закрытыми так и с открытыми крыльями носа.

Удерживаемое в поднятом положении мягкое небо в следствии резкого снижения тонуса его мышц через несколько секунд начинает провисать, что приводит к закреплению патологического навыка. В первые занятия надо петь не менее одной минуты, стараясь спеть терцию на звуки А и Э по два раза. С интервалом не менее пять минут такое упражнение проделывают 4-5 раз. В течении двух месяцев нагрузку доводят до восьми раз в день по три минуты.

Мною давались звуки в следующем порядке:

1. А,Э,О,У,И,Я,Е,Е,Ю.

2. Ф,С,Щ,Х.

3. П,Т,К.

4. В,З,Ж.

5. Б,Д,Г.

6. Ц,Ч,Щ.

7. Л,Р,М,Н.

Фа, фэ, фо, фу, фы, фи.

Са, сэ, со, су, сы, си.

Ша, шэ, шо, шу, ши.

Ха, хэ, хо, ху, хи.

Па, пэ, по, пу, пы, пи.

Та, тэ, то, ту, ты, ти.

Ва, вэ, во, ву, вы, ви.

За, зэ, зо, зы, зи.

Жа, жэ, жо, жу, жи и т. п.

Такие упражнения, способствуют созданию направленной воздушной струи, увеличивая выдох.

Второй этап. После операции уранопластики или изготовления обтуратора, логопедические занятия начинаются на 18-20-е сутки. Этот этап включает эти же упражнения, но их используют для решения новых задач. Для растормаживания мягкого неба для усиления глоточного рефлекса после операции используют второе и первое артикуляционные упражнения. Для того что бы не переутомить вновь сформированное небо, необходимо быть особенно осторожным. Выполняют их по схеме первого этапа.

Массаж оперированного неба. Поглаживание неба подушечкой большого пальца по всей поверхности в направлении от альвеолярного отростка к заднему краю мягкого неба. Приподнимание мягкого неба указательным пальцем. Точечные давящие и горизонтальные движения в области рубцов. Поглаживание мягкого неба горизонтальным движением. Надавливание указательным пальцем на корень языка и последующим движениям к альвеолам.

Проводят такой массаж в течении трех месяцев. Начиная с пяти раз в день по 30 секунд, понемногу увеличивая нагрузку до 10 раз по пять минут.

Кроме перечисленных мною используется электромассажер ГИА (И. А. Гаджиев, 1980). Зонды приводятся во вращательное движение, наконечники которых сооружены из эластичной мягкой резины.

Используя электромассажер работа больными переносится хорошо и более эффективно. Движения в этом случае нежнее.

Были случаи, когда послеоперационный период неудачен и швы расходятся, образуется расщелина от 2-3 мм, и до 5-8 мм. В таком случае, чтоб избежать хирургического вмешательства, прибегаем к массажу в области расхождения швов. Указательным пальцем проводятся круговые движения, по направлению к расщелине горизонтальные. Постепенно расщелина начинает затягиваться и уменьшаться в размере, после чего образуется прозрачная пленка. После чего она окончательно затягивается.

Используя этот метод мне удалось избежать хирургического вмешательства в 6 случаях. В зависимости от размера расщелины, такая логопедическая работа длительна от трех месяцев до года.

В основную, в послеоперационный период наблюдается укорочение небной занавески в связи с чем оральные звуки произносятся невнятно из-за утечки воздуха в носоглотку. В таком случае проводится массаж валика Пассавана путем надавливания и круговыми движениями указательного пальца. Таким образом его можно увеличить до 10 мм, обеспечивая компенсацию.

Упражнение – покашливание, глотание слюны, полоскание полости рта и горла, - способствующие повышению мышечного тонуса и всего артикуляционного аппарата и усиления небно-глоточного закрытия, не рекомендую маленьким детям, так как они могут вызвать у них неприятные ощущения.

Из вокальных упражнений рекомендую пение гласных звуков по схеме первого этапа; преследуя цель растормозить небо и начать работу над преодолением ринофонии. Следует петь достаточно громко для развития голоса и усиления небно-глоточного закрытия. Но форсировать звук не следует, в этом случае небе небо может быстро утомиться и провиснуть, нозализуя тем самым звук.

Постановка звука у лиц, перенесших уранопластики во многих случаях сопутствующую хейлопластику, в значительной степени отличается от классической. Объясняется это не только органическими изменениями в полости рта, но и слабостью артикуляционного аппарата, многообразием искажения звуков, снижением кинестезий и тонких слуховых дифференцировок. Поэтому мы начинаем со звуков, наиболее доступных больному.

Выбор метода и упражнений осуществляется логопедом строго индивидуально.

Третий этап. На данном этапе артикуляционные упражнения теряют свое первостепенное значение. При достаточной подвижности и длине мягкого неба от них можно отказаться. Основное значение приобретают вокальные упражнения, введение в речь ранее освоенных и постановка дефектных звуков. Целью вокальных упражнений третьего этапа является снятие ринофонии. В начале больные начинают петь отдельные музыкальные фразы, а затем короткие песенки. Музыкальные фразы должны отвечать следующим требованиям:

1. Быть простыми и легко запоминающимися;

2. с легким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха;

3. По диагнозу не выходить за пределы отработанного на предыдущих этапах трезвучия;

4. Выполняется только на речевом диапазоне.

Ребенок переходя к данному виду упражнений должен овладеть длинным диафрагмальным выдохом при пении. Чтобы обучающийся смог выучить мелодию, научился в нужные моменты дышать через нее, сначала медленно поют вместе с логопедом только на гласные звуки, затем переходят к пению со словами. Если указанный порядок не соблюдается, дети возвращаются к свойственным им патологическим навыком спонтанной речи, поскольку переход к новому виду вокальных упражнений вызывает у них значительные затруднения, усиленные нарушения слуха.

Когда мелодия и фразировка песенки хорошо отработаны на знаком ребенку гласных звуках, на следующих занятиях он может спокойно сосредоточиться на правильном произнесении слов при пении. Желательно, чтобы песенка включала слова на отработанные звуки. Не следует браться за изучение сразу нескольких песенок, что рассеивает внимание ребенка.

Так как на этом этапе производят еще и постановку звуков, из автоматизацию, заниматься пением можно очень ограниченно. Следует петь не более 10-20 минут с перерывами в течение занятия.

При автоматизации звуков следует больше использовать живую ситуативную постановку: рассказы по картинке, беседы с ребенком, загадки, игры типа лото, добавление слов в неполное предложение, пословицы, скороговорки, стихи и т. д., такой материал необходим только для закрепления новых артикуляционных навыков. Они не помогают снять носовой оттенок с живой, непринужденной речи, и нет необходимости учить наизусть много стихов, пословиц, считалок. Использовать их нужно для тренировки, дома.

Научить ребенка произносить новые звуки в словах и коротких предложениях, можно включать их в спонтанную речь. Желательно использовать игры в вопросно-ответной форме и короткие беседы. Их можно увеличивать и усложнять по ходу занятий.

Самым ответственным и длительным является третий этап. По его завершению рекомендую перерыв в занятиях на 2-3 месяца, это способствует закреплению полученных навыков.

Четвертый этап. Для достижения полной автоматизации новых навыков необходимо ввести в спонтанную речь звуки, поставленные на третьем этапе, и снять остаточную ринофонию с помощью вокальных упражнений. Остаточная ринофония вследствие низкой автоматизированности движений вновь сформированного неба в моменты спонтанной речи и длительного опыта патологической фонации после исправления дислалии особенно стойко сохраняется у подростков и взрослых.

Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа.

Для примера приведу выписки из нескольких логопедических карт.

Эльмира Э. родилась со сквозной двусторонней расщелиной неба и губы и к логопеду впервые обратилась в возрасте трех лет. При поступлении отмечались рубцовые изменения губы после двусторонней хейлопластики (операция в четыре года, сквозная двусторонняя расщелина неба, нарушения зубного ряда. Альвеолярный отросток не позволяет ребенку смыкать губы.

Речь с выраженным носовым оттенком непонятна окружающим, поскольку все согласные фонемы заменяла одинаково звучащими глухими или озвонченными глоточными звуками.

Ребенок контактен, интеллектуальное развитие соответствовало возрасту. Приступила к занятиям в ноябре 2013 года. Выполняла упражнение для развития подвижности сегментов неба (вокальные и артикуляционные) : пение терции в речевом диапазоне на звуки А и Э, произнесение этих же гласных, стимуляция глоточного рефлекса, а так же артикуляционную гимнастику для активизации губ и языка.

В течении года ребенок являлась на занятия эпизодически, так как была подвержена простудным заболеваниям. Но дома упражнялась под контролем матери.

С января 2014 года носила ортодоктический аппарат, способствующий опусканию переднего отдела альвеолярного отростка. Аппарат прикрывал часть расщелины твердого неба, что позволило приступить к упражнениям для вызывания направленной воздушной струи.

Постоянные занятия – с февраля2014 года, с пяти лет. В результате постоянных повторений ранее рекомендованных упражнений развилась подвижность сегментов неба, повысился тонус артикуляционных и мимических мышц, появилась слабая направленная воздушная струя при выдуве.

К этому времени ребенок общалась интонированной развернутой фразовой речью, в которой по-прежнему практически все взрывные, фрикативные и аффрикативные согласные замещал фарингеальными (глухие) и ларенгиальные (звонкие).

С февраля по июнь 2014 года продолжались упражнения для активизации пяточной мускулатуры и сегментов неба. Одновременно проводилась коррекция звукопроизношения. Были вызваны и внедрены во фразу губно-зубные П, Б, Ф, В, межзубные Т, С, Л и их мягкие пары.

Параллельно вокальными упражнениями развивали и расширяли диапазон голоса. Было отмечено и в дальнейшем использовано на занятиях, что наиболее легко новые фонемы вводятся в слова и фразы при пении.

В ходе занятий спонтанно появились звуки Г и межзубные З, Ц. Носовой оттенок речи несколько уменьшился.

К 20 января 2015 года восстановлены все вызванные ранее согласные. Приступили к автоматизации навыка ротового резонанса согласных фонем в рассказах и беседах. Параллельно проводилось уточнение доступных правильных артикуляций. Вокальные упражнения для тренировки подвижности мягкого неба продолжались до полного исчезновения носового оттенка в спонтанной речи.

Контрольный осмотр в январе 2014 года. Речь соответствует норме, девочка учится в массовой школе.

Абакар Г., жалобы при поступлении на неясную речь с гнусавым оттенком. Беременность протекала с токсикозом. Роды нормальные, в срок. Ранее развитие протекало нормально: зубы с семи месяцев, ходит с года, первые слова к году, фразовая речь с двух лет с носовым отеком.

Физический статус. Телосложение правильное. Изменение со стороны внутренних органов нет.

Фрикативные и аффрикативные согласные заменял фарингеальными и ларингеальными.

Неврологический статус. Сглажена правая носогубная складка. Маленький язычок выражен слабо. Под мягким небом отличается субмукозная щель размером полтора-один сантиметр. Мягкое небо при фонации сокращается вяло.

Психолого-педагогические особенности. В контакт вступает быстро. Хорошо ориентирован в месте и временах года. Правильно составляет рассказ по картинке. Выделяет картинку с четвертой лишней. Послушный, внимательный, живой. Любит играть в подвижные игры. С детьми играет спокойно. На логопедических занятиях настойчивый, усидчивый, активный. С желанием замается лепкой, рисованием. Любит слушать сказки и рассказы. Знает буквы. Есть понятие о величине, количестве и цвете.

Артикуляционный аппарат. При глубокой пальпации мягкого неба прощупывается субмукозная щель. Губы вперед выдвигает свободно. Щеки надувает равномерно. Движение языка в полном объеме, несколько вяловаты, речь неясная с носовым оттенком.

Звукопроизношение. Все звуки произносит с утечкой воздуха в нос. Отмечается гнусавость. Словарный запас большой, речь фразой, темп речи быстрый, голос громкий, дыхание укороченное.

Диагноз: ринолалия. За время посещения логопедических занятий, овладел правильным и спокойным темпом речи. Поставлены и автоматизированы все звуки. Снят носовой оттенок. Научился читать и писать. Выучил много стихов.

Заключение

Применение комплекса профилактических мероприятий укрепляет и стимулирует физическое и речевое развитие детей обеих групп, предупреждает появление вторичных наслоений тем самым подготавливает их к послеоперационной логотерапии.

Не оперированные небные расщелины вызывают задержку физического и речевого развития, в дальнейшем оказывают отрицательное влияние на формирование процессов познавательной деятельности. Ранние уронопластические операции с сужением глоточного кольца, создавая близкие к норме анатома-физиологические соотношения способствует физическому развитию ребенка, более правильному становлению его речи, частично предупреждают возникновение и закрепление патологических, артикуляционных, дыхательных и фонаторных навыков. Работа логопеда должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка – ринолалика и носит дифференцированный характер.

В отношении данный категории больных задача сейчас состоит в том, сто ы поднять на должный уровень качество не только хирургического и других видов лечения, но и всего необходимого комплекса до и послеоперационных мероприятий по логопедическому обучению больных, не упускать из виду такой фактор, как своевременность оказания помощи. Это создает оптимальные условия для ранней медицинской и социальной реабилитации детей с ринолалией.

Таким образом, упражнения составлены по принципу от простого к сложному: слоги, слова, фразы, а так же соблюдение последовательности и формирование нового звука с учетом ранее обученного.

Последовательность постановки согласных звуков по литературным данным различна. В работе над шумными согласными рекомендуется придерживаться условий: не произносить звук утрированно, а направлять выдох в место образования щели сближение органов артикуляции или смычки без видимых усилий, легко и кратко. Гласные и сонорные, наоборот, следует произносить подчеркнуто выразительно.

Хочется отметить в заключении важность проведения с больными ортофонических упражнений, формирования грудного регистра голоса и речи в целом. Использование рудного голоса, слитно, а не скандировано, проговаривания речевого материала на фоне умеренного темпа речи приводит к более эффективным результатам логотерапии.

Литература

1. Балакирева А. С. Логопедия. Ринолалия / А. С. Балакирева. – М. :В. Секачев, 2011. – 176с.

2. Вансовская Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. - СПб. : «Гиппократ», 2000.

3. Васильева Е. П. Развитие голоса и интонационной выразительности речи детей с врожденной расщелиной губы и неба: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.03. – М., 2006. – 178 с.

4. Гаджиев И. А. Методика коррекционно-логопедической работы при ринолалии. Махачкала ДГПУ. 1998, - с. 22-23.

5. Гаджиев И. А. Методика логопедических занятий с больными, страдающими ринолалией. Актуальные проблемы современного образования. Махачкала ДГПУ, 1999, - с. 19-21.

6. 6. Соломатина Г. Н. Устранение открытой ринолалии у детей : Методы обследования и коррекции. - М. : ТЦ Сфера,2005.160 с.

Публикации по теме:

Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию.

Формы и методы воспитания гуманных отношений детей младшего дошкольного возраста Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Именно в дошкольном возрасте складываются.

Индивидуальная работа по развитию речи с ребенком после КИ Индивидуальная работа по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с ребенком после КИ Тема: «Домашнее подворье.».

Консультация для родителей «Принципы воспитания по дидактическим играм» Цель: оказать помощь родителям в воспитании детей через дидактические игры. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный.

Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания» Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении.

Нетрадиционные методы экологического воспитания детей Нетрадиционные методы экологического воспитания детей Существует три группы методов экологического воспитания дошкольников:1. Наглядная.

Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Проектная работа «Развитие речи детей в семье» Развитие речи детей в семье Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития.

Консультация для молодых специалистов «Дидактические принципы и методы обучения» Конечно все перечисленные методы обучения используются в соответствии с возрастом и возможностями детей. В данной классификации можно использовать.

Задачи и принципы патриотического воспитания дошкольников Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 16:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная работа «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики»» (включая файлы) размещена пользователем Элина Ахбулатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД